Технологическая карта урока "Птицы-лесные жители" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Краснятова Ольга Александровна

Предмет: окружающий мир

Класс: второй

Тема урока: «Птицы – лесные жители» из раздела «Лес и его обитатели», урок № 48

Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: система учебников «Начальная школа XXI века». Ч. 2. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2012. – С. 67-73

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о жизни птиц и о месте их обитания

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krasnyatova_o.a.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: второй

Тема урока: «Птицы – лесные жители» из раздела «Лес и его обитатели», урок № 48

Учебник: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: система учебников «Начальная школа XXI века». Ч. 2. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2012. – С. 67-73

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о жизни птиц и о месте их обитания

Задачи:

  • Образовательные:
  • формирование умения различать птиц леса по внешнему виду, по голосам;
  • систематизация и обобщение знаний о птицах леса;
  • формирование исследовательских умений: проводить наблюдения и опыты, работать с дополнительной литературой, выдвигать гипотезы, делать выводы, представлять результаты исследовательской работы.
  • Развивающие:
  • развитие речи (умения оформлять свои мысли в устной форме), мышления (умения устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умения работать с ЭОР;
  • развитие умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Воспитательные:
  • воспитание бережного отношения людей к птицам;
  • формирование умения работать в паре, в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах

Необходимое техническое оборудование:

  • для учителя: компьютер, проектор, презентации, плакаты «Солнышко», «Лес», картинки с изображением птиц;
  • для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, перья, лупа, ножницы, вода, пипетка, листы для записи наблюдений

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1

Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Вы тихонечко садитесь

И работать не ленитесь.

  • Каким бы вы хотели видеть сегодня урок? Запишите свое мнение на лучиках солнышка (интересный, увлекательный, познавательный, смешной и т.д.)

  • Хотите знать мое мнение?
  • Вы узнаете в конце урока. Пусть это будет маленьким секретом

Ученики пишут на лучах свое мнение.

Да

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятель-ности

  • Я предлагаю совершить прогулку по лесу. (Слайд 2 «Звуки леса»)
  • Чьи чудесные голоса услышали?
  • Попробуем отгадать птиц по голосу. (Слайды 3-10)
  • Каких птиц еще знаете, но не слышали их голосов?
  • Как вы думаете, зачем поют птицы?

  • Когда птицы возвращаются весной домой из теплых стран, пение для них – очень серьезное и важное дело. Маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться, растить птенцов и никто не смеет поблизости селиться!» Кстати, у птиц поют только самцы.

Постановка проблемного вопроса:

  • Ребята, а где лесные птицы устраивают домики? На одинаковой ли высоте они селятся? Чем отличаются птицы, живущие в лесу от других птиц? Зачем птице перья? Почему у птиц разные клювы?
  • Почему возникло затруднение?

Дети называют знакомых птиц.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы. Выдвигают гипотезы.

Затрудняются ответить

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

3

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

  • У птиц есть свои секреты. Все ли секреты вы знаете? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
  • Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

Формулируют тему и цель урока

Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке

4

Построение проекта выхода из затруднения

Нацеливает на работу:

  • Что нужно делать, если не знаешь, а хочешь узнать?
  • Каким путем сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?
  • Мы познакомимся с особенностями лесных птиц, будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются ученые. А вы хотите попробовать?
  • Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

5

Реализация построенного проекта

  • Сейчас узнаем один секрет птиц.
  • Как вы думаете, где селятся птицы? (На доске плакат с изображением деревьев, кустарников, трав, картинки с изображением птиц)

Учитель организует работу по систематизации знаний детей:

  • Лесные птицы занимают квартиры на разных этажах леса:
  • 1-й этаж – глухарь, тетерев.
  • Попробуйте догадаться, почему эти птицы живут ниже всех? (Эти птицы тяжелы, неуклюжи, любят гулять по полянкам, где много сочной травы, ягод, почек, насекомых. Гнезда вьют под деревом, это приводит часто к гибели птенцов и самок от рук людей.)
  • 2-й этаж – дятел.
  • Как называют дятла в народе?
  • Кто догадался, почему дятел выбрал второй этаж?
  • 3-й этаж – сорока, ворона.
  • Как вы думаете, кто живет выше всех?

