Конспект урока "План и карта" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Королёва Снежанна Викторовна

Предлагается конспект урока по теме "План и карта" для  2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_plan_i_karta_2_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: План и карта

Цели и задачи:

  1. Познакомить обучающихся с изображением местности на плане и на карте.
  2. Познакомить с понятием «масштаб»
  3. Вырабатывать умение работать с планом ( читать его)
  4. Формировать умение ставить учебную проблему и искать пути её решения.
  5. Развивать коммуникативные способности обучающих.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Технологии: проблемный диалог, работа в парах.

Организационный момент 

Здравствуйте, ребята.

Сегодняшний урок окружающего мира буду вести я, меня зовут Снежанна Викторовна.

Слайд 1

У: В руках у меня конверт.

Слайд 2 .Отправил этот конверт двум мышатам очень известный сказочный герой. Вы догадались о ком речь?

Слайд 3

(рисунок кота Леопольда)

А вы помните его любимое предложение? Давайте скажем хором это предложение «Ребята, давайте жить дружно!»

 Мышата с этим конвертом ничего не смогли сделать и обратились за помощью к нам. Поможем мышатам?

Актуализация знаний.

У: На конверте надпись: «Вскрыть только после ответов на вопросы»

     Вопросы напечатаны и приклеены на конверте. Вы по одному выбегаете к доске, срываете задание с конверта, читаете его и отвечаете на вопросы. Если затрудняетесь с ответом, класс помогает.

  1. Какие стороны света вы знаете?
  2. Какой прибор помогает определить направление сторон света?
  3. Представьте, что вы летите в самолете и смотрите вниз. Каким кажутся все предметы? Почему?

У: Вы правильно ответили на поставленные вопросы и можно вскрывать конверт.

(Достаю план из конверта)

Постановка проблемы

У: Что это такое? (Дети делают предположения)

        

Слайд 4  Давайте послушаем диалог двух мышей

  1. я нарисовал карту.
  2. Это не карта, а план.

У: Как вы думаете, кто прав?

Вопрос один, а мнений сколько?        Сможете ли вы дать определение с                                                 научной точки зрения, что такое                                                 «план», что такое «карта».

                                                Значит в какие темы мы с вами                                                 будем углубляться?

        

У: Какие вопросы возникают?

  1. что такое карта?
  2. Что такое план?
  3. Чем отличается карта от плана?

У: Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема урока?

ПЛАН И КАРТА

Совместное открытие нового материала

СЛАЙД 5

У: Как изменяются видимые размеры поезда, когда он удаляется? (он становится меньше)

    - Можно ли изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги? Как?

    -  Для чего нам нужен план?

        Чтобы точно ответить на вопрос, куда можно заглянуть? Где можно вычитать нужную информацию?

СЛАЙД 6

Немного подскажу, откройте учебник на странице 78.

Найдите заголовок «Что такое план».

Найдите в тексте важную информацию для ответа на наш вопрос. Напоминаю, важное слово в тексте выделяется цветом и шрифтом.

Как изобразить большой участок Земли на маленьком листе бумаги?

Итак, кто нашел информацию, вычитайте предложение.

Значит, что такое ПЛАН?

  1. Чем выше мы поднимаемся, тем мельче кажутся нам предметы на Земле. Это правило люди используют при составлении планов.

        Ребята, а вы знаете, слово «план» в русском языке имеет несколько значений. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово «план» имеет 7 значений.  Кого заинтересовала эта информация вы можете обратиться в библиотеку или подойти ко мне после уроков, мы значения слов рассмотрим.

        А на сегодняшнем уроке, мы будем говорить только о географическом понятии. План — это уменьшенное изображение небольшого участка земли или предмета.

Введение понятия «план»

Раздаю лист №1

У: Сейчас, я задам вам задание для работы в в парах. Но перед этим озвучим правила работы в парах.

        1-ое правило читает.....

        2-ое правило читает......

        Ребята, посмотрите на листок с рисунком, которые лежат у вас на столах.

        Сообща работая в паре, посоветовавшись друг с другом определите что это за странный рисунок? И для чего он нужен?

На выполнение работы дается 1 минута.

Время пошло.

Послушаем 1 пару.

  1. мы считаем, что это.....
  2. Для чего он нужен?
  1. как считает 2 пара?
  2. Как думаете вы?

        -  А этот план класса в натуральную величину?

- Сравните этот рисунок, с нашим классом. Есть что-то общее?

А может кто-то нашел отличие?

  1. Парты, находящиеся в классе, в плане, изображены в натуральную величину? (в реальности)
  2. А как?

- А где в жизни вы ещё встречались с планом?

 

(Посмотрите на план нашего этажа. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара)

Что в плане особенного?

        Как изображены предметы на плане? (В ВИДЕ СХЕМЫ)

  1. Изображение схематичное

А как выглядят предметы?

  1. Вид сверху.

А они выглядят в полную величину?

  1. Изображение уменьшено.

ФИЗМИНУТКА Для глаз

Слайд

Вернемся к нашему плану местности.

