Окружающий мир "Жизнь пресного водоема"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Янченко Елена Викторовна

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь пресного водоёма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир      4 класс

Тема: Жизнь пресного водоема

Цели: сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема, познакомить с  

           растительным и животным миром пресного водоема, с ролью человека;

           развивать познавательный интерес учащихся, учить работать с дополнительной  

           литературой;

           воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас-определитель, таблица «Пресный водоем», гербарий, рисунки растений и животных, модель животных, жетоны.                                     

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и цели урока.

    - Сегодня мы поговорим о природных сообществах луга и пресного водоёма.

       3.  Проверка знаний и умений.

            Знаниями о луге поделитесь, друзья.

            Каждый дома трудился не зря.

   а) тесты – 3 человека

   б) карточки – 2 человека

   з) задание в тетради – 3  человека

   

Игра «Узнай меня»

     Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик).

    Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка).

    Это растение в народе называют «хлопушка». ( Смолевка).

    Он звонко поет ( Перепел)

    Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос ( Коростель)

    Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных ( Жук-могильщик).

    Ее назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое насекомое ( Махаон)

   Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик)

 - Луг украшает нашу землю, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга?

- Почему луга нуждаются в защите?

 4.Работа над новой темой

Плакат «Водоем», стр. в учебнике 191.

- Вы уже знаете , что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие?

- Сегодня речь пойдет о пресных водоемах. Какие типы  пресных водоемов вы знаете?

- Какой водоем  изображен на странице учебника? Докажите

- Что можете рассказать о поверхности озера? ( оно покрыто маленькими зелеными листочками.

- Это растение ряска. Найдите его в атласе ( стр.71). Прочитайте о нем.

- Найдите и подпишите названия растений в тетради на стр. 65

- Какие растения вам еще знакомы? Назовите их. Найдите их в учебнике на стр. 192

- На берегах растут

а) незабудки ( рисунок ) эти скромные цветы в старину дарили любимым людям, как бы говоря « Не забудь меня!»

б) купальница ( рисунок) высота до 70 см. ее крупные очень красивы и часто оказываются в букетах. Но сорванная купальница быстро вянет. Не рвите ее!

в) калужница ( гербарий) селится во влажных местах или прямо в воде название

произошло от слова «Калуга»- так в старину называли болото.

г) лотос ( фото) его стебли, превратившиеся в корневища, погружены в ил, а над поверхностью воды торчат огромные, похожие на щит ,листья. Цветки очень крупные, издают приятный запах. Семена лотоса в виде орешек и сохраняют всхожесть много лет. Произрастают на водоемах нашего края и очень украшает  их в июле, августе.

- Какую роль выполняют растения в водоеме?( пища, дом животным, вырабатывают кислород)

физминутка «Лягушки»

     - Продолжим наш разговор об обитателях водоема. Попробуйте угадать, о ком пойдет речь дальше.

    Ползает наоборот,

    Задом наперед,

    Все под водой

    Хватает клешнёй.

                       ( рак)  

    У родителей и деток

    Вся одежда из монеток

                       ( рыбы)

    На дне, где тихо и темно

    Лежит усатое бревно.

                       ( сом)  

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает.

                       ( щука)  

   У кого глаза на рогах,

   А дом на спине?

                       ( улитка)  

   Выпуча глаза сидит;

   По-турецки говорит;

   По-блошачьи прыгает;

   По-человечьи плавает

                      ( лягушка)  

   Пестрая крякушка

   Ловит лягушек,

   Ходит вразвалочку –

   Спотыкалочку

                         ( утка)    

   Длинноногая девица

   Гордо в озеро глядится.

                          (цапля)  

- Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с ним поближе в учебнике на стр. 195

- О каких животных прочитали? Кто такие головастики? Какие хищники обитают?

- Со всеми обитателями сегодня познакомиться мы не успеем. О них можете узнать в книгах «Великан на поляне» , «Зеленые страницы». Подготовьте доклад и расскажите другим учащимся.

- Узнайте их в тетради на стр. 66

- В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой ( растения выделяют кислород, животные им дышат, растениями питаются животные, хищники питаются другими животными)

- Как живут все обитатели? ( Сообща)

  1. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества . К чему это приводит?
  2. ( стр. 196)

- Какие беды принес человек водоему?

- Что надо делать, чтобы это экологическое равновесие не нарушалось?

- Я думаю, что вы именно так и будете поступать

  1. Закрепление изученного

Заполнит таблицу стр. 192-193

Моллюски          6 ряд

Земноводные     5 ряд

Насекомые         3 ряд

Грызуны             4 ряд

Рыбы                  2-1 ряд

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание  стр. 192-200. т.с. 64-68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4 класс Автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе....

Урок по Окружающему миру "Жизнь пресного водоема."

Цель урока "Жизнь пресного водоема" - ознакомить учащихся с разнообразием жизни в пресном водоеме. Определить значение растительного и животного мира для водоема, а также тесную взаимосвязь обитателей...

Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"

Конспект урока по окружающему миру "Пресные водоемы"...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"...

Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема".

Урок в 4 классе (окружающий мир + информатика) "Жизнь пресного водоема". Подготовлен совместно с учителем начальных классов Ратушной Л. А....