Урок-суд "Воздух.Вода" Школа 2100
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок окружающего мира в 3 классе.(интегрированный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_urok_-_sud_3_klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Окружающий мир.(урок-суд)

                                     3 класс. Школа – 2100.

Тема: « Воздух. Вода

Цель: сформировать представление о состоянии воздуха и воды на Земле.

  Задачи: развитие эмоциональной сферы, наблюдательности, мышления,

                 воображения, чувства эмпатии, коммуникативности;

                 повторение, закрепление и углубление знаний о воде, воздухе;

                 воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру

                 природы, осознанию своей значимости в решении экологических

                 проблем, любознательности и пытливости в процессе учения.

Оборудование: костюмы для участников суда, таблички для участников, ин-

                дивидуальные листа с задачами, рисунки животных, вода, Кр.книга,

                магнитофон.

                                    Ход урока.

  1. Оргмомент.

Прием родниковой воды.

- Для того чтобы сконцентрировать внимание на уроке, успокоиться – сделаем глоток чистой  родниковой  воды, которая вас взбодрит и настроит на рабочий лад.

II. Сообщение темы урока.

- Урок ознакомление с окружающим миром проведем в необычной обстановке. Мы будем участвовать в судебном заседании посвященному экологии, на котором придется сформировать представление о состоянии воздуха и воды на Земле и, конечно, затронем г. Новотроицк. По ходу заседания займёмся небольшими расчётами. Пусть заседание вас не пугает тем, что вы будете сидеть всё это время. Перерывы заседания заполним минутками здоровья.

III.Актуализация знаний.

На фоне музыки звучат строки стихотворения.

- Здравствуйте, друзья!

- Здравствуй, природа!

- Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

- Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Учитель: Если бы человек каждый день вот так приветствовал не только родных  и знакомых, но и всех живых, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

- Ребята, а с какой целью Человечество продолжает уничтожать животных и растений?

Учащиеся: - Цели разные:

-Кто- то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха.

- Кто - то, хочет поохотиться в своё удовольствие.

- А кто -то, не думая, вырывает с корнем цветы.

- Убивает лягушку.

-Бросает камнем в птицу – развлекается.

Учитель: Иногда можно услышать: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

- Представить себе невозможно: без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелест листьев. Всё это нам дарит нам щедрая природа, а взамен просит только бережного и доброго отношения.

- Прочитайте задачу.

В 2004 году в нашей стране было 243 заповедника. За последние 2 года создано ещё 50 заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (293)

Физминутка

        -Аист, аист, длинноногий,

         Покажи домой дорогу.

         Аист отвечает:

        -Топай правою ногой,

         Топай левою ногой.

         Снова – правою ногой,

         Снова – левою ногой,

         После – правою ногой,

         После – левою ногой,

         Вот тогда придешь домой.

- Встать. Суд идёт. Суд над человеком.

- Сегодняшнее судебное заседание ведет судья, вымирающий категории популяции Зубров. (Выходит, садится)

- Главный обвинитель – прокурор – Тур (к вашему сведению последний Тур был убит в 17 веке) (выходит, садится)

- Адвокат – Собака – защитник человека.

- Истец – Вода, Воздух.

- Ответчик – Человек.

- Присяжные заседатели – все присутствующие учащиеся 3 класса «а».

Судья: В суд поступило заявление о нарушении допустимых норм в воздухе и воде, в связи с деятельностью человека.

- Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается!

- Слово – главному обвинителю (Туру)

Тур: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны и опасны. Он не понимает, что  в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.

На доске рисунки вымерших животных.

- Я обвиняю человека в том, что он уничтожил  такое замечательное животное, как зебра - квагга. Когда люди начали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать «солнечных лошадок»,так когда – то называли зебр древние люди.

- Ещё один пример – странствующий голубь. Огромные стаи птиц уничтожили ради вкусного мяса.

- Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

- Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на земле: люди уничтожили всех.

Тур : Где не появился человек, он всегда что – нибудь разрушал или кого- нибудь убивал.

