Урок по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Патрахина Инна Наильевна

 Целью урока является формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить учащихся с методами по профилактике простудных заболеваний и мерами их предупреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассказ«Зловредный Ап – Чих!»

Очень зловредный этот Ап – Чих! Случится мальчику или девочке на сквознячке побыть, ноги промочить, Чих уже тут как тут. Примеряется, как бы в горло или в нос забраться.

Дети сразу же чихать и кашлять начинают. Только и слышно: «Kxе-кхе, чих - чих!»

Ап – Чиху только этого и надо. Доволен. Сразу хозяином себя чувствует: вот и температура из-за него подскочила, уже и лекарства давать стали.

Какой я важный! Сам себя похваливает Чих. Сколько из-за меня забот!

Нужно признаться, многие ребята не устояли перед хитростями коварного Ап – Чиха!

Только с Сережей ничего он сделать не мог.

Встает Сережа утром, окно в своей комнате открывает, свежий воздух впускает. Тут уж Чих не зевает - сразу является.

Раз, два! Раз, два! Сережа зарядку делает, прохладный, душ принимает - закаляется. Побегает, покрутится Чих около мальчика, да ни с чем и останется. Нет у него сил против зарядки да закаливания!

- Ну, ничего, ворчит Чих. – я тебя на улице подстерегу.

Однажды, прохладным осенним днем, вышли ребята играть во двор. Туда же Чих прибежал. Огляделся по сторонам, увидел Сережу - в безрукавке и шортах.

- Ну, сейчас-то мы с тобой познакомимся поближе. - злорадно посмеялся Чих. И только хотел в Сережу вцепиться, как тот крикнул:

- Ребята! Айда в мяч играть!

И тут такое началось! Мяч из одного угла двора в другой летает, чуть Чиха в ворота не забил. Еле-еле Чих ускользнул!

А Сережа бегает, падает, руками размахивает. В воротах не очень-то постоишь. Никак к нему Чих подступиться не может.

Долго ребята в мяч играли, устали. Столпились возле Сережи, о чем-то интересном говорят.

-Ничего, - сердится Чих. - сядет сейчас Сережа на холодный камень возле качелей, вот тогда я к нему под курточку и заберусь!

Но Сережа побежал не к камню, а к скамейке, которая рядом стояла. А прежде чем сесть, начал руками размахивать, ногами топать, ходить, чтобы отдышаться, остыть после обстрой игры. За ним и остальные ребята стали так делать и при этом смеялись, потому что весело было.

Чих с досады сам стал кашлять и чихать. В это время мама позвала Сережу домой: - Обедать пора!

- Ага, - оживился Чих. - никуда ты от меня не денешься. Сейчас прибежишь домой и водички холодненькой напьешься. Тебе ведь жарко! А я очень люблю в холодной воде бултыхаться - сразу к тебе в горло попаду, начихаешься!

Но Сережа выпил воды из чайника, где вода кипяченная была, не холодна.

Видит Чих - ни чем ему Сережу не взять. Побрел опять на улицу, а там Петя стоит.

Пальто на нем толстенькое, свитер теплый, две кофточки, две рубашки. Сверху шарфом крест- накрест перевязанный, на голове - шапка зимняя, хотя до зимы еще далековато. Одним словом, не мальчик, а вешалка для одежды! Стоит Петя, не двигается - повернуться ему тяжело. Душно ему, жарко, неудобно, вспотел весь.

Тут-то Ап – Чих на него и накинулся. Постоял, постоял Петя да как зачихает: - Чих! Чих! Чих! И простудился.

Запомни главные правила Сережи: по утрам не ленись, делай зарядку, дружи со спортом;, одевайся по погоде, чтобы тебе не было ни холодно, ни жарко; на улице побольше двигайся ,а набегаешься, не пей холодной воды.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по предметам окружающий мир и литературное чтение.

класс – комплект (1, 2, 3, 4 классы)

Автор: Патрахина Инна Наильевна, учитель начальных классов ГБОУ школа 409 структурное подразделение при НИДОИ им. Г.И.Турнера.

Тема: «Если хочешь быть здоров» (профилактика и лечение простудных заболеваний).

Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Познакомить учащихся с методами по профилактике простудных заболеваний и мерами их предупреждения, вырабатывать гигиенические навыки, раскрыть значение физического развития для организма. Познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. Воспитание чуткости и товарищества.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
  2. в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

  1. познавательные УУД:
  1. делать предварительный отбор источников информации для успешного решения учебной задачи;
  2. наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  3. работа с текстом: осознанное чтение вслух и про себя, смысловое понимание текста;
  4. поиск ответов в тексте на поставленный проблемный вопрос;
  5. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки.
  1. регулятивные УУД:
  1. определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, старших товарищей и самостоятельно;
  2. учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  3. высказывать свою версию;
  4. определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем и своими товарищами.
  1. коммуникативные УУД:
  1. донести свою позицию до других;
  2. слушать и понимать речь других;
  3. выразительно читать текст;
  4. вступать в беседу на уроке;
  5. совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Педагогическая технология: информационно – коммуникативная (ИКТ), интерактивное обучение (работа в группах),проектная деятельность, игровое, здоровьесберегающее, .личностно – ориентированное обучение.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид урока: смешанный (беседа, самостоятельная работа, работа в группах, участие в проектной деятельности на этапе подготовки к уроку).

Средства: тексты для чтения, сюжетные картинки, популярная медицинская литература, гербарий «Лечебные травы моего края», лечебные отвары, настои, презентация, включающая в себя проект «Лечебные растения моего края». На урок приглашается детский доктор и ученица старших классов, исполняющая роль Простуды.

Ход урока.

1. Объявление темы.

На дворе осень, похолодало. Часто идет дождь, дуют холодные ветры. Не долго и простудиться! Поэтому темой разговора на сегодняшнем уроке мы избрали простудные заболевание: их профилактика и лечение. Посоветовать какие лекарственные препараты в таких случаях может лишь врач, но ведь существуют и народные способы лечения простуды. Вот о таких «бабушкиных» рецептах и пойдет сегодня речь.

2. Появление королевы Простуды.

Простуда:

Нy вот, наконец-то я нашла тех, кого искала. Собирайтесь, миленькие детушки, я вас забираю!

Учитель:

Кто ты такая? Что тебе здесь надо?

Простуда:

Как? Вы не знаете меня? Я – королева Простуда. Мне подчинена целая армия чихунов во главе с генералом Апчхи. Если вы добровольно не согласитесь следовать за мной, генерал Апчхи приведет сюда чихунов и заберет вас силой. Так что давайте-ка, собирайтесь по хорошему. Идемте, идемте...

Учитель:

Постой! Нельзя так! Что же я скажу родителям этих ребят, их ведь ждут дома здоровыми! Давай попробуем как-нибудь договориться с тобой.

Простуда:

Есть один выход. Правда, я не знаю, поможет ли вам это.

Учитель:

Рассказывай.

Простуда:

Я могу предложить вам такие условия: я задаю вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить. Если вы справитесь с этим заданием, я вынуждена буду брать в плен других ребят, ну, а если не справитесь – держитесь!... (провоцирует ребят на ответ).

Дети

Задавай свои вопросы, мы тебя не боимся!

Простуда:

Я – королева Простуда. У меня много придворных – простудных заболеваний. Знаете ли вы, как их зовут?

Дети:

Насморк, ангина, бронхит.

Простуда:

Эти придворные очень сильные, победить их сложно и никто не знает, как их побороть.

Учитель:

А мы знаем! Правда, ребята?

Дети:

Чтобы не болеть простудными заболеваниями, надо:

  1. Делать утреннюю гимнастику.
  2. Закаляться.
  3. Правильно питаться.
  4. Правильно одеваться.
  5. Соблюдать чистоту.
  6. Выполнить точечный массаж.

3. По каждому из перечисленных пунктов дети дают развернутый ответ.

В показе комплекса утренней гимнастики участвуют все дети, таким образом проводится физкультминутка.

Обсуждая вопрос о правильном питании, задают загадку Простуде (песенка «Далеко, далеко на лугу пасутся ко..»)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам прочитать один поучительный рассказ.

4. Чтение рассказа «Зловредный Ап – чих».

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Выводы ребят.

5.Представление проекта « Лекарственные растения моего края»

Простуда:

Однако не все могут побороть моих придворных. Случается, что дети попадают к ним в плен. Вот и двое ваших ребят (называет имена заболевших детей) попались ко мне в плен. А уж выбраться из него – это непосильная задача.

Учитель:

И опять ты неправа! Знаем мы, как выбраться из плена ангины, бронхита и насморка.

Дети:

Нужно измерить температуру, лечь в постель, напарить ножки, выпить лечебный чайный отвар или настой.

Учитель:

А из чего готовятся лечебные настои? Вы, ребята, приготовили сообщения о лекарственных растениях своего края.

Просмотр презентаций, подготовленных группами детей. Во время презентации ребята делятся рецептами, о которых узнали дома, угощают друг друга отварами, настоями. Рассказывают о том, какими целебными свойствами обладает то или иное растение, как правильно собирать и сохранять лечебные травы.

Учитель:

Ну что, Простуда, убедилась, что тебе здесь нечего делать? Вот и наш добрый доктор Айболит может подтвердить это.

Выступление врача – педиатра.

Простуда:

Hа все мои вопросы ответили! Вижу, мне нечего здесь делать! Ухожу я от вас поскорее. Подскажите, детушки, куда бы мне пойти, чтобы взять в плен детей?

Дети:

Нет в нашей школе таких! Уходи совсем!

Учитель:

А мы с вами, ребята, отведаем сейчас лечебные чаи, которые вы приготовили дома, а после уроков навестим наших заболевших друзей – одноклассников, отнесем им ваши настои, чтобы они скорее поправлялись и возвращались в класс. А чтобы вы надолго запомнили сегодняшний урок, я каждому из вас дарю книжечку, в которой собраны рецепты, помогающие при лечении простудных заболеваний. Будьте здоровы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекарственные растения моего края

Слайд 2

Ахмеднамбеев Денис, 4 класс Я живу в Сибири. Наш край славится хвойными лесами, которые образуют тайгу. В тайге растет много лекарственных растений, которые помогают человеку бороться со многими болезнями. Сегодня я расскажу о некоторых, которые помогают нам бороться с простудой и гриппом.

Слайд 3

М А Л И Н А Заваренные в виде чая сухие ягоды малины оказывают прекрасное жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Также этим отваром можно полоскать больное горло.

Слайд 4

О Б Л Е П И Х А Облепиха укрепляет иммунитет, помогает бороться с возбудителями простудных инфекций. Её настой, смешанный с медом, придает силы ослабленному болезнью организму.

Слайд 5

К Л Ю К В А Б О Л О Т Н А Я Целебными являются плоды. В них содержится много витамина С, который прекрасно понижает температуру, обладает противомикробным действием.

Слайд 6

С О С Н А Почки сосны используют как отвар, который обладает противомикробным действием. При насморке полезно вдыхать пары растертой хвои. Также отдых в сосновом лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Я считаю, что лучше лечить простудные заболевания лекарственными растениями, чем лекарствами химического происхождения. Поэтому надо оберегать нашу природу, которая даёт нам много полезного.

Слайд 7

Юсупов Рахман, 2 класс. Я приехал из Чечни, города Грозный. Бабушка лечит меня народными средствами. Если я начинаю кашлять, она заваривает чабрец и я пью его с молоком. А еще она дает мне козий жир с молоком. Очень невкусно, но кашель быстро проходит!

Слайд 8

Иваницкая Елизавета, 3 класс, г. Ярославль. При лечении простудных заболеваний используют отвары, приготовленные из лекарственных трав. В нашей местности это ромашка аптечная, липа, подорожник, шалфей, календула, мать-и-мачеха. Все эти травы нужно после сбора сушить, измельчать , заливать водой и кипятить на водяной бане в течении 20 – 30 минут. Отвар процедить и принимать несколько раз в день.

Слайд 9

Авторы проекта «Лекарственные растения моего края» Ахмеднамбеев Денис , ученик 4 класса, Сибирь . Иваницкая Елизавета , ученица 3 класса , центральный регион России . Юсупов Рахман , ученик 2 класса , Северный Кавказ . ГБОУ школа№409 СП при НИДОИ им. Г.И.Турнера Г.Пушкин 2012 – 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Если хочешь быть здоров"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами, помогающие  сохранять собственное здоровье на долгие годы;сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Если хочешь быть здоров".

Предлагаемый урок - это изучение нового материала. Данный урок входит в раздел "Здоровье и безопасность". Главная цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

Презентация к уроку по окружающему миру "Если хочешь быть здоров!"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме "Если хочешь быть здоров!". Презентация станет отличным дополнением к уроку, к тому материалу, который есть в учебни...

Урок окружающего мира "Если хочешь быть здоров"

Разработка урока-путешествия по окружающему  миру в 3 классе по теме "Если хочешь быть здоров"...

Конспект урока внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров"

 Даный конспект урока даст возможность учителю на внеклассном мероприятии  продолжить знакомство над составными частями «Здорового образа  жизни»; развивать внимание у учащихся, ...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...