Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян".
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Лебедева Людмила Анатольевна

    Урок -экскурсия  проведён в школьном музее с использованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_4_klass_lebedeva_l.a.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  общеобразовательное учреждение

    Сандовская средняя общеобразовательная школа

    п. Сандово  Тверской области

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме

    « Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян»

                                                  

                                     Материал подготовила:

                                     Лебедева Людмила Анатольевна,

                                     учитель начальных классов

                               МОУ Сандовская СОШ  п. Сандово,  Тверская область.

                                   

    Пояснительная записка.

         Урок по курсу «Окружающий мир»  в 4 классе разработан на основе программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») с применением учебника А.А. Плешакова  «Окружающий мир. Мир вокруг нас» М.: Просвещение, 2008 год. Урок запланирован и проведён в школьном краеведческом музее «Русская горница».

          Форма урока - урок – экскурсия с использованием мультимедийных средств обучения.

           Перед уроком обучающиеся делятся на 4 группы и рассаживаются по группам. Заранее на уроке музыки разучивается «Троицкая песня». К уроку готовятся  сообщения по темам: «Печь – душа крестьянского дома», «Духовный центр дома». У входа в музей гостей встречают мальчик и девочка в русских костюмах – хозяин и хозяйка.

    Цели урока:

    1. познакомить с бытом, традициями крестьян, с миром крестьянской  избы;
    2. развивать познавательные и творческие способности;
    3. воспитывать интерес к русской народной культуре, духовному богатству русского народа.

     Задачи урока:

    1. ввести в речевую практику детей понятие «изба»;
    1. показать самобытность, талантливость русского народа, его простоту и глубокую           духовность;
    2. формировать уважение и бережное отношение к традициям предков;
    3. развивать умение связно и последовательно передавать полученную информацию;
    4. воспитывать мотивацию к учению.

    Ожидаемый результат.

           В ходе урока обучающиеся должны знать: определение «изба», названия орудий труда крестьян, назначение печи и значение «красного угла», названия основных старинных предметов и их назначение, название одежды крестьян, отличие праздника «Троица» от других народных праздников.

          В ходе урока обучающиеся должны уметь: показать орудия труда (соху, борону, цеп, серп), показать основные старинные предметы мебели и утвари; рассказать о быте и занятиях крестьян, о крестьянской избе и народных праздниках.

    Тип урока.

    Нетрадиционный (урок – экскурсия). Урок  получения новых знаний.

    Техническое обеспечение урока:

    1. компьютер, мультимедийный проектор, экран;
    2. магнитофон, записи народной музыки;
    3. 2  костюма в русском стиле, ленты;
    4. макет берёзки;
    5. карточки с заданиями для групп;
    6. выставка книг;
    7. презентация.

    Конспект урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1. Подготовка  и мотивация.

    Организует начало урока. Создаёт эмоциональный настрой, психологически готовит обучающихся к работе на уроке.    

           

    - Сегодня мы проведём урок истории в школьном музее «Русская горница». С каким настроением вы пришли на урок?

    - Хозяин и хозяйка рады встрече с вами.

                Будет всем вам  ох приятно,

                 Побывать в гостях у нас,

                 Мы здесь рады видеть вас!

    - Мы отправляемся в увлекательное и полезное путешествие к нашим истокам.  Вы, ребята,  должны быть внимательными, активными; будем помогать друг другу, ведь нас ждут удивительные открытия. Для продуктивной работы мы уже разделились на группы.





    Включаются в деловой ритм урока.


    Выходят мальчик и девочка в русских костюмах.





    Знакомятся с членами своей группы.

    2. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

        Проводит проверку знаний обучающихся.  Применяя  частично–поисковый метод, создаёт проблемную ситуацию и подводит учащихся к самостоятельной постановке темы и целей урока. Показывает практическую значимость изучения нового материала, ставит перед учащимися проблемы.


    -  Изучая историю,  мы прошли длинный путь вместе с её героями. Опыт жизни наших предков помогает создавать будущее, делает его богаче, красивее.

    Умный, сильный наш народ

                Далеко глядит вперёд.

                Слава русской старине!

                Слава нашей стороне!

    - Сегодня на уроке нам  необходимы будут понятия. Прочитайте их.

    Слайд 2



    - Какие из терминов вам знакомы? Дайте определение.

    - Какому термину вы не могли дать определение?

    Попытайтесь сформулировать  тему урока. Слайд 3 



    - Я приглашаю вас совершить путешествие во времени и побывать в крестьянской избе. О чём хотели бы узнать? Выскажите свои пожелания.

    - Сегодня на уроке познакомимся с миром крестьянской избы, с бытом крестьян, узнаете об их  занятиях и народных праздниках.  

    Слайд 3

    - С какой целью мы будем изучать эту тему?

