Урок по по предмету окружающий мир.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Кукурузян Родика Алексеевна

В царстве грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_carstve_gribov.doc66.5 КБ
Файл prezentaciya.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Апрелевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов

Открытый урок окружающего мира

(для родителей)

в 3 классе

«В царстве грибов»

Подготовила:

 учитель начальных классов

                                                                                                 Кукурузян Р.А

        2011-2012 г.г.

                                       Урок окружающего мира в 3-м классе (слайд 1)

Тема: "В царстве грибов"

Цели урока:

 Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

 Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.

 Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Задачи:

 Познакомить с особенностями строения шляпочных грибов.

 Показать значение грибов в жизни растений, животных и человека.

 Сформулировать правила сбора грибов с использованием теста.

 Познакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами.

Форма проведения урока: урок – путешествие с элементами научного анализа. Имеется презентация урока.

I. Организационный момент.

Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на свои места.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):

 Долгожданный дан звонок –

 Начинается урок.

 Каждый день – всегда, везде,

 На уроках и в игре,

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.

II. Повторение пройденного материала.

- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека). – Правильно.

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

На доске появляется схема 1(слайд 2)

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Ребята, а на какие царства можно разделить живую природу? (На животных, растений, грибы, бактерии).

Схема на доске пополняется: (Слайд 2)

III. Сообщение темы и задач урока.

- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке: (слайд 3)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

- Что это? (это грибы). Верно. Речь пойдет о грибах.

(слайд 4) В царстве грибов.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес, в особое царство природы. Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

- Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется “микология”.

(слайд 5)  Микология (“микос” – гриб, “логос” – наука).

- Как можно перевести “микология” с латыни? (Наука о грибах).

- Кто-то из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Применяю слова-эпитеты к грибам из произведения Даля “Война грибов”: волнушки – старые старушки; опенки – больно ноги тонки; сморчки- старички; маслята – дружные ребята; лисички – сестрички и т.д.).

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на “тихую охоту”.

- Ребята, а кто знает, что означает “тихая охота”? (Это собирание грибов. Такое название дал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

IV. Изучение материала.

(Слайд 6) - Царство грибов очень разнообразно. Ученым известно около 100 000 видов этих организмов.

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

- А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными.

- На ваших рабочих тетрадях имеется рисунок строения шляпочного гриба.

- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба.

- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть).

- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”.

- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- А на самом деле подземная часть называется “грибница (мицелий)”

- Запишите справа.

- А теперь сравните со схемой на экране: так ли у вас? (слайд 7)

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов).- А как гриб питается?

(слайд 8) Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения.

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ).

Содружество растений и грибов.

- Опытный грибник знает грибные места.

 “подберезовик”, “подосиновик”.

- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами  и березами).

-Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

- Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии).

- У них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

- Встаньте, ребята, пожалуйста!

V. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем мы на привале…

                Вправо, влево повернись! Наклонись и поклонись!

                Лапки вверх и лапки в бок и на месте прыг да скок!

                А теперь бежим вприпрыжку, молодцы, мои зайчишки!

VI. Продолжение изучения материала.

- Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

- Продолжим наше путешествие по лесу. Мы нашли много грибов (слайд 9)

-Какие из них вам знакомы? Незнакомы? (определим по атласу-определителю «От земли до неба»)

- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Посмотрите на доску, где изображены необычные грибы.

(Слайд 10 и 11)

- Рассмотрите эти грибы. Они занесены в Красную книгу России, а значит они, к сожаленью, редки и в Туве. Эти и другие не менее интересные грибы занесены в Красную книгу.

- А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома, и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

(Учитель демонстрирует продукты питания, покрытые плесенью: хлеб, сыр и т.д.)- Что это? (Плесень).- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).- Почему? (У нее нет шляпки).

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется “плесневые” Знали ли вы об этом?

- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся).

- Слышали вы такое слово “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов. (Демонстрирую упаковку таблеток.)

- А люди используют грибы в пищу? (Да).

- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму.

- До весны далеко и как только сойдет снег, появятся первые грибы. А кто, из вас, ребята, знает:

- Какие грибы появляются первыми? (Ответы детей).

– А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

- Возьмите тест. (Приложение 1). Вы должны в группе обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите “+”, если нет – то ставите “минус”.

- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

На доске прикрепляется ключ к тесту. (Проверка работы).

- Поднимите руки те, кто задание выполнил правильно? Молодцы.

- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться. (Слайд 12)

- А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).

- Кроме того, проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет).

- Почему? (Среди них бывают ядовитые грибы, которыми человек может отравиться).

– Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти.

