Урок по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель: познакомить обучающихся с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду.
Задачи: повторить с обучающимися главные задачи экономики и экологии;
учить обучающихся выполнять задания в группах;
развивать речь детей, учить делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2012 год |
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду.
Задачи: повторить с обучающимися главные задачи экономики и экологии;
учить обучающихся выполнять задания в группах;
развивать речь детей, учить делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: музыкальная запись, электронная презентация, тесты, плакаты с изображением природы, схемы на доске – воздух, вода, почва, растения, животные, люди, информационная выставка о Курской АЭС, сигнальные карточки.
Ход урока:
- Оргмомент.
Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. У всех (у большинства) настроение солнечное! Вот к нам на урок и заглянуло солнышко! (на доске смайлик солнышка).
- Какими бы вы хотели «видеть» себя на уроке…. (ответы)
- Молодцы! Я уверена, что ваши ожидания оправдаются.
II. Вступление (звучит спокойная музыка).
Я начну урок словами великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.
- А вы, дети, внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникли после прослушивания.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
- Итак, какие мысли у вас возникли?
(Человек без природы не может существовать).
- Формирование темы и цели урока.
(На доске две иллюстрации).
- Внимательно посмотрите на эти иллюстрации. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на этом месте.
- Что вы видите?
- Что общего у этих изображений?
(Природа под угрозой).
- Как можно их озаглавить?
(Экологическая катастрофа).
- Человек не может существовать как без природы и ее богатств, так и без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред.
- Как же быть, что делать нам людям, в этой ситуации? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и сделать вывод: Что дают экономика и экология людям. Поэтому тема нашего урока «Экономика и экология».
- Какую цель урока мы поставим сегодня перед собой?
(Рассмотреть две стороны экономики).
- Работа по тестам.
Проведем «Мозговой штурм».
- Что такое окружающая среда:
а) все, что нас окружает;
б) дом;
в) школа.
2. Экология – это…
а) наука о животных;
б) наука о связях между живыми существами и окружающей средой;
в) наука о растениях.
3. Экономика – это…
а) потребности людей;
б) товары и услуги;
в) Наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства.
- Вот мы и вспомнили, что такое экономика, экология и окружающая среда.
- Назовите главную задачу экономики.
(Удовлетворение потребностей людей).
- Дом, который мы называем экономикой, имеет две стороны. Какие?
- Одна сторона – это та необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку , ни всему обществу не прожить.
Необходимая и полезная продукция |
экономика |
? |
- Это положительная сторона экономики.
- Вторую сторону экономики вы назовете сейчас сами.
- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?
- бутылка пластиковая;
- пакет.
(Учитель демонстрирует пластиковую бутылку и пакет).
- Как?
- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?
(Выбросит).
- Куда выбросит?
- Все ли люди так поступают?
- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?
Необходимая и полезная продукция |
экономика |
Загрязнение окружающей среды |
V. Физминутка.
- Изучение нового материала.
– Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.
- Давайте посмотрим, какие экологические беды приносит экономика.
(Просмотр презентации «Экологические катастрофы»).
- Работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на странице 82.
- Прочитайте заголовок.
(Две стороны экономики).
Так какими же могут быть эти две стороны экономики.
(Положительные и отрицательные).
- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос:
- Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей.
(Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)
- У нас на территории Курской области есть Курская АЭС. Несмотря на то, что атомная электростанция применяет атомное топливо, делается все возможное, чтобы она была безопасной для людей и окружающей среды. Я приготовила вам выставку, если есть желание, то на перемене вы можете рассмотреть ее подробнее.
- Назовите главную задачу 21 века? (стр. 83)
VIII. Работа по группам.
Экологический прогноз.
Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.
Мы попробуем составить свои экологические прогнозы.
I группа.
- Что произойдет с этой местностью если произойдет авария на АЭС?
II группа.
- Недалеко от озера построили завод. В его отходах содержится ртуть.
- Ребята, а вы любите свое село?
- Посмотрите глазами эколога на дорогу, по которой вы идете от дома до школы. Что вы можете сказать об экологической обстановке в вашем селе? Есть ли у вас опасные места?
(Что можно сделать в данной ситуации? Как исправить положение?)
IX. Исследовательская работа.
– Сейчас мы будем работать группами по 5 человек и решать экологические задачи. Как только группа подготовится, она сразу говорит о своей готовности.
Задача 1.
Какие цветы можно дарить на день рождения?
а) Любые цветы, которые тебе нравятся;
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Задача 2.
Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.
Задача 3.
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?
а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.
Задача 4.
Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?
а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
X. Игра «Экологический свет»
- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаете красный кружок, если действия не вредят природе – зелёный кружок.
1 ситуация.
Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.
-Не опоздал! – радостно подумал Валера.
2 ситуация.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.
3 ситуация.
Бабушка попросила Андрея собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать чай от простуды. Андрей вышел из дома и стал искать липу. Оказалось, что далеко идти не надо – вдоль шоссе росли липы. Андрей быстро сорвал цветки и принёс бабушке.
XI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься?
(Гибнет природа, ее нужно сохранить).
Сравните свой вывод с выводом в учебнике на стр. 85.
- Вспомните, какими вы были на уроке?
(Активными, внимательными).
- Оправдались ли ваши ожидания?
- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.
XII. Домашнее задание:
Стр. 81 – 84 пересказ, рабочая тетрадь стр. 44 № 3, 4.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области |
Открытый урок 3 класс на тему: «Экономика и экология» Подготовил и провел: учитель нач. кл. Лагута Е.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-181718-1360652292.jpg)
Презентация к уроку по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200969-1360524295.jpg)
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/18/picture-936285-1500359288.jpg)
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1289395-1610644204.jpg)
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Экономика и экология. 1 ч. УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя:- знакомство с двумя сторонами экономики – полезной и опасной;- раскрытие экологических проблем нашей планеты.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое эконо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1289395-1610644204.jpg)
Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Экономика и экология. 2 ч. УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя:- формирование представления о взаимосвязи экологии и экономики.Планируемый результат:Предметные:- Знать понятия экономики и экологии;- Знать задачи экономики и экологии;- Си...