    - Старое уходит, но помнить о нём просто необходимо, нельзя забывать о корнях своих.










    Слушают, отвечают на вопросы, повторяют изученные понятия.                                                                                    














    На основе учебно-проблемной ситуации, созданной учителем,  формулируют тему урока и его задачи.








    Обучающиеся осознают, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

    3.

    Актуализация ранее полученных знаний. Работа с лентой времени.

    Определяет временные промежутки изучения материала. Проверяет знания обучающихся.


    - Определите временные промежутки нашей темы. Мы рассмотрим период от начала  правления Александра I до начала правления Николая II. Назовите даты.   Какой это век?          

    - Покажите на ленте времени.

    Слайд 4      






    Дают ответы на вопросы, повторяют даты. На ленте времени  показыва- ют временные проме-

    жутки изучения материала. Проводят самопроверку.

    4. Поиск новых знаний. Занятия крестьян.












































    4.1 Закрепление

    Учитель знакомит обучающихся с орудиями труда крестьян. В ходе объяснения материала демонстрирует орудия труда, показывает слайды. Для первичного закрепления использует кроссворд. Он позволяет плавно перейти ко 2 части изучения нового материала.


     - Хотя варяги и называли Русь Гардарикой «страной городов» основная масса населения жила в сельских поселениях. Как называлась эта категория жителей?

    - Какое занятие в жизни крестьян было основным?

    - Главным занятием было земледелие.  Посмотрите на орудия труда. (Соха, борона – суковатка, серп, цеп)    

    - Предположите для чего они предназначались.

     Слайд 5

    - Сохой крестьянин вспахивал землю. Затем приступал к сеянию, наполнял семенами лукошко, вешал его через плечо и выходил на пашню. Ручное сеяние требовало большого искусства, чтобы не получилось так: здесь пусто, а там густо.   Заделывали зёрна бороной – суковаткой. Она разрыхляла зубьями почву и закапывала семена. В августе жали хлеб серпами.  После сушки обмолачивали цепом и размалывали жерновами.

    - Легко ли крестьянину доставался хлеб? Дорога цена крестьянского хлеба! Поэтому так и ценится хлеб.

    - Разгадывая  кроссворд, закрепим полученные знания и узнаем, где жили крестьяне.

    Слайд 6

    - Каждая группа получает задание - загадку. Отгадываете загадки, обосновываете ответ.

    1. Какая хлебная культура была основной в 19 в.?

    1. Чему поклонялись в старину, что считали основой жизни?

    3. Сито вито о четыре угла, пять пятаков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел.

    4.   Баба – яга вилами нога; весь миркормит, сама голодна.  

    - Проверяем. Читаете загадку, называете отгадку, доказываете по каким признакам угадали предмет.

    Слайды  7,8,9, 10



    - Покажите все названные орудия труда крестьян.


    Отвечают на вопросы, делают предположения.


    Рассматривают орудия труда, показывают их.























    Работают в группах, отгадывают загадку.

    Готовят обоснование своему ответу.

    Один обучающийся от группы отвечает, остальные контролируют, дополняют ответ товарища.

















    Находят борону, соху среди орудий труда в музее.

    5.«Открытие» новых знаний.

    Мир русской избы.

    Показывает на слайде картины с изображением избы. Показывает часть крестьянского дома в музее. Учит слушать товарищей и делать выводы.


    -  Прочитайте ключевое слово в кроссворде. Где же жили крестьяне?  

    - Крестьяне строили небольшие дома – избы.

     Слайд  11

    - Строили наши предки свои дома из дерева при помощи одного топора. А потому – то избы и назывались рублеными. Крестьянин стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.


    - Какой вы себе представляете крестьянскую избу?

     

    - Перешагнём через порог русской избы.

    Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Само слово «изба» произошло от древнего «истба». Без печи нет избы. Хозяйка дома расскажет нам о печи – душе крестьянского дома.

    Слайд  12


    Сообщение 1.  

     Рады видеть вас у печки.

    Без неё и дом пустой:

    В ней и жаришь, в ней и паришь,

    И зимой в ней как весной.

    В старину так говорили:

    «Печь нам мать родная всем».

    На печи всё красно лето.

    На печи и сплю, и ем.

          Расположение печи определяло планировку избы. Традиционно печь располагалась рядом со входом.  Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа.

          Центром печи является горнило в котором  происходит процесс топки и приготовления пищи. Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается. На шестке в тепле хозяйка могла держать приготовленную пищу. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. Даже мыться ухитрялись крестьяне в печи. Печь помогала избавиться от многих болезней.

    Русская печь – это и посуда особой формы: горшки, чугуны.  У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.

    С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой - хранитель домашнего очага. Когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках, уехал вместе со всеми.
     Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.

    - Перечислите  и покажите предметы, которые запомнили из рассказа.






    Находят в кроссворде ключевое слово, называют его.



    Рассматривают на слайде избу, слушают учителя.




    Словами описывают избу крестьянина












    Ученица подходит к печи  и рассказывает по теме

    , сопровождая свой рассказ показом












    Обучающиеся слушают, рассматривают предметы, рассматривают изображение печи   на слайде.



















    Показывают названные предметы в музее

    - Хозяин дома познакомит нас с духовным центром дома.      

      Слайд 13


    Сообщение 2.

       Самое почетное место в избе - «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке – божнице  стояли иконы, всегда горел  «небесный» огонь лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Для того чтобы поделиться своими бедами, попросить счастья, люди обращались к иконам.

           Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.  В красный угол сажали самых дорогих гостей для душевной беседы, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

           Стол был главным предметом мебели, так как в народной традиции стол считали ладонью Божьей, протянутой к человеку. И не зря говорят, приглашая к столу: «Угощайтесь, чем Бог послал». Стол был местом, где происходило единение людей.


    - Что вы скажете о крестьянской избе? Какой она была?

    - Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла она в себя вобрала.

    - Что вы почувствовали, слушая рассказы хозяина и хозяйки? (Теплоту, одухотворённость вещей, которыми окружал себя человек)







    Учащийся рассказывает по теме «Красный угол».

    Обучающиеся слушают, рассматривают экспонаты красного угла в музее. Затем рассматривают изображение части избы с «красным углом»   на слайде.













    Учащиеся делают вывод  на основе полученных знаний.

    6.Самостоятельная работа в группах. Проверка работы в группах.

     Раздаёт карточки с заданиями. Включает музыку. Контролирует  работу учащихся, отвечает на вопросы.


    - Продолжим узнавать жизнь крестьян и мир крестьянской избы.  Поработаем  в группах. Предлагаю 4 варианта заданий.

    - Выполняя задания, можете пользоваться справочниками, энциклопедиями.

    - Старайтесь выполнять работу сообща, разделите обязанности, выберите докладчика. Работу нужно выполнить за то время, пока звучит музыка.


    - Проверим, как справились с заданиями. Прочитайте задание, дайте свой ответ, попробуйте показать эти предметы в музее.

    1 группа «Сяду рядышком на лавке»

    Задание: выберите только те предметы, которые могли находиться в доме крестьянина.

    Сундуки, диван, полати, стенка, лавки, кресло, стол, посудные полки, стул, тумбочка.

    После выступления группы по заданию учитель обобщает сказанное. Показывает предметы в музее.

    - Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, полати, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.  Широкие лавки стояли вдоль стен. На них и сидели, и спали.  Одежду крестьяне хранили в сундуках или коробах. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше.

    Слайд 14

     2 группа «Знай да умей»

    Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. (Утварь – это предметы, необходимые в быту). Задание: соедините старинные предметы и их назначение. Покажите эти предметы в музее.

    Кринка

    чугунок

    лукошко

    солонка

    1.  Глиняный сосуд для хранения  молока.

    2. Сосуд для приготовления пищи в печи. В нём варили кашу, щи.

    3. Использовали для сбора грибов, ягод или хранили крупу, зерно.

    4.  Сосуд для хранения и подачи соли на стол.

    Учитель ведёт экскурсию и рассказывает о посуде, которую использовали крестьяне.

    - В жилище крестьянина имелась  нехитрая деревянная и глиняная посуда: горшки, ковши, миски. Немало  было и плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов.


    3 группа «По одёжке встречают».

    Задание: нарядите крестьянку в летнюю одежду. Среди карточек найдите лишние.

    кокошник

    рубаха

    сарафан

    лапти

    платье

    туфли


    После отчёта группы и показа полученного эскиза учитель рассказывает об одежде крестьян, используя иллюстрации.

    Слайд  15

    - Одевались  крестьяне так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за животными и делать другую работу. А ещё одежда определяла положение человека в обществе. Женщины носили рубаху, поверх надевали сарафан, на ноги – лапти, голову покрывали кокошником. Мужчины поверх штанов носили короткую рубаху – косоворотку. Рубаху подпоясывали поясом. Обувь – лапти, а на голове гречневик, так называли шляпу.


    4 группа «Делу время, а потехе час». Умели люди работать, умели и отдыхать. Задание: соедините названия праздников и их элементы.

    Рождество

    Масленица

    Троица

    1. Раз в крещенский вечерок

                Девушки гадали,

                За ворота башмачок

                Сняв с ноги бросали.      

    1. Весна красна!

    На чём пришла?

    На чём приехала?

    На сошечке,

    На бороночке.

    1. Бёрёзонька кудрявая, моложавая

    Под тобою берёзонька

    Всё не мак цветёт,

    Под тобою берёзонька

    Не огонь горит.

