Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Тарасова Елена Вячеславовна

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Жизнь пресного водоема"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока по окружающему миру в 4 классе.

Жизнь пресного водоема

        Тип урока:  урок-сообщение новых знаний.

        Вид урока:  урок – создание проекта.

        Тема раздела: Родной край - часть большой страны.

Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;

Задачи урока:

образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями

 между растительным и животным миром пресных водоёмов;

развивающая:  развивать познавательный интерес учащихся;

воспитательная: воспитывать любовь к природе;

Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная   работа по

карточкам, индивидуальная работа по карточкам, творческая работа, тестовая работа для

контроля знаний, групповая форма работы в игре, коллективная работа, самостоятельная

работа.

Используемые образовательные технологии: технологии развивающего обучения,

             личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, методы игрового обучения, метод

             малых групп, методы наглядного обучения, различные приёмы  активизации познавательной

             деятельности.

            Оборудование для учителя: плакат-схема «Пресный водоём», тест «Лес и луг»,

             индивидуальные  карточки, плакаты правил поведения на водоёме, проектор, компьютер,

              презентация

             Оборудование для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, карточки, тест.

 

             

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим все то, что было изучено на прошлом уроке.

У вас на столах лежит тест, ответьте на  его вопросы.

Тест

1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:

а.орешник

б.колокольчик

в.лисохвост.

2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:

а. деревьях

б.кустарниках

в.земле

3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:

А. жук- навозник

Б. жук – могильщик

В. Жук – олень

4. Почему кроты любят жить в лугах:

А. удобно рыть норы

Б. в почве много червей

В. нет врагов

5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав

А. от центра луга к краям

Б. от края луга к центру

В. Разницы нет

Поменялись работой с соседом и проверили тест. (взаимопроверка) Слайд 2

А теперь мы отгадаем кроссворд и вспомним растения и животных луга. Слайд 3

Вопросы к кроссворду:

1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.

2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.

3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.

4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».

5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.

6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.

7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.

8. Бегает среди камней,

    Не угонишься за ней.

    Ухватил за хвост, но – ах! –

    Удрала, а хвост в руках.

9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.

10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.

11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.

12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животноеhttp://tak-to-ent.net/images/112okrmir4kl/94.png

Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Почему нельзя поджигать старую траву?

НОВАЯ ТЕМА  Слайд 4

Лежит кувшинка на листке,

Как на плоту упругом,

И поплыла бы по реке

К приветливым подругам,

Да вот беда: привязан плот –

Он никуда не поплывет.

Где мы только что побывали?  Конечно же на реке…  

– Скажите, к какому природному  сообществу относится река? ( это водоём)

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы). Слайд  5

– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным?
(Водохранилища, пруды, каналы)
-  Почему они названы искусственными?
(Они созданы человеком.)

 - А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете?  (пресные и солёные). Какие водоемы отнесем к соленым? К пресным? Слайд 6


– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока:
 Жизнь пресного водоёма.

Мы уже изучили природные сообщества леса, луга.

Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на уроке? Что мы должны узнать  и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, узнать как охранять водоёмы).

Вывод:

Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и  живые существа .

А сейчас отправимся в гости  к водоему. (Слайд7 озеро)

- Как вы думаете , Какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)

- А, может быть это пруд или река?  (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).

- Хорошо, убедили. Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?  

-Как вы думаете, в какое время года  лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)

-Почему?

-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.

Сегодня на нашем уроке мы создадим мини – проекты, которые объединим в один большой проект: «Жизнь пресного водоема".

 Давайте определим цель проекта: Доказать, что водоем это природное сообщество»

А каковы будут задачи проекта: Познакомиться с растительным и животным миром водоема. Определить правила поведения у воды. Выяснить экологические проблемы.

 Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

 1. группа  ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.

2. группа  зоологи. Кто такие зоологи? Участники расскажут нам о животных  водоёма и их роли в сообществе.

         3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.

Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.

Задания 1 группы:

1 задание    Дополни  ( учебник стр. 178-179):

Некоторые растения такие как ____________,_____________,_________,_______________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________________. Это _____________________, которая ______________________________________________. В толще воды плавают _____________________. Разглядеть их можно_______________________________________.

Учитель:    Как же приспособились растения к жизни в водоеме?  

                     

2 задание.  По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (ряска, кубышка, кувшинка, стрелолист,рогоз,рдест)

(атлас стр.70-75)

Что вам известно о этих растениях?

3 задание : Роль растений в природном сообществе (учебник стр.179)

                              1.

                              2.

                              3.

Какова роль растений в водоеме?

-Какой вывод вы сделали,  изучая растения водоёма?

Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей  животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.

- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?

-Какие растения запомнили?

-Какие самые красивые растения водоемов?

ФИЗМИНУТКА

2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.

Задания группы 2 :

1задание:  Где живут животные водоема, приведите примеры? (учебник. Стр.179-180)

                          1 -

                          2-    

                          3 -

                          4-

Подчеркните классы животных которые мы можем  встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. Запишите на лист ответа.

Молодцы, мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов.

2 задание:  По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас  стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191)

    Что вам известно о этих животных.

Молодцы , хорошо справились с заданием. Что же происходит с растениями и животными, когда они умирают?

3. задание . Дополните (учебник стр.182-183)

 

  В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, _____________________________________________________________________

Когда растения и животные умирают, _________________________________________.

Здесь под действием бактерий________________________________________________

__________________________________________________________________________

Из них образуются _________________________________. Эти________________  

Растворяются _______________, и тогда _________________________________________________________________________  

________________________________________________________________________ .

-Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир  водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.

-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами?  Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)  

-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)

- О каких животных пресного водоёма  вы узнали? Перечислите.

- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?

-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связани растения и животные между собой.  Приведите примеры цепи питания. (Задание группы 3)

3 задание Составьте цепи питания:  Личинки – карась-щука,  

                                                                    насекомые – карась-щука

                                                                    Водоросли – рыбы – цапля

                                   Водоросли – моллюски - ондатра

(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка -  комарами.)

-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)

-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

( Люди.)

-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков,  дети-моллюсков.)

-К чему это может привести?

(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)

    Задания  группы 3:

1 задание:  Расскажите, как необходимо охранять водоемы?

2 задание: Что обозначают  знаки с  правилами  поведения у водоема?

3 задание: составьте цепи питания. Личинки – карась-щука,  

                                                                    насекомые – карась-щука

                                                                    Водоросли – рыбы – цапля

                                   Водоросли – моллюски - ондатра

-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?

(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)

Самостоятельная работа

Открываем тетрадь стр.85 №7

Итог урока:

Итак,  ребята, мы с вами сделали проект по теме «Природное сообщество пресный водоем и выяснили, что пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды.

Д/задание: тетр с. 84№5,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Водоемы родного края. Урок окружающего мира. 4 класс

Технологическая карта открытого урока в 4 классе по окружающему миру....

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"

урок окружающего мира 4 класс по теме "Водоемы нашего края"...