(Всех выше строят свои гнезда хищные птицы: ястреб, канюк. Также на верхних этажах обитает красивая певунья – иволга.)

  • От зари до зари хлопочет пернатое население. И каждый живет на том этаже, на котором предназначено самой природой.

Физминутка

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

  • Ребята, в начале урока мы различали птиц по голосам. А как еще можно различить птиц? (По внешнему виду, по оперению.)
  • Зачем птице перья?
  • А по клюву можно узнать птицу?
  • Почему у птиц разные клювы?

Организует исследовательскую работу в группах:

  • 1-я группа работает по теме: «Оперение птиц».
  • 2-я группа – по теме: «Клювы птиц».
  • Работу будем проводить в лаборатории, где каждый станет исследователем в составе группы. Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе:
  • Первое правило: умей слушать и понимать других.
  • Второе правило: не перебивай.
  • Третье правило: дай возможность высказать свое мнение каждому.
  • Четвертое правило: умей договариваться и приходить к общему мнению. Для организации работы учитель назначает руководителей лабораторий

Отвечают на вопросы.

Дети «расселяют» (прикрепляют на плакат) одних птиц на деревьях, других – в кустарнике, высказывая свои предположения.

Выдвижение гипотез.

Вспоминают правила.

Получают инструкцию к проведению опытов.

Выполняют практическую работу

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы; контролировать действия партнера; уметь слушать собеседника

Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака; структурирование знаний; построение речевого высказывания; доказательство

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Подводит итоги исследовательской работы:

  • Какие секреты птиц вы раскрыли, выполнив практическую работу?
  • Благодарю руководителей лабораторий за хорошую работу.

Презентация «Особенности лесных птиц».

  • Чем отличаются птицы, живущие в лесу, от других птиц?

Выступления учащихся (результаты исследования).

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение слушать партнера

Познавательные: анализ объекта

Регулятивные: сравнение способа и результата

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу в парах по учебнику (с. 67, задание 2).

  • Сейчас поиграем в игру «Угадай птицу по описанию»

Пары готовят описание птицы, затем по очереди описывают выбранную птицу, не называя ее. Учащиеся угадывают

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц

Личностные: умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

8

Включение в систему знаний и повторение

Презентация «Певчие птицы».

Слайд 2-3. Чтение наизусть стихотворения.

Слайды 4-14. Загадки. Слайд 15.

  • Вспомним еще раз лесных птиц.
  • Узнаем, кто был самым внимательным.
  • Какая птичка не живет в лесу?

Читают стихотворение, отгадывают загадки

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

9

Рефлексия

учебной деятельности на уроке

  • Наша прогулка подошла к концу.
  • Какую работу мы сегодня выполняли?
  • Чему научились?
  • Кто или что вам помогало справиться?
  • Кто доволен сегодня своей работой?
  • Говорят: «День без радости, что жизнь без солнышка». Посмотрите, наше солнышко улыбается.

  • В начале урока вы написали, каким бы вы хотели видеть урок.
  • Встаньте те, для кого урок был:
  • радостным;
  • интересным;
  • удивительным и т. д.
  • Хотите знать мое мнение? Прочитайте – СОЛНЕЧНЫМ.
  • Солнечный – это какой? (ответы детей)

Домашнее задание (на выбор):

  1. Подготовить сообщение о понравившейся птице.
  2. Найти в энциклопедии интересные факты из жизни птиц леса

Заполняют «Лист са-мооценки»

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные: умение слушать собеседника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс

Технологическая карта урока технологии "Эмблема класса" 4 класс.Цель урока: формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления учеников через осмысление символического хар...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...

Технологическая карта урока "ОРКСЭ" - 4 класс. (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс, А. И Шемшурина. М : Просвещение, 2014)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о нравственной отвественности человека за свои поступки.Задачи урока:Дидактические1. Познакомить обу...