"Птицы - лесные жители"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Воронова Вера Васильевна

Урок разработан по УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy_-_lesnye_zhiteli.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Автор: Воронова Вера Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №27» города Чебоксары

Чувашской Республики

Тема: «Птицы – лесные жители». (Слайд 1)

Цели: (Слайд 2)

  1. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.

 2.  Развивать познавательный  интерес к птицам.

 3.  Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.

Оборудование: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник .2 класс.-  М.:Вентана- Граф, 2010; Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.-  М.:Вентана- Граф, 2010; компьютер, мультимедийный проектор, экран, демонстрационный материал с изображением птиц, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

  1. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 3)

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

  1. - А чтобы узнать, кто таится в чудесном лесу, нам нужно с вами отгадать загадки.

 (Слайд 4) 

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица).

– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Птицы - лесные жители».

III. Объяснение нового материала.

- Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно загадочным образом жизни.

- Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес  тоже  многоэтажный дом.  

Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.  

- Жители первых этажей. (Слайд 5)

          На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.)

         Посмотрите  на эту красивую крупную птицу – это глухарь. (Аня Быкова)

Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.

Свои гнезда глухари вьют прямо под  деревьями, порой на самых заметных местах.

         А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой. (Лера Грибова)

У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.

- Жители второго этажа: дятел, сова. (Слайд 6)

Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором этаже леса.

        Лесной доктор – дятел. (Леша Филиппов)

Голос, который вы слышали дятла. Но правильнее будет сказать, что мы слышали не его голос, а звуки «тук-тук-тук». В народе считают, стучит дятел, значит, будут  уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.

        Отгадайте  что за птица? (Женя Краснова)

Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?

Конечно же, это сова. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок. Это, кто? Правильно – мыши. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.

- А третий этаж леса находится высоко. Заглянем  туда? Но сначала проведем физкультминутку.

  1. Физкультминутка .

Руки подняли и помахали –

Это деревья шумят.

В сторону руки и помахали –

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили –

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели.

Дети учиться хотят.

  1. (Слайд 7)

- Жители верхних этажей. Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.

         Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз.

Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых  птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов.

Это иволга. (Слайд 8) (Женя Белов)

Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, - будто кошке на хвост наступили. Поверить трудно,  но и неприятные звуки издает  та же птица.  Недаром иволгу зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой.

- А сейчас проверим, каких лесных птиц вы знаете, для этого отгадаем загадки.

Слайд 9. Типичная лесная птица. Основной ее пищей служат семена кедровой сосны, ели и насекомые. Однако она поедает и семена различных других растений, птенцов и яйца мелких птиц, ящериц и лягушек. (Кедровка) 

Слайд 10. Одна из самых маленьких певчих птиц России. Масса его всего 5-6 г. В лесу скорее                               всего можно усушать и узнать по его тонкому негромкому свисту: "си-си-си". (Королек)

               Пение корольков можно услышать даже зимой и очень ранней весной, и феврале -    марте.Королёк весит в 6 раз меньше, чем  воробей. Мал королёк,зато у него есть корона.

Слайд 11. Кто без нот и без свирели

                 Лучше всех выводит трели,

                 Голосистей и нежней?

                 Кто же это? (Соловей)

Слайд 12. Кто эта  птица?

                    Никогда не строит для себя гнезда,

                    Соседкам яйца оставляет,

                    И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Слайд 13. Перелётная птица. Поселяется в лесах, садах и на бульварах города. Очень заметная и красивая птица. (Зяблик)

Слайд 14. Птичка – певунья. Очень искусно делает своё гнездо среди зарослей леса. Уничтожает большое количество насекомых. Является украшением природы. (Малиновка)

Слайд 15. По деревьям    перемещается ползая, поэтому получил название «…..».В нашей местности обитает в еловом лесу, парках. Птичка невзрачная, но приносит много пользы.

(Поползень)

Слайд 16. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Слайд 17. Спинкою зеленовата,

                          Животиком желтовата,

                          Черненькая шапочка

                           И полоска шарфика. (Синица)

- А каких птиц нашего края вы знаете?

