Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Экологический суд"
    классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

    Вакушина Ольга Петровна

    Данное мероприятие для учащихся 3-4 классов.

    Цель: воспитание бережного отношения к природе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologicheskiy_sud.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    Экологический суд

    Цель: воспитывать бережное отношение к природе

    ПЕСНЯ «РОССИЯ»

    Ведущий: Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это Земля. Когда в одной её части наступает день, то на другой сгущается мрак ночи. Природа планеты Земля богата всевозможными красками и орнаментами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды и чарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и завораживающий аромат растений, пленяющее пение птиц и волнующие картины ландшафтов, окружающих нас со дня рождения. Порыв весеннего ветра и капля летнего дождя, чудесный цветок и полновесная гроздь ароматных плодов – вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.

    ПЕСНЯ «РОССИЯ»

    1-ый ученик:

    Есть просто храм,

    Есть храм науки,

    А есть еще природы храм-

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свет в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь,

    Входи сюда,

    Будь сердцем чуток

    Не оскверняй её святынь.

    Ведущий: Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Замечательный писатель и большой любитель природы М.М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многим виды животных. Человек многим обязан природе, особенно лесу.

    (Выставляются ёлочки)                 ТАНЕЦ

    2-ой ученик:

    Здравствуй лес, дремучий лес,

    Полный сказок и чудес!

    Ты о чём шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою?

    Что там шепчешь на заре?

    Весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей томится?

    Что за зверь?

    Какая птица?

    Все открой, не утаи:

    Ты же видишь мы свои!

    Девочки:

    1. Лапы елок прикрыли избушку,

    Где живет дядя Ваня – лесник.

    Приходите к нему на опушку –

    Всех приветливо встретит старик.

    Девочки:

    1. Дядя Ваня про птиц нам расскажет,

    Вспомнит, как подстерег он лису,

    Самый лучший малинник покажет

    И грибные местечки в лесу.

    (Под музыку выходит дядя Ваня и садиться на пенек. Девочки и мальчики подходят к нему и садятся на корточки и слушают его).

    Дядя Ваня:

    Лес не только для нашей забавы,

    Он богатство всей нашей страны.

    Все деревья в нем, ягоды, травы

    Нам на пользу, друзья, взращены.

    Каждый куст берегите, ребята!

    Где росток ты увидишь простой,

    Может вырасти дуб в три обхвата,

    Березняк иль малинник густой.

    А уж сколько, орехов и ягод!

    Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

    Сердцу любо, коль знаешь, что за год

    В сосняке разрослась молодежь.

    Хорошо здесь в лесочке прекрасном,

    Дядя Ваня гостям своим рад.

    Ведущий:

    Существует такая связь между жизнью леса, его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов.

    Дети:

    1. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит 1 сова спасает в год 1 тонну хлеба.
    2. У кукушки необыкновенный аппетит, за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
    3. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.

    ЛЕСНИК

    Дядя Ваня:

    1. Люди нередко  меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?

    (показывает 2 картинки)

    Представьте себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве а крот – под землей. Смогли бы они это сделать? Почему?

    1. В наших лесах живет много зверей, птиц и насекомых. Попробуйте догадаться о ком речь?

    Дети:

    1. Хитрая плутовка

    Рыжая головка

    Хвост пушистый – краса!

    А зовут её – (лиса).

    1. Горбоносый, длинноногий,

    Великан ветвисторогий,

    Ест траву, кустов побеги

    С ним тягаться трудно в беге

    Коль такого довелось

    Встретить, знайте, это ….(лось)

    1. Длиннохвостая она

    Со спины черным – черна

    Брюшко белое да плечи,

    Тарахтенье вместо речи

    Хоть кого увидит - вмиг

    Поднимет стрекот крик

    Кто это?                                  (сорока)

    Лесник:  Эту птицу в народе зовут балаболкой и пустомелей. Так ли это на самом деле? За что сорока получила такие прозвища? Какое значение для других животных имеет «стрекот-крик» сороки? Попытайтесь ответить на эти вопросы.

    Всем порядком надоедает эта птица во время прогулок по лесу – вот опять распрощалась! Однако сорока вовсе не является балаболкой и пустомелей. Эта птица в птичьем сообществе выполняет роль оповестите: её взволнованный треск  несет информацию о грозящей опасности и к ней прислушивается весь животный мир. Таким образом, трескотня сороки – это своеобразная информационная связь, которую в природе выполняют и звуки, и запахи, и формы, и краски. Нарушение этих связей грозит опасностями многим живым организмам.

    1. Он как елка, весь в иголках

    Ловит смело страшных змей

    И хотя он очень колкий

    Обижать его не смей!

    Он в лесу живет, но вхож

    И в сады, отважный …                  (ёж)

    1.   Хозяин лесной

           Просыпается весной

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой                         (медведь)

    1. Из травы, с зеленой кочки

    Раздается странный звук

    Будто рядом молоточки

    Выбивают  тук-тук-тук

    Будто к наковальне встал

    Ловкий человечек

    То в траве застрекотал маленький …         (кузнечик)

    Песня «В траве сидел кузнечик»

    Ведущий: Лес – это наш друг. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Ни кто не должен забывать, что здесь он в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

    Ребята, на уроках естествознания вы узнали немало правил, как вести себя в природе. Давайте вспомним эти правила. Ведь, вы хотите многое увидеть и услышать во время прогулки по лесу, а для этого нужно:

    (Выходят дети со знаками в руках)

    1 ребенок      - Не оставляйте мусор в лесу!

    2 ребенок      - Не ломайте кустарники и деревья, не качайтесь на них! 

    3 ребенок      - Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники!

    4 ребенок      - Не разжигайте костры, берегите лес от пожара!

            Помните: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.

    Игра «Хорошо или плохо»

    (Лесник залает вопрос «Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?» 2 команды детей по 4-5 человек)

    Хорошо

    1. Цветы красивые можно подарить кому-нибудь
    2. Хороший запах от них.
    3. Когда в доме цветы стоят, становиться уютно.

    Плохо

    1. Быстро завянут, и их выбросят.
    2. Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе.
    3. Они быстро исчезнут.
    4. Лес станет некрасивым, пустым.
    5. Это лекарственные растения из них делают лекарства.

    (Подведение итогов)

    5 ребенок      - Не рвите большие букеты цветов, особенно надо беречь те растения, которые                   занесены в Красную книгу.

    Песня «Мир похож на цветной луг»

    Ведущий: Есть растения, которые помогают при лечении различных заболеваний. А какие это растения, вы узнаете, если отгадаете загадки.

    1. Тонкий стебель у дорожки

    На конце его сережки

    На земле лежат листки –

    Маленькие лопушки                            (подорожник)

    (лечит ранки, применяется в виде настоя  как отхаркивающие средство, при желудочно-кишечных заболеваниях)

    1. Ты растение не тронь,

    Жжется больно, как огонь                  (крапива)

    (при кровотечениях)

    1. Стоят кругом сестрички:

    Желтые глазки, белые реснички                  (ромашка)

    (при заболеваниях горла)

    1. Дикой розой называют,

    Как лекарство применяют                       (шиповник)

    (витамин С, при малокровии. При истощении организма)

    Звучит тревожная музыка

    1 ребенок

       - На земле исчезают цветы,

    С каждым годом заметнее это,

    Меньше радости и красоты

    Оставляет нам каждое лето

    2 ребенок

                          - Откровенье цветов луговых

    Нами понято было едва ли

    Беззаботно топтали мы их

    И бездумно, безграмотно рвали.

    3 ребенок

                          - В нас молчало безумное «стой!»

    Нам казалось всё мало, всё мало

    А потом в толчее городской

    Мы охапки тащили устало.

    4 ребенок    - И не видели, как из-под ног

    Молчаливо, дыша еле-еле

    Обречённо глядел василёк,

    Безнадёжно гвоздики глядели.