    Красны девушки в хороводе стоят

    Всё песни поют.

    Учитель слушает ответы, добивается доказательств.

    - Какие из праздников вам знакомы? Традиции каких праздников уже возвратились в нашем крае и вы участвуете в их праздновании?








    Выбирают вариант задания.







    Слушают ответы товарищей, делают дополнения.


    1 группа.

    Выбирают карточки по заданию.



























    Соединяют карточку предмета и его назначение. Находят этот предмет на полке музея. Рассказывают о его назначении.



















    Приклеивают к макету нужную одежду и называют ту, которую крестьяне не носили.






    Соединяют карточки с названиями праздников и их элементами. Доказывают свой выбор.



















    Делятся впечатлениями

    7. Театрализа

    ция праздника «Троица».

    Рассказывает о празднике «Троица» с показом картины праздника на слайде.

    Слайд  16

    - Русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению многие из них почти забыты. Конец весны, начало лета  – время красивого, весёлого праздника – Семик - Троицы. Его ещё называют  Праздник русской берёзки, Зелёные святки. Избы украшали веточками берёзы, девушки водили хороводы вокруг берёз, завивали  лентами ветки берёз, загадывая желание.  


    -  Мы приглашаем вас на праздник.

    Этот праздник - непростой,

    Троицей зовётся.

    Он бёрёзонькой густой

    в душах отзовётся,

    Ветерочком прошумит

     в ивах придорожных

    И объявит, что венки

    заплетать всем можно.

    Учитель встаёт вместе в хоровод

    - Исполним «Троицкую песню».




    Слушают рассказ учителя, рассматривают картину.








    Выходит девочка в платочке с лентой в руке и читает стихотворение.







    Выходят девочки в платочках, в руках у них ленты для украшения берёзки. Они водят хоровод вокруг берёзки, завязывают ленты,

    исполняют «Троицкую песню», мальчики слушают.

    8. Итог урока.

    Рефлексия.

    Выявляет восприятие изученного материала. Определяет степень сформированности новых понятий. Оценивает работу класса в целом и работу отдельных обучающихся.


    - Вот и подошло к концу путешествие в далёкое прошлое нашего народа. О чём вас заставил задуматься урок?

    - Был ли на уроке момент удивления?

    - Чему можно научиться у крестьян 19 века?

    -  Вернёмся к терминам. Какому понятию мы не могли дать определение?

    - Что же такое изба?  

    Слайд 16

    - Какие знания помогли решать проблемы урока?

    - Каких знаний вам не хватало и чем вы воспользовались?

    - Захотелось ли вам больше узнать по этой теме?

    - Оцените свою работу и работу товарищей.









    Отвечают на вопросы.





    Дают определение избе. Проверяют правильность на слайде.





    Высказывают мнения, оценивают работу на уроке.

    9.   Домашнее задание.

    Разъясняет методику выполнения домашнего задания. Знакомит с выставкой книг. 

    Слайд 17

     - На дом предлагаю задание по выбору:

    1.  Составить рассказ «Жизнь крестьян в 19 веке».

    2. Найти новый материал о крестьянской избе родного края,  о народных праздниках,  о котором на уроке не говорили.

    - Урок хочется закончить  словами « Пусть не оскудеет наша память, чтобы помнили о корнях своих».

    Рассмотрите книги, представленные на выставке, рассмотрите экспонаты музея, о которых шла речь на уроке.






    Записывают задание в дневник.


    Рассматривают книги, представленные на выставке, рассматривают экспонаты по теме.

    Список  литературы.

    1. Плешаков  А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. в 2ч.  М.: Просвещение, 2008 год.
    2. Культура и обычаи древнего народа / сост. В.М.Соловьёв М.: Издательство Оникс, 2007.
    3. Культура и обычаи древнего народа / справочник для учителя М. Дрофа, 1998.
    4. Чудакова Н.В. «Я познаю мир» Москва «АСТ» 1996
    5. «Тайны Древней Руси» авт. – сост. В.М.Соловьев. М.: Издательство Оникс, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

    Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян."

    Замысел  урока возник  на основе материалов занятий по окружающему миру и истории. Дети готовили материалы о своей  родословной. Некоторым удалось добрать...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь луга"

    создать условия для ознакомления с разнообразием животных и растений лугов; раскрытия значения лугов для человека, экологических проблем, связанных с данным сообществом; определения границ знания и «н...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"

    Урок раскрывает историю происхождения древних славян, даёт характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта, развивает логическое мышление; умение работать с картой...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"...

    Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян"

    Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян....

    Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь древних славян"

    Тип урока: открытие нового знания.Форма проведения: урок-путешествие.Формы и методы работы: индивидуальная, групповая, частично-поисковая.Материально-техническая база: ноутбук, проектор, интерактивная...