Урок-экскурсия
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Игра - викторина "В лесу" ( для учащихся начальных классов и вожатых в лагере отдыха для детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина "В лесу"

Урок - экскурсия в природу

С.Н. Вайчик. учитель  ГБОУ лицея № 470 Калининского р-на Санкт-Петербурга

Задачи:

 а) развитие наблюдательности у детей;

б)        расширение их кругозора;

в)        привитие интереса к изучению природы;

г)        воспитание экологической культуры, любви к родной природе.

Организация игры-викторины.

Игра проводится во время экскурсии в лес. Объекты для игры-викторины подготовлены и выбраны заранее организаторами игры.

В игре могут участвовать несколько команд, состоящих из учащихся 3-4-х классов. Выход каждой команды со старта - через 15-20 минут после выхода предыдущей. Каждую команду сопровождают взрослый (член жюри, родитель, учитель) и один старшеклассник, которые будут оценивать ответы детей.

Каждая команда имеет маршрутный лист. Игру лучше проводить в конце весны или в начале осени. Можно проводить эту викторину и в летнем лагере отдыха для детей того же возраста.

Объекты для игры могут быть заменены в зависимости от условий игры и природных особенностей местности.

Объект 1

Около дерева прикреплена дощечка с надписью: "Терем-теремок, кто в тереме живет?".

В дереве - дупло, и слышен слабый писк. Вопрос: чей же это дом? (Ответ: гнездо большого пестрого дятла.) Примечания:   1) заранее выбирается пустое дупло;

  1. писк птенцов записан на магнитофон;
  2. объяснить детям, почему нельзя стоять долго у настоящего гнезда.

Объект 2

Береза, на ней записка с вопросом: "Какой чудак засунул сюда еловую шишку?".

(Шишка должна находиться высоко и так, чтобы ее было трудно вытащить.)

Соревнующиеся рассматривают шишку и видят, что чешуйки наполовину содраны, остался один стерженек.

(Ответ: это белка грызла шишку и оставила, спрятала остатки про запас.)

Объект 3

Молодая сосенка. На ветке - письмо: "Кто сумеет дать ответ, старше вас я или нет?".

Ответ: на макушке сосенки ежегодно образуется новая мутовка, только в первый год своей жизни сосна совсем не образует мутовок. Нужно сосчитать количество мутовок и добавить к их числу один год.

Объект 4

Заросли крапивы. Записка: "Я ответ у вас найду, вам подумать лишь придется: что имеем мы в виду, говоря "крапива жжется!"?

Ответ: стебли и листья крапивы содержат муравьиную кислоту. Верхняя часть волоска при малейшем прикосновении обламывается и ранит кожу, вызывая ощущение ожогов.

Объект 5

На траве записка: "Говорят, что это кукушкина слюна. Зачем было кукушке плевать на траву? Да так ли это?".

Ответ: это личинки насекомого - пенницы. Она выделяет пену, чтобы спрятаться в ней от врагов и защитить себя от высыхания.

Объект 6

Молодая поросль осинника. Плакат следующего содержания: "Отвечайте без запинки, кто посеял здесь осинки, если взрослой нет осины по округе и в помине?".

Ответ: семена осины очень мелкие (0,08 г) и снабжены белыми длинными волосками. Они легко переносятся ветром и, попадая в благоприятные условия, прорастаю.

Объект 7

Что это за ягода?

Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая, что за ягода созрела синяя такая?

На кусточки, под листочки кто-то бусы бросил. Все поляны в синих точках у зеленых сосен. (Ответ: голубика.)

Объект 8

На поляне, среди елей растение с белыми цветками, напоминающими ландыш.

Вопрос: "Почему "ландыши" зацвели летом? Почему они не имеют аромата?"

Ответ: это не ландыши, а грушанка. От ландыша отличается тем, что листья похожи на листья груш и собраны в розетку.

Примечание: объекты 7 и 8 лучше использовать для игры в летнем лагере отдыха в июле.

Объект 9

Кисличка. Записка: "Кто я? Попробуй мои листочки на вкус. Можешь положить их в салат, винегрет, даже в суп. Можешь приготовить прохладительный напиток. А на ночь я засыпаю вместе с птицами и зверями".

Ответ: это кисличка, тройчатые листочки, белые цветы. На ночь или перед дождем листочки складываются. Листики этого растения съедобны.

Объект 10

А это что притаилось в тени у елей? Новая записка: "Почему ко мне нельзя притронуться?"

Ответ: это аконит, возвышается над всеми лесными травами. Листья отливают металлическим блеском, темно-синие цветочки-башмачки уходят вверх соцветием, похожим на свечу. Это одно из самых ядовитых растений.

Примечание: аконит можно заменить другим произрастающим в этом месте ядовитым растением.

Объект 11

Лесная полянка. Заросли кипрея. Записка: "Почему меня называют растение-комбинат?".

Ответ: кипрей, или иван-чай. Молодые побеги можно отваривать и использовать в пищу сырыми. Из них делают муку, высушенные листья заваривают и получают крепкий напиток. В семенах содержится масло, цветки содержат нектар. Из стеблей вьют веревки.

Объект 12

Куст можжевельника. "Почему это растение называют виноградом хвойных лесов?"

Ответ: осенью созревают шишечки. Они напоминают черные с сизым налетом ягоды, содержат 42 % сахара, очень ароматны. Из них можно приготовить различные напитки.

Подведение итогов.

Во время движения по маршруту за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. Победители награждаются.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Интегрированный урок-экскурсия окружающего мира с элементами краеведения и английского языка по теме «Экскурсия в зоопарк» во 2 классе (УМК М.З. Биболетовой, Enjoy English – 2; )

Тема: В зоопарке. Лексика по теме «Животные, обитающие в зоопарке». Монологическая речь по теме «He/She can(can’t)», «I have got».Цели:Образовательные: активизировать лексический материал по тем...

Урок математики.Числа 1-10.Урок-экскурс в Сочи 2014

Урок  математики  в  1  классе .Урок-экскурсия,посвященный  Олимпиаде  2014  в  г Сочи.  Закрепление  изученного  материала.Отрабатывает  сч...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

План-конспект урока "Урок-экскурсия по окружающему миру" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения"....