    Танец ведьм

    Сценка «Девочка-ромашка» (выходит под музыку девочка, в руках букет цветов)

    Девочка       - Много трав растёт полезных

    На земле страны родной

    Могут справиться с болезнью

    Мята, пижма, зверобой.

    Травяная

    ведьма         - Я хочу тебе, дружок,

    Дать в букет ещё цветок.

    (Протягивает пучок дурмана)

    Девочка       - Разгадала твой обман!

    Посмотрите, вот дурман –

    Ядовитая трава

    Разболится голова

    От подарка твоего

    Забирай назад его.

    (травяная ведьма убегает)

    Девочка       - Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость.

    То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

    Травяная

    ведьма               (крадучись возвращается обратно)

                         - Я одумалась, ребята,

    Лучше вместе в лес пойдем

    Соберём шалфей и мяту

    Нежных ландышей нарвём

    Дома их поставим в воду.

    Девочка       - Поняла я, братцы, сразу

    Хитрый замысел её.

    (Загораживает ребят от ведьмы. Ведьма грозит девочке и убегает)

    Девочка       - Мы растенья эти знаем

    Бережём и охраняем

    От таких лихих, как эта

    Собирательниц букетов

    В книгу красную они

    Уж давно занесены

    Мы их рвём не на потеху

    Отнесём мы их в аптеку

    Из даров лесного царства

    Люди делают лекарства.

    1 ребенок    - Мы безмерно богаты

    В наших чащах и рощах

    Столько всяких пернатых

    Просто диву даёшься.

    2 ребенок     - И, конечно, тревожно

    Что порой мы безбожно

    Не храним, что имеем,

    Не щадим, не жалеем.

    3 ребенок    - Ни за что не в ответе

    Словно самую малость

    Нам на этой планете

    Жить и править осталось.

    4 ребенок    - Не хозяева вроде

    Так добро своё губим

    И гордимся природой

    И отечество любим.

    5 ребенок    - Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они

    На планете мы останемся одни.

    Песня «Огоньки фонарики дружбы»

    Ведущий: Иногда слышишь «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить это невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт природа. Всё это даёт природа. А взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

    Итак, суд. Суд над человеком.

    Действующие лица:

    Судья – Зубр. (Было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров не задумываясь истребляли)

    Главный обвинитель – Тур (последний Тур был убит в 17 веке).

    Адвокат – защитник человека – Собака.

    Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом.

    Судья             Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается!

    Слово – главному обвинителю.

    Тур                   Мне трудно говорить. Не только потому, что меня давно не существует на свете.

    Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же как исчез

    мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Где бы

    не появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.

    250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили

    последнюю. Крупная нелетающая птица Дронт уже никогда не будит жить на  

    земле: люди уничтожили их всех.

    (обращаясь к человеку). А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь

    жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, вода.

    Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте! Вы наказываете себя!

    Судья             Теперь слово защите.

    Собака           Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек

    наказывает сам себя. Но поверьте, человек заслуживает и уважения.

    Тур                 Уважения?

    Собака           Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

    Тур                   Смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам не выгодно обвинять его. А иначе,

    кто даст вам пищу и жильё.

    Собака           А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году,

    а первый национальный парк был создан  1872 году.

    Судья             Давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты.

    Первый свидетель обвинения – Воздух.

    Воздух            За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн.

    В результате истощается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры

    попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания.

    Уничтожаются тысячи гектаров леса.

    Судья             Свидетель – Вода.

    Вода               Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в  водоёмы попадает столько

    вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

    В реках Волга, Дунай купаться вообще нельзя. Байкал в результате «деятельности»

    закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность

    самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы.

    Судья             Свидетель – Почва.

    Почва             Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А разрушить её

    можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено 1/4 часть всех

    плодородных земель. Человек стал вносить горы минеральных удобрений.

    Судья             Слово защите.

    Собака           Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили

    изготовление аэрозолей. Начали выпускать машины с двигателями на газе и

    электричестве.

    Судья             Продолжается слушание свидетелей. Приглашаются цветы Мать – и –Мачеха и

    Ландыш.

    Мать – и – Мачеха

    И нас тоже всё меньше и меньше. Природой нас велено зацветать рано. И человек,

    соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, что бы подержать

    какой-нибудь цветок в руках         срывает нас. Сорвёт, помнёт, а потом выбросит. А

    ведь мы могли бы ему  помочь, если бы нас сорвали по всем правилам, в

    определённое время, в определённых местах.

    Ведущий: (обращаясь ко всем). О какой помощи человеку говорит Мать-и-Мачеха?

            Ответ: Мать-и-Мачеха целебная трава, из её листьев готовят лекарство от кашля.

    Мать – и – Мачеха

    А ещё мы выручаем пчёл весной, они с трудом разыскивают пропитание ведь

    цветов ещё очень мало.

    Ландыш         А людям всё равно. Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, что бы я зацвёл,

    с того дня как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в

    первый класс, успевают закончить школу.

    Судья             Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей?

    Ландыш        Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень

    осторожно. Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я

    нуждаюсь в защите.

    Судья             Следующий свидетель – Сова.

    Сова                Наибольший интерес у людей вызываем мы – птицы.  Кому-то хочется посадить нас

    в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, мясо. А меня, Сову, человек считает

    предвестником несчастья и убивает. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим

    огромную, уничтожая грызунов.

    Судья             Мы выслушали всех свидетелей. Что же нам делать с человеком?

    Собака           На всяком суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.

    Человек         Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам

    не легче.

    Собака           А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное

    преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить. Именно

    человек создал Красную книгу. Именно человек создаёт заповедники и охраняет

    их. К нашему счастью, люди на Земле разные.

    Судья             Какое решение нам принять? (решают, совещаются)

    Прошу внимание.

    Внимательно изучив материалы дела, мы вынесли решение –

    Пусть человек исправить то, что пока ещё можно исправить,

    Ведь без всех нас он не сможет выжить.

    Звучит мелодия «Беловежская пуща»

    Ведущий: Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды.

    С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто. Сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красная книга… Почему она Красная? Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись. Еще один неосторожный шаг и может быть поздно.

    Красная книга состоит из цветных страниц.

    1. На черных страницах – списки тех, кого уже никогда не увидим, кого уже нет.
    2. На красных страницах – записаны особо редкие и исчезающие животные.
    3. На жёлтых страницах – те животные, количество которых быстро сокращается.
    4. На белых страницах – те животные, количество которых всегда было невелико.
    5. На серых страницах – те, которые до сих пор мало изучены.
    6. На зеленых страницах – те, которые удалось сохранить, спасти от вымирания.

    Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред. Давайте же будем беречь природу. Постараемся оставить после себя посаженное дерево, спасённую птицу, чистую воду и воздух. Постарайтесь услышать тех, кто зовёт на помощь.

    Природа читает монолог

    Природа        Я – Природа, Я -  великий мастер

    Вечный мастер жизни. Я могу,

    Человек, тебя за соучастие надарить –

    В моей всё это власти!

    Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час

    Восхода и захода, иву над рекой…

    И, наконец, солнцем, прокалённый, рыжеватый

    Хлебный колос! Как всему венец.

    Только ты мой дар, моё участие

    Не прими за дань: я не раба.

    Не забудь – ты сам -  моё творенье

    И у нас с тобой одна судьба.

    Мы с тобой дорогою одной

    Катимся – ни часу врозь, ни дня …

    И не можешь быть ты надо мною,

    Как не можешь быть и вне меня.

    Песня «Не дразните собак»

     

     

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

    В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

    Внеклассное мероприятие, посвященное Международному Женскому Дню 8 Марта

    Целью данного мероприятия является воспитание уважительного отношения к мамам, желание помочь им, создать теплый нравственный климат между матерями и детьми. ...

    Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

    При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

    Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

    Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

    Интегрированное внеклассное занятие: «Математика. Внеклассное чтение».

    Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....