конспект урока в 4 классе по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

конспект урока в 4 классе по окружающему миру по программе Школа России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУЛУГАНОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

У Р О К

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«ОХРАНА ЖИВОТНЫХ»

ПО ПРОГРАММЕ А.А. ПЛЕШАКОВА 3 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Р.Х.МАРДАНОВА

ТЕМА:                                 «Охрана животных»

ЦЕЛЬ:

  1. познакомить обучающихся с животными из Красной книги;
  2.  развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
  3. формировать гражданскую и нравственную позицию обучающихся, личностное отношение к окружающей действительности.

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомить обучающихся с животными из Красной книги России Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
  2. Развивать связную устную речь, память, способность составлять рассказ.
  3. Воспитывать бережное отношение к животным и их детенышам, к природе.
  4. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

выставка книг о животных, «Красная книга России», иллюстрации животных из Красной книги, стенд «Как прекрасен этот мир!»

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Помнить должен каждый

Урок сегодня важный.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Эта удивительная природа». Наш урок будет проходить в необычной форме. Класс заранее поделился на группы: Млекопитающее, земноводные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Мы будем работать группами. Но для того, чтобы перейти к изучению нового материалы, необходимо проверить свои знания по изученным темам

У вас на партах лежат тесты, с  которыми  вы будете работать группой. Какая группа выполнит раньше. После выполнения работы вы проведете самопроверку с бланками ответов.

 Тест “Невидимая сеть и невидимая пирамида” - 1 вариант.

Тест “Кто что ест?” - 2 вариант.

Тест “Разнообразие животных” - 3 вариант.

Тест “Размножение и развитие животных” - 4 вариант.

Самопроверка.

1.Введение

- Сегодня мы поговорим с вами об охране животных. Посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках.) Но посмотрите, они обращаются к нам с просьбой! Что это за просьба? Почему они об этом просят? (Слайд 3.)

Слайд 4. Учитель: Отгадайте загадку. (получается слово «книга»)

(Слайд 5.) Учитель: Решите кроссворд (получается слово «красная»). Назовите тему нашего урока? (Слайд 6.)

(Слайд 8.) Учитель: Природа создала животное вовсе не для того, чтобы оно нравилось или не нравилось человеку. Закон равновесия.

(Слайд 9.) Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека.

(Слайд 10.) 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга.

Эта книга советует, рассказывает какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении. Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране.

Слайд 11.) 1966 год. Была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц: (Слайды 12-13) (о цветах книги) красный цвет – исчезающие животные, жёлтый - сохраняющиеся, но их численность сокращается , синий - не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко, серый - неопределенные виды, мало изученные учеными, зелёный удалось спасти в результате мер по их охране, чёрный - исчезнувшие животные.

(Слайд 14.) В нашей стране такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. В 1984 г. (6 лет спустя) выходит втрое издание в двух томах: (1 том – растения, 2 том – животные).

(Слайд 15.) С тех пор Красная книга много раз переиздавалась. Как вы думаете почему? (Ответы детей.)

Физминутка

3. Первичное усвоение новых знаний

1. Погружение в проблему по охране животных

Каждая группа приготовила сообщения о животных занесенных в красную книгу.

- Послушаем, о чем нам расскажут ученики

Сообщения учащихся:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. Ответ (Бабочка)

Семейство БАБОЧКИ-ПЕСТРЯНКИ  Им дано очень меткое название; оно вполне соответствует характеру окраски их крыльев, которая обычно отличается резко бросающейся в глаза пестротой. Такая пестрая окраска носит явно демонстрационный характер и хорошо сочетается с поведением бабочек. Пестрянок можно встретить днем при солнечном свете на любом лугу.

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой.(рыба)

БЕЛУГА  распространена в бассейнах Каспийского, Черного и Азовского морей; есть в бассейне Адриатического моря . Проходная рыба. Как и калуга, белуга — одна из самых крупных пресноводных рыб, достигает тонны веса и длины 4,2 м (в возрасте 15 лет), как исключение, указывалась до 1,5 и даже до 2 т веса и 9 м длины. Средний промысловый вес белуги на Волге 70—80 кг. В Каспийском море белуга распространена повсеместно. На икрометание входит главным образом в Волгу, в меньших количествах — в Урал.

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ...

