Водоемы родного края. Урок окружающего мира. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Колесникова Татьяна Сергеевна

Технологическая карта открытого урока в 4 классе по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kolesnikova_t.s.docx87.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водные богатства нашего края.

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научиться работать с учебником, картами; получить представления о водоемах; о значении воды для здоровья и жизни человека.

Метапредметные

Познавательные: научиться добывать новые знания: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация учащихся и учителя, карта); применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение; строить рассуждения.

Регулятивные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в паре.

Личностные: осознать красоту родного края, значимость полученных знаний о воде.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: Компьютер, проектор

Литература: Интернет технологические карты уроков.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Обучающие и развивающие задания

Формируемые умения

1.Организационный момент.

Положительный настрой на работу.

Проверка готовности к уроку

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

2.Проверка домашнего задания

1.Работа в порах (графический диктант)

Выполнение работы на листочках

1.Столица Росси-Москва

2.Терриконы – это горы созданные природой.

3.Основные формы поверхности нашего края - это холмы и горы.

4.Возвышенность, высота которой 1000 метров - холм.

5.Большая часть нашего края находится в лесной зоне.

6.Надо охранять поверхность земли от образования оврагов и терриконов.

7.Чем ярче и насыщенней коричневый цвет, тем выше формы поверхности земли.

Коммуникативные, личностные

3. Актуализация знаний.

.

 

Сегодня мы отправимся туда,

Где тихо плещется вода…

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо угадать.

Вопросы к кроссворду:

  • Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)
  • Место, где река берет свое начало. (Исток)
  • Нижняя часть горы, холма. (Подошва)
  • Есть у оврага, холма, горы. (Склон)
  • Самое теплое море России. (Чёрное море)
  • Форма поверхности. (Холм)
  • Вся территория земной поверхности разделена на природные…(зоны)

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ.

Слушают учителя, принимают участие в диалоге, отгадывают кроссворд

http://festival.1september.ru/articles/516854/img1.gif

Коммуникативные, личностные

4.Изучение нового материала.

.

-Каким цветом обозначена вода на карте?

-Одинаковая ли вода на вкус?

-Ребята, посмотрите все ли правильно записано?

Найдите лишние слова.

 -Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению.

  • Где в природе встречается вода? 
  •  Одинаковая ли вода на вкус? 
  • А существуют ли искусственные водоемы, и какие они имеют названия? 
  • Для чего человек создает искусственные водоемы? 

Как же живут естественные водоемы?

Что даёт начало реке? Посмотреть презентацию.(Родники Инсарского района)

 Куда девается вода, которая вытекает из родника?

Маленькие реки собираются в большие и являются притоками большой реки. Чем больше притоков, тем полноводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а где впадает - устье. (презентация)

Кроме рек вода собирается в озёра.

Какие же водоёмы расположены на территории Мордовии?

(дополнительный материал в приложении)

В Мордовии протекает 114 рек. Основные реки - Мокша, Вад, Сатис, Исса, Урей, Сура. Как и для большинства равнинных рек, для рек Мордовии характерно спокойное течение и весеннее половодье.

(Опасность на водоёмах)

Большую часть искусственных водоёмов составляют пруды. Созданы они на оврагах в верховьях рек, используются для рыборазведения..

В республике находится 500 озер, из которых самыми крупными являются озеро Инерка, Шелубей, Имерка, Пиявское, Мордовское. Озера в Мордовии располагаются, как правило, в поймах рек. Настоящей жемчужиной Мордовии является знаменитое озеро Инерка. Его название в переводе с мордовского означает «Великое озеро». Это озеро является памятником природы республиканского значения. Все другие озёра небольшие, тем не менее рыбы в них водится в изобилии и они всегда популярны у рыболовов. По типу это в основном пойменные озера, имеющие небольшую глубину. В них в основном обитают более теплолюбивые виды рыбы. Основными видами рыбы, добываемые в озёрах, являются карп, щука, карась и пескарь, лещ и окунь, язь, ротан, имеется так же сом и вьюн. Вода в озерах зеленовато-голубая, очень чистая и прозрачная. Их живописные берега покрыты богатой растительностью, а в воде растут кувшинки. 

Отвечают на вопросы

Работают в парах (составляют схему)

(Естественные – водоемы созданные природой. Искусственные – водоемы созданные человеком.)

Ответы детей

Просматривают презентацию об источниках

Внимательно слушают.

Рассматривают и запоминают схему реки

Внимательно слушают учителя

(Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей)

http://festival.1september.ru/articles/569498/img1.jpg

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

5.Закрепле

ние изученного.Работа с учебником.

.

 

А вы знаете, как вести себя у водоёма?

Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

Определите значение водоёмов в природе.

К сожалению, чистой воды становится всё меньше и меньше. А виноваты в этом  сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами.

С 1 по 10 сентября 2014 года, проходила Всероссийская акция МЧС России «Чистый берег». В республике Мордовия порядок был наведён на всех городских и районных пляжах. Проведение данной акции просто необходимо. Чистота должна поддерживаться круглый год

Стр.146-147,

(Работа в паре) Составляют памятку «Правила поведения у водоёма»

Ответы детей

Работа в тетрадях на печатной основе.

1.Не бросай мусор в воду

2.Не оставляй мусор на берегу.

3.Не мой транспорт в водоёме.

1.Дом для растений и животных.

2.Место отдыха.

3.Вода для хозяйственных нужд.

4.Перевозка грузов.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

6. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что нового узнали?

Какое значение в природе имеют водоёмы?

Кто из ребят больше всех помог нам на уроке?

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Познавательные

Регулятивные

7.Домашнее задание.

Подготовить сообщение по предоставленному плану на стр.145

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

"Поверхность моего края" урок окружающего мира УМК "Школа России"

на уроке использована технологии развития критического мышления...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Проект на тему "Экономика родного края" по окружающему миру 3 класс (А.Плешаков)

   Данный проект составлен ученицей 3-го (коррекционного класса) 7 вида...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Водоемы родного края"

Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова....