Проект "Широкая МАСЛЕНИЦА"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Садовникова Ирина Вадимовна

Работая над проектом учащиеся 4 класса приобщились к истории нашей Родины, к традициям русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

ПРОЕКТ

«Широкая масленица»

(реализован в марте  2008года)

                                                 

                       Выполнила: Садовникова Ирина Вадимовна,

               учитель  начальных классов

                                              МБУ СОШ № 49.


Тольятти  

                                                         2008 год


Содержание:

  1. Тема проекта, предмет, класс
    «Широкая масленица»
    Литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
    4 класс. 14 часов
  2. Проблема, рассматриваемая в проекте и её актуальность.

Традиционные подходы к ознакомлению учащихся с традициями своего народа  обеспечивают лишь формальное приобщение к культуре, не вызывают у учащихся должного интереса к изучаемому, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности .

Данный проект через активную познавательную, творческую и игровую деятельность позволяет:

- приобщить учащихся к традициям русского народа,                                                                                           избегая пассивного восприятия  содержания, утомляющего детей;

- через организацию самостоятельной исследовательской деятельности                                                                                             показать учащимся важность и необходимость знаний  по истории своего народа для формирования их гражданской позиции;

-организовать работу по практическому применению знаний на практике при выпечке блинов и непосредственном участии учеников в старинных развлечениях;
- включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в проекте всех учащихся класса;

-показать учащимся ценность русского фольклора, формировать отношение к  произведениям русского народного творчества как искусству слова, потребность в чтении   таких произведений, прививать любовь к традициям   родного края;

- решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать друг другу, родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта, что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;

-  помочь учащимся овладеть различными способами поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами;

 - развивать творческие способности учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.

  1. Цель проекта:
  1. способствовать творческому развитию личности через приобщение к традициям русского народа;
  2. формировать коммуникативные компетенции  учащихся (развивать грамотную устную речь как монологическую, так и диалогическую), формировать нравственные и эстетические чувства.
  1. Задачи  проекта
  1. Формировать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны,   интерес к истории России , приобщить учащихся  к традициям русского народного творчества.,
  2. Развивать познавательную активность,  коммуникативные умения, творческие способности,   умение   самостоятельной работы с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию.
  3. Воспитывать у учащихся интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной творческой работы.
  1. Типология проекта
  1. По доминирующей в проекте деятельности  информационно- практический.
  2. По характеру контактов внутриклассный.
  3. По предметно-содержательной области  межпредметный.

   5.4. По продолжительности  краткосрочный (2  недели)

 6.   Планируемые результаты проекта.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения.
 Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные умения:
1) взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
2) определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.

3) слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно  оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.

Русский язык:

   формирование  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
 умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
 овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка  (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

Литературное чтение:

   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Окружающий мир:
 формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Изобразительное искусство:

  понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

   
  7.План проведения проекта.



     Подготовительный этап

Вид деятельности

Участники (учитель, ученики и др.)

Планируемый результат

Сроки выполне-
ния

1.Определение темы проекта

учитель

Определение основополагающего вопроса

19.02.2008

2. Постановка целей и задач. Подготовка вопросов по теме проекта.

учитель

 Определение

проблемных и учебных вопросов

20.02.2008

3.  Составление плана проекта

учитель

План проекта  и план оценивания

20.02.2008

4.   Подготовка необходимых материалов

учитель

Список информационных источников и литературы, вводная презентация проекта,  листы оценивания, список оборудования

20.02.2008

5.   Определение знаний, умений, опыта у обучающихся по теме проекта.

Учитель, учащиеся

Выполнение заданий из презентации учителя (устно).

21.02.08

6 .Родительское собрание

Учитель, родители

Вводная презентация учителя

21.02.08

7.   Деление учащихся на  группы.

Учитель, учащиеся

Вводная презентация для выявления потребностей учащихся.

Формирование групп.

22.02.08

Этап  реализации  проекта

Вид деятельности

Участники

 (учитель, ученики и др.)

Планируемый результат

Сроки выполнения

 Постановка   проблемных и учебных вопросов для каждой группы.

Учитель

Выбор учащимися темы исследования

25.02.08

 Работа учащихся по вопросам исследования. Сбор и обработка полученной информации.

Учитель, учащиеся, родители.

Составление плана работы группы,

исследовательская  деятельность учащихся, дневник  группы

25.02 -28.02.08

 Оформление результатов исследовательской деятельности каждой группы учащихся

  Учитель, учащиеся, родители.

Создание презентаций групп, подготовка  выступлений.

29.02 - 05.03.08

Заключительный этап

Вид деятельности

Участники (учитель, ученики и др.)

Планируемый результат

Сроки выполнения

Отчёт I группы (историки)

                 учащиеся

Сборник  «Масленица»

06.03.08

Отчёт II группы
(кулинары)

учащиеся

Сборник старинных рецептов  «Ой , блины , блины ,блины»

06.03.08

Отчёт III группы
(этнографы)

учащиеся

Сборник «Масленичные игрища»

06.03.08

Презентация проекта

Учитель, учащиеся, родители

Фольклорный праздник «Широкий пир»

06.03.08

  1. Задания для учащихся, результаты их выполнения

Тема исследования

Содержание задания для учащихся

Формируемые компетентности  

Форма представле-ния результатов исследова-ния

Форма деятельности учащихся (индивид., групповая, коллективная)

1. Масленая неделя –
« Сырная седмица»

 Выяснить исторические корни гуляний на масленой неделе

  1. Самообразователь-ная
  2. Информационная
  3. Социальная
  4. Коммуникативная

Выступление группы.

Компьютер-ная презентация.

Индивиду-альная,

групповая.

2.Традицион-
ные игры и затеи

Выяснить в каких потехах,  развлечениях  участвовал русский народ на сырной неделе

  1. Самообразователь-ная
  2. Информационная
  3. Социальная
  4. Коммуникативная

Выступление группы.

Компьютер-ная презентация.

Индивиду-альная,

групповая

3. Обряд приготовле-ния блинов.

Узнать,  почему именно блины стали главным угощением и символом праздника

  1. Самообразователь-ная
  2. Информационная
  3. Социальная
  4. Коммуникативная

Выступление группы.

Компьютер-ная презентация.

Индивиду-альная,

групповая.

  1. Оценивание.

- мотивирующее оценивание в процессе работы

- самооценивание

- внутригрупповая оценка  учащихся

- взаимооценивание  работ другими группами
- экспертная оценка учителя

-оценка жюри

  1.    Рефлексия
  1. Я  достиг …
  2. Я  научился…
  3. Я сделал …
  4. Я  помог …
  1. Использование ИКТ в  проекте:
  1. для создания вводной презентации, итоговых  презентаций учащихся и сборников;
  2. использование ресурсов Интернет для поиска информации по проекту;
  3. для обработки результатов оценивания, результатов тестирования, для подведения итогов работы в проекте

    12. Перечень информационных ресурсов
    Ресурсы сети  Интернет:

http://www.tvoyrebenok.ru/stihi_maslenica.shtml#top  Стихи про Масленицу

http://www.078.com.ua/blogs/afisha/maslenica-na-ploshadi-svobody.html 

http://en.wikipedia.org/wiki/Maslenitsa 

http://www.gazeta.lv/story/17440.html
http://pustunchik.ua/interesting/festival/Gulyannya-na-Maslyanu/
http://cs5305.userapi.com/u57612693/-14/x_28856d63.jpg-масленица  . http://img13.nnm.ru/imagez/gallery/d/7/d/0/0/d7d00968bf377deff2fee740be2a8f9a_full.jpg
http://media.otkritka.com/images/1236050188273711.jpg 
http://img11.nnm.ru/8/8/b/e/a/efe9ffdab8949a75ae8e19d8409_prev.jpg 
http://files.smallbay.ru/images2/kustodiev04.jpg 
http://img-fotki.yandex.ru/get/5506/21871983.3b/0_7339c_f1c4bce5_XL 
http://images.tiu.ru/6869434_w640_h640_post312617301095350.jpg 
http://lyceum.nstu.ru/images/phocagallery/2012/maslenica/thumbs/phoca_thumb_l_5.jpg 
http://www.vsevolozsk-info.ru/1-2011/zv6-girja2-600.jpg     
http://kancport.com.ua/i/1_portal_2012/metanie%20metly%203.jpg 
http://shkolazhizni.ru/img/content/i55/55867_or.jpg 
http://www.womenofrussia.org/userfiles/image/06.jpg 
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=330061669-59-72&n=21 
http://img01.chitalnya.ru/upload2/219/717936620581895168.gif слайд17
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=296281414-38-72&n=21 
http://i.i.ua/photo/images/pic/7/6/4126367_1be1d170.gif 
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=48675098-67-72&n=21 

                            Печатные издания:
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
Сценарии православных праздников. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова. Программа «Литературное чтение» (1-4), 2009.
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - Брянск, 1999.
Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ.1995. Семенов А.В.. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003 г.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
   
       Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с учениками в классе, с педагогами, представителями музеев.
      В процессе творческой активности учащиеся получают удовлетворение от совершаемой деятельности, учатся разбираться в окружающем мире, приобщаются к истории и традициям своей страны, проявляют интерес к культурному наследию России.
             

              Учитель                                                                    /И.В.Садовникова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Праздник масленицы

Сценарий праздника масленицы...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс

 Коллективный праздник детей  и родителей с гулянием  и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....