Представьте, что вы птички (сидя машете ручками) и взгляните на план.

        - Что вы видите?(дорога,.........)

Как чертежники-картографы смогли изобразить целый микрорайон  на небольшом листке бумаги?

- Где можно найти ответ на вопрос. (стр. 80)

Прочитайте абзац.

  1. что за новое слово появилось в вашем лексиконе?
  2. Что такое масштаб?(условная мера)

Люди договорились об этом очень давно. Масштаб – это условная мера, которая показывает во сколько раз уменьшено расстояние и размеры предметов.

Масштаб  

Масштаб можно увидеть на полях плана.         

  1. какой масштаб у нашего плана?

  1. как понять?(1 см на плане в реальности равен 5 метрам)

Все предметы на плане сильно уменьшены, но их форма и расположение в пространстве сохраняется.

Поработаем в парах.  

Из конверта, которые лежат у вас на столах достаньте ЛИСТ № 2

Давайте попробуем измерить ширину дороги.

        С помощью какого инструмента, мы сможем с вами выполнить данное задание?

     - какой ширины получилась дорога?

  1. Значит чему равна реальная ширина дороги?

СЛАЙД

Для чего нужно уменьшить предметы в плане?

А если продолжить это уменьшение, что должно остаться?

А если подняться на большую высоту или из космоса?

Останутся лишь самые большие предметы(реки, города и озера)

СЛАЙД

  1. какие объекты будут хорошо видны по-прежнему?(Видны дорога и река, дома уже трудно рассмотреть)
  2. удобен ли в этом случае план, раз мы не можем разглядеть предметы?

Посмотрите на с. 81, как будет выглядеть такое изображение? Найдите ключевое слово, я хочу напомнить, оно выделено цветом.

Таня, прочитай абзац.

 

        КАРТА

Ребята, существует разные виды карт: - политическая

  1. физическая
  2. карта пр родных зон
  3. А это карта нашей Республики Коми.

1:4000

  1. Что это значит?

- А для чего людям нужны карты?

- Что можно увидеть на плане, а что можно увидеть на карте?

Ребята достаньте листочки №3 .

Давайте посмотрим на листочки и объясним ещё раз, чем карта отличается от плана?

  1. не забывайте о правилах работы в парах.

___на карте обозначаются реки, озера, города, горы в очень уменьшенном варианте

____на карте не обозначаются дома

__план более подробен

Самостоятельное применение новых знаний

А сейчас я посмотрю, как вы сможете применить новые знания .

- Теперь я предлагаю поработать в парах.

(Учащиеся получают листы формата А4 с изображением плана местности.

Задание — внимательно слушая мой рассказ, найдите место на плане, где спрятан клад)

        Я старый пират и многое повидал за свою непростую жизнь. Прошло несколько лет, как я оставил свою орскую службу и поселился в маленьком тихом городке. Дом мой очень большой, но вполне удобный. Из южного окна виден сад. Дверь дома выходит на запад.  По тропинке на север я отправляюсь к красивому озеру. Оно окружено лесом. У северного берега растет ель. Там я и спрятал свой клад.

(на плане у учеников 3 ели, рядом с каждой нарисован пустой квадрат)

- Отметьте нужную ель крестиком в квадрате.

Расскажите, почему вы решили, что клад находится именно здесь?

Ребята, те кто нашел клад поставьте себе в уголке листа «5»

Ну а те у кого не получилось, не расстраивайтесь,

 В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ВСЁ  ПОЛУЧИТСЯ.

Игра «где план? Где карта?»

_ если перед вами план, то вы расправляете руки, как крылья и летите на высоте птичьего полета

_ если перед вами карта, то вы сжимаетесь

Итог урока

  1. Что вы нового для себя узнали
  2. что вам помогло открыть новые знания
  3. где пригодятся эти знания
  4. Кто из ваших одноклассников активно работал в открытии нового знания
  5. как работал каждый из вас

Рефлексия

зеленый-все понял и можете кому-то рассказать эту информацию

желтый — где-то что-то не понял

красный — ничего не понял

  1. Почему ты поднял зелёный цвет?
  2. Желтый
  3. красный

Д\з

Попробуйте самостоятельно применить полученные сегодня на уроке знания, выполнив задание в рабочей тетради с 25 №1.

Откройте дневники и запишите д.з.

Ребята, спасибо за помощь!

Мне было с вами очень комфортно вести занятие.

Благодарю за активную работу на уроке.

Желаю успехов в учебе.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

внеурочная деятельность: занятие "Умники и умницы" 2 класс автор Холодова,конспекты уроков 1- 2 классы УМК "Школа России"

конспект урока по новым стандартам ФГОС НОО  Использование на уроке интерактивной доски, "рабочего места учителя".Календарно-тематическое планирование по предметам 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока в начальных классах (1 класс) по теме «Знакомство с задачей»

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по теме «Знакомство с задачей». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, работающих по программе развивающего обучения Л.В.З ...

Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

Конспект урока в 1 классе "Первый раз в 1 класс!"

Данный материал представляет собой конспект открытого мероприятия для первоклассников....