(Ответы детей). 

- Кукушка.

- Клёст.

- Поползень.

- Синица.

- Сойка.

- Пищуха.

- Сова.

Молодцы! А сейчас я вам покажу  некоторых птиц нашего края.

Слайд 18 – белая трясогузка.

Слайд 19 – большая синица.

Слайд 20 – зяблик.

Слайд 21 – крапивник обыкновенный.

Слайд 22 – лазоревка.

Слайд 23 – рябинник.

Слайд 24 – чечевица.

Слайд 25 – малиновка.

На все лады звучат птичьи голоса.  От зари до  зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит их день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой.

Слайд 26. 

Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы  погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Слайд 27. 

Сколько  гибнет их -  не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Слайд 28. 

Разве можно забывать,

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз,

К своему окну.

Чтоб без песен

                   не пришлось

Нам встречать весну.

               А. Яшин

Слайд 29. Помоги друзьям!

Слайд 30.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

-Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой в трудное голодное время, подкармливать.

-Ребята, а вы помогаете нашим друзьям?

-Какую помощь вы оказываете им?

(Ответы детей)

- Делаем кормушки и развешиваем в садах, парках, скверах.

- Кладём корм: семена подсолнечника, семена арбуза, тыквы, дыни.

- Несолёное сало.

-Крошки белого хлеба.

 Следим, чтобы постоянно был корм в кормушках.

- Ребята, помните!

Не холод страшен птицам зимой, а голод.

Слайд 31.

 Нужно поддержать птиц! 

В первую очередь нужно позаботиться о синицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой  они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где  спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц.  

Слайд 33. Ребята, помните!

  1. Нельзя разорять гнёзда птиц.
  2. Стрелять в них из рогаток!
  3. Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
  4.  Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Слайд 35. Значение птиц

  1. Поедают большое количество растительной и животной пищи,  оказывая этим существенное влияние на живую природу.

2. Регулируют численность насекомых и грызунов.

3. Являются важным звеном в цепях питания живых организмов.

4. Распространяют семена растений.

5. Птичьи перья имели большое значение в      истории культуры, так как ими пользовались  

    для письма со времён Римской империи до     середины XIX века.

 Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям.

                        (И. Мазин)

IV. Закрепление.

Игра «Прилетели птицы».

- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (Дети хлопают в ладоши)

Учитель: - Почему мухи?

Ученики: Мухи – насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны(Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

лебеди, куницы,

Галки и стрижи,

Чайки и моржи(Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Сойки и ужи(Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,

Майки и орланы… (Дети хлопают в ладоши)

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи… (Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Утки, гуси, совы,

Ласточки, коровы(Дети хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и  стрижи,

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

  1. Итог урока.

- Перечислите, какие жители леса нам повстречались во время экскурсии?

- Какое значение имеют птицы?

- Какую помощь мы можем оказать птицам?

  1.  Домашнее задание: подготовить пересказ (с. 76-78), или рассказ о любой птице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе "Птицы - лесные жители" по программе "Начальная школа 21 век"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" с презентацией....

Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Птицы-лесные жители"

Урок в соответствии с ФГОС, тип урока - ОНЗ, УМК "Школа 21 века"...

Презентация по окружающему миру 2 класс "Начальная школа 21 века" по теме "Птицы - лесные жители"

Презентация содержит материал о "Разнообразии птиц леса, особенностях их поведения"....

Технологическая карта урока "Птицы-лесные жители" 2 класс

Предмет: окружающий мирКласс: второйТема урока: «Птицы – лесные жители» из раздела «Лес и его обитатели», урок № 48Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: система учебников «Начальная школа XXI века...

Кроссворд "Птицы - лесные жители"

Данный кроссворд можно использовать как один из вариантов проверки домашнего задания по данной теме, а также при систематизации и закреплении учебного материала. Соответствует ФГОС....

Птицы- лесные жители.

Открытый урок по окружающему миру....

Презентация "Птицы - лесные жители"

Презентация по окружающему миру для 2 класса....