Интегрированный урок окружающего мира и изо "Деревья, кустарники, травы" в 1 классе
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе , построенный на основе системно-деятельностного подхода. На уроке уточняется представление учащихся о структуре растений, их классификации по существенным признакам, активизируется познавательный интерес  к искусству и природе.Ученики работают с гербарием, частями растений в группах, парах. Учатся выполнять  линейное построение рисунка( с помощью клея ПВА  и манной крупы изображают зимние деревья).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированный урок в 1классе40.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                        «Средняя общеобразовательная школа №15»

                                                             г. Альметьевск

               Региональный семинар учителей , сотрудничающих с  АНО  Ц РиО  г. Н. Челны.

               

                      Интегрированный урок

  окружающего мира и изобразительного искусства

      «Деревья, кустарники, травы».

                             1 класс

                                                                               Учитель начальных классов

                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                                       Панкратова Е.И.

                                                                    Учитель изобразительного искусства

                                                                     первой квалификационной категории

                                                                                             Порванова В.А.  

                                                                                                  24.01.2013г.                                                                                                                                                                                                                                                           

             Окружающий мир и изобразительное искусство.

Тема :  Деревья, кустарники, травы.  Рисование зимних деревьев.

Цели:1. Уточнить представление о структуре растений, их классификации по  

              существенным признакам.  Активизировать познавательный интерес к                          искусству и природе, учить выполнять линейное построение рисунка.                                                                                                                                                                      

        2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, умение выделять главное. Развивать умение применять полученные знания на практике; развивать творческое и художественное мышление, речь, воображение, фантазию, умение оценивать свою деятельность по образцу.

      3.Содействовать экологическому воспитанию, формированию эмоциональной отзывчивости на красоту природы, формированию коммуникативных навыков

(умение целенаправленно работать в парах, в группах).

Оборудование:

-Компьютер, электронный учебник «Окружающий мир 1 класс» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов.

- мультимедиапроектор, презентация,

-аудиозапись «Релаксация»,

-гербарий, листья деревьев, плоды, семена растений;

-картон, клей ПВА, манная крупа в баночках, подносы.

Формы организации урока:  фронтальная, групповая, парная.

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент.

                       В школу мы пришли учиться.

                      Нам лениться не годится.

                     Вверх по лестнице успеха

                     Мы должны всегда стремиться.  ( «Ступеньки успеха»)

2.Актуализация знаний

А) На доске рисунки.

-Предложите задание, которое можно выполнить .(классификация, отличит.особ.)

Б) Блиц-опрос.(вопросы задают учащиеся по группам).

3. Постановка учебной задачи.

Игра «Узнай, что это?»

-Поднимите руки, если мое утверждение считаете верным.

( у 1гр.-береза, 2гр.-сирень, 3гр.-василек)

-У этого предмета есть листья.

-У этого предмета есть листья и корень.

-Что это? Почему ответы разные? На какой же вопрос мы должны ответить сегодня? ( На какие группы делятся растения и как их отличить?)  

                                На доске запись:

                                           РАСТЕНИЯ

          деревья                кустарники            травы

Работа по электронному учебнику.(зад.№1)

4.Постановка проекта выхода из затруднения.

- А как вы думаете, по какому признаку их разделили на группы? Есть ли у растений такие части, которыми они  существенно отличаются друг от друга?

Электронный учебник зад.№2.

Вывод.

У дерева один твердый ствол.( основные части-ствол, корни, крона )

У кустарника несколько твердых стволов .

У трав мягкий стебель.

(Корневая система: у дерева-до 10м, у кустарника-до50см)

Физминутка.

Выросли деревья в поле,

Хорошо расти на воле.

Каждое старается-

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветви.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

5.Первичное закрепление.

А) Работа в группах с гербарием. «Расскажи, что за растение».

Каждая группа рассказывает и доказывает, что за растение у них в коллекции.(по 3 растения).

Б) «Исключи лишнее».

-У вас в коробках лежат части растений .Определите принадлежность каждой части и исключите лишнее. ( 1гр.-все листья деревьев, один плод., 2гр.-все плоды, один лист,3гр.-все листья листв.деревьев, одна ветка хвойного)

-Как можно отличить одно дерево от другого?( клас.-лиственные, хвойные).

В) Значение растений в жизни человека.

Ответы учащихся.

Послушаем наблюдения из жизни. Как бы поступил ты?

1уч.    Мальчик сделал острый меч

           И давай кустарник сечь

         Да кричать: «  Я  здесь  храбрец!»

      -Что, и вправду молодец? Почему этого делать нельзя?

2уч.    Посмотрите на Захарку,

         Он нарвал цветов охапку.

         А подумайте вы только,

         Ну, зачем цветов рвать столько?

-Где лучше сохраняются цветы и приносят пользу?

3 уч.    Дети сажают деревья в саду.

           Коля твердит: «А я не пойду!

          Зачем деревья сажаете вы?

          Без них нам неплохо, они не нужны».

-Прав ли Коля?

6. Рисование зимних деревьев.

А)беседа

- Весной, летом и осенью мы легко можем распознать деревья и кустарники.

А можно  ли различить деревья зимой? Как вы думаете?

(Релаксация .Звучит музыка.)

-Представьте, что мы оказались в зимнем лесу.

Зима навела строгий порядок в парках и лесах. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала зима деревьям шубки, стоят они в одинаковых нарядах. Попробуй, отгадай, где какое дерево.

У художников есть свой секрет, как распознать деревья зимой.

– Красота природы воспевается  и поэтами, и композиторами. Вы читали стихи замечательных поэтов-классиков о природе в разное время года, слушали музыку, посвящённую временам года. Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Давайте рассмотрим несколько картин  русских  художников (Слайды  1-3).

 Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной!

Б) работа в группах парами.

А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим деревья.

– В какую общую фигуру можно вписать, например, березу?

– А сосну?

– А ёлочку? Рябину?

– Рассмотрим березку. Сколько крупных деталей у дерева? (Одна –  ствол)

– На что похож ствол? (На ленточку, которая сужается кверху)

– А какие мелкие детали вы можете выделить у дерева? (Его ветки, оставшиеся листья, ягоды у рябины, крона у сосны, дуба)

– Посмотрите, все ветки у деревьев разные: и по длине, и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола, а не отдельно от него.

В) показ порядка выполнения работы и самостоятельная работа в парах.

-Давайте попробуем изобразить зимние деревья. Вместо карандаша- клей ПВА,  снег-манная крупа. На картоне  обводим  по контуру ствол, сучья, ветки. Рисунок выполняем быстро, чтобы клей не высох. Посыпаем крупой, остатки высыпаем на поднос.

– Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях, да и на самом деле, деревья окружены синеватым пространством: это снег и небо.

– И поэтому мы с вами будем изображать деревья на цветном картоне голубого цвета.

– С чего начинаем изображение дерева? (Со ствола)

– Один ствол дерева, мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху, вьющаяся лента не прямая, и ствол не может быть совсем прямым. Почему?

– А теперь   изображаем ветви.

Чего еще не хватает? (Сравнение с фото на слайде).

«Рисуем» сугробы, снежинки, солнышко.

7.Итог урока.

Выставка  детских работ.

-У нас получился сказочный зимний лес. Молодцы!

Чтение стихотворения учеником о бережном отношении к природе.

8.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 3 классе на тему "Природа Астраханского края"....

Презентация к интегрированному уроку окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Презентация предназначена для интегрированного урока по окружающему миру и мтематике в 3 классе."Охрана животных"....

Интегрированный урок окружающего мира и математики в 3 классе "Охрана животных".

Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Охрана животных" проведен в 3 классепо УМК "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Научить различать и классифицировать по внешним признакам в  природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения....

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства 3 класс Тема:   Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны. Изображение заката в саванне и силуэты африканских...