Обращается к человеку.-А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания и недопонимания. Отравлены воздух, реки…

-Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Судья: Какое наказание, по- вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Тур: Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрчем, своё мнение относительно наказания я выскажу позднее.

Судья: Теперь слово защите.

Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна сним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Тур: Уважения?

Собака: Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

Тур: Смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам невыгодно обвинять его, а иначе кто вам даст пищу, питьё?

Физминутка

Хомка, хомка,хомячок,

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встаёт

Шейку моет, щечки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку:

1-2-3-4-5,

Хомка сильным хочет стать!

Судья: Давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты.

- Первый свидетель обвинения – Воздух.

Воздух: Давайте начнем общение со мной с решения простой задачки.

Задача: 1 крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?  

Воздух: За год только углекислого  газа в атмосферу выбрасывается 5 млрд.тонн. Из-за лесных пожаров, беспощадной вырубки леса, уничтожения лесов – уменьшается  количество  кислорода. А лес – это главный  поставщик кислорода в воздух.

А если сюда добавить выхлопные газы  от транспорта, котельных, химических  и цементных заводов и заводов черной  промышленности?

- Во всем виноват человек!

Рука из- за зала: Уважаемый суд! Ваша честь!

- У меня вопрос к свидетелю обвинения.

- Есть ли в нашем городе предприятия, влияющие на чистоту воздуха и какие?

Воздух: Да, имеются. Я пригласил работников этих предприятий.

Ваша честь, разрешите им высказать свое мнение.

Судья: Пригласите свидетелей.

Металлург: Здравствуйте, Ваша честь, уважаемый суд!

- Я, действительно, сталевар орденоносного металлургического комбината        « Уральская сталь». За годы существования комбината, мы выбросили в атмосферу не 1 тонну сажи, но в последнее время новейшая технология по газоочистке дала хорошие результаты.

Судья: Прошу вас остаться в зале суда.

- Следующий свидетель – работник химического завода.

Химик: Уважаемый суд! Ваша честь! Я работник Новотроицкого химического завода. На нашем заводе выпускают удобрения и лакокрасочную продукцию. Грозный химический элемент, который выбрасывается в атмосферу приносят значительный вред здоровью горожан и окружающей среде. Техническая вода, участвовшая в производстве, сбрасывается в отстойник – это озеро рядом с заводом. Мы часто погибших птиц возле этого озера. Но в последнее время прибыль нашего завода позволяет устранять вредные выбросы в атмосферу и гидросферу.

                      

                             Хоть и радужна среда,

                             Наши краски хоть куда

                             На работе, дома, даче

                            Дышим газами и плачем!

Судья: Прошу вас остаться в зале суда.

- Пригласите 3 свидетеля – представителя цементного завода.

Цементник: Уважаемый суд! Ваша честь! Я работник цементного завода г. Новотроицка. За годы существования нашего завода ни 1 тонна цемента выброшена на земельные участки садового общества п. Максай и поэтому, почва в окрестностях завода – серого цвета, она стала менее плодородной, а взвешенные частицы цемента и сопутствующие газы с печей обжига приводят население к заболеваниям дыхательных путей. Заметно улучшился фасад здания, но не настолько улучшилось состояние выбросов в атмосферу.

                             Вы, простите садоводы,

                             За порошу среди лета,

                             Наш цемент, ведь тоже нужен

                             Для строительства объекта.

Физминутка.

Судья: Спасибо. Присаживайтесь.

- Следующий свидетель обвинения – Вода.

Вода: Уважаемый суд! Ваша честь!

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно бы заполнить 10000 товарных поездов.

- Ваша честь! Разрешите обратиться к присутствующим в зале.

- Кто – нибудь из присутствующих может привести пример в качестве пагубной деятельности человека на гидросферу?

Из зала

- Я прочёл, что даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок.

- В реках Дунай, Волга, Сена из – за деятельности человека вообще купаться нельзя.

- В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

А в озере Байкал в результате деятельности бумажного комбината теряет способность самоочищаться. Омуль еле шевелится, нерпы плачут.

- Бухта Находка, Золотой рог, Амурский залив потеряли своё промысловое значение из - за загрязненности. В результате, медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.

- А еще мне хочется добавить о том, что бухта Золотой рог, мертва. На её дне лежит полуметровый слой мазута.

Вода: Ваша честь! У меня есть незаявленный, но приглашенный свидетель – это обитатель водоёма.

- Прошу суд предоставить возможность заслушать его показания.

Судья: Удовлетворяю Ваше ходатайство.

- Пригласите,  свидетеля обвинения.

Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, на наше горе, относимся к «нелюбимым» человеком существом, к противным. И никому нет дела, что мы уничтожаем 2 %вредных насекомых. Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны!

- Я проведу с вами минутку здоровья.

           Две лягушки вечерком,

           На лугу сидели

           Две лягушки вечерком,

           На луну глядели.

           Ква – ква – ква – ква

           Ква – ква – ква

           На луну глядели.

           Тут комарик на лужок

           Прилетел под липки .

           Сел на тонкий лопушок,

           Заиграл на скрипке.

           Пили – пили-пили - ли,

           Заиграл на скрипке.

           Две лягушки комара

           Мигом услыхали.

           На лужайке до утра

           Польку танцевали

          Ля – ля – ля – ля

          Польку танцевали.

Судья: Вопросы к свидетелю есть?

- Нет! Прошу вас пройти в зал.

- Приглашаются следующий свидетель – Почва.

Секретарь: Ваша честь, по некоторым причинам Почва не явилась на заседание суда.

- Разрешите мене, Ваша честь, задать  вопрос к присяжным заседателям, т.е присутствующим в зале.

Судья: Разрешаю.

Секретарь:

- Что такое почва?

- В результате чего она возникает?

- Что такое гумус?

- Как называются самые плодородные и богатые перегноем почвы?

- Плодородие почв – главное богатство любой страны. Как мы, люди, должны относиться к почве?

Учащиеся: Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А разрушить её очень быстро. За последние 100 лет, разрушена ¼ часть всех плодородных почв.

- Почву надо беречь от выветривания и вымывания.

- При вспашке нужно распахивать поперёк склона, что способствует сбережению почвы.

- От выветривания люди сажают деревья.

Судья: Слово защите.

Собака: Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить 1 тонну стали необходимо – 15о тонн воды, чтобы получить 1 тонну бумаги – 250 тонн воды.

- Человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют, затем опять очищают и снова используют.

- Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония  запретили изготовления аэрозолей.

- Сокращает человек и выброс выхлопных газов машинами. Начали выпускать машины на электричестве, солнечных батареях.

Судья: Мы выслушали свидетелей и защиту. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?

Собака: Ваша честь! На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем человека.

Человек: Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам не легче.

Все вместе  (работники заводов и сам человек):

                        Оправданья нет для нас

                        Просим мы у вас прощенья

                        Пустим фейерверк для вас

                        В новогоднее веселье!        

 Судья: Какое же решенье нам принять?

 - Прошу внимания!

- Суд удаляется на постановления решения!

- Встать, суд идёт!

- Обвиняемый, встаньте, пожалуйста!

- решение: пусть человек исправит то, что пока ещё можно исправит. А если не исправит, тогда его постигнет участь Тура: его не станет. Ведь без всех нас и ещё многих  без чистого воздуха, чистой воды и много другого, он не сможет выжить.

Судья: Заседание объявляется закрытым!

Итог урока. 

                     Коль суждено дышать нам воздухом единым,

                     Давайте же мы все навек объединимся,

                     Давайте наши души сохраним!

                     Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Рефлексия:

                     Напряженье улетело

                     И расслаблено все тело

                     И расслаблено все тело

                     Будто мы лежим на травке

                     На зеленой мягкой травке

                     Светит солнышко сейчас

                     Губы чуть приоткрываются

                     Всё чудесно расслабляется…

- О чем говорил на уроке?

- Что понравилось, чем запомнился?

- Какую пользу для себя взяли?

Учитель: Я очень довольна вашей работой и вами на уроке.

- Мне было с вами интересно! Спасибо за хорошую работу!

Домашнее задание: нарисовать плакат  « О бережном отношении к природе!»

                              

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...