- А какой самый ядовитый гриб вы знаете? (Бледная поганка).

Показ гриба “Бледная поганка” (в учебнике стр.)

- Берегись бледной поганки! В ней содержится самый сильный яд. Съеденный кусочек гриба сильнее укуса змеи. Узнать ее не трудно. Ножка у нее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый. В верхней части ножки, как у мухомора, есть пленчатое кольцо.

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Съедобное – несъедобное”. Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Нужно собрать из предложенных карточек “съедобные” грибы в корзину.

- Закончили. Давайте проверим.

- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему?

- Молодцы, справились с заданием.

- А те, которые на столе – ядовиты. Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих “охотников” за грибами.

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?

Провокация: – Не лучше ли их растоптать, посшибать палками, уничтожить? (Ответы детей).

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов).

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать “скорую помощь” по телефону “03”, обратиться к врачу.

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

–  Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!

– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

VII. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итоги.

 Грибы – это растения или животные? (Особое царство природы).

 Какая часть грибов является самой важной? (Грибница).

 Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые.Съедобные и ядовитые).

 Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

 Что нужно делать при отравлении грибами? (ответы детей). Можно ли палками и

ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные).

- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

- Сегодня мы так много узнали на уроке.

- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

– Поработали на “5”,

А теперь всем отдыхать!

- Всем спасибо за хорошую работу!

VIII. Домашнее задание. Учебник стр. 118-121, рабочая тетрадь с. 54-55 (слайд 15)

- До новых встреч! (слайд 16)

        

Использованная литература

Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А.Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия “Мастерская учителя”).

Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса: В 2 ч. (автор А.А.Плешаков, издательство “Просвещение” – серия “Зеленый дом”), часть 1,2005.

Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2006. – (Серия “Мастерская учителя”).

Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004 – (Серия “Путешествие в мир природы.Развитие речи”)

Приложение 1

ТЕСТ к уроку окружающего мира «В царстве грибов».

Прочитай утверждения. Если ты с ним согласен, то поставь в клетке «+»,

если нет – то поставь « − ».

1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.      

2. Когда ищешь грибы, разрывай и  раскидывай

 в стороны листву, мох.

3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего                      

   срезать грибы ножиком.

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть

 опасный для человека яд.

5. Можно собирать грибы возле шоссейных дорог.

В этих грибах накапливаются полезные вещества.

Приложение 2.

Ключ к тесту.

   

+     -     +     +    -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Царства живой природы». Какие Вы знаете царства живой природы? Назовите их!

Слайд 3

Грибы. Царство грибов .

Слайд 4

Подберёзовик. Не спорю – не белый. Я, братцы, попроще. Расту я обычно В берёзовой роще.

Слайд 5

Боровик (Белый гриб). Глубоко был спрятан он, Раз-два-три - и вышел вон. И стоит он на виду. Белый, я тебя найду!

Слайд 6

Мухомор. Этот гриб в лесу растет Не клади его ты в рот! Он совсем не сладкий Крапинки на шляпке Красный, словно помидор: Несъедобный мухомор !

Слайд 7

Чем грибы отличаются от растений? 1. Грибы не имеют зелёной окраски. 2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества – образовывать кислород из углекислого газа.

Слайд 8

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Слайд 10

Грибы присутствуют везде! Они растут на земле, под землей, в воде, на камнях и не только! Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях. Грибы бывают разного вида и имеют разные свойства.

Слайд 11

Строение гриба.

Слайд 12

Грибные плантации.

Слайд 13

Сумчатый гриб.

Слайд 14

Энокитаке – японский гибрид обыкновенного опёнка.

Слайд 15

Пластинчатые грибы

Слайд 16

Чага ( Трутовик скошенный )

Слайд 17

Отидея ослиная или «Ослиные уши».

Слайд 18

Дождевик настоящий

Слайд 19

Но некоторые грибы можно рассмотреть только под микроскопом! Это так называемые п лесневые грибы , или плесень .

Слайд 20

Плесень под микроскопом.

Слайд 21

Важно знать: если продукт пахнет плесенью, то его уже есть нельзя! Опасно для здоровья!

Слайд 22

Однако, существует так называемая «благородная плесень». Используется для изготовления специальных сортов сыра (рокфор, камамбер).

Слайд 23

И, наконец, у грибников существует такое понятие, как «грибная охота» или «тихая охота». Многие из нас не раз участвовали в охоте на съедобные грибы и даже приносили домой богатый улов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.

Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий мир"

Конспект урока на тему: "Уроки вежливости" по предмету "Окружающий  мир", 3 класс Для просмотра конспекта урока пройти по ссылке: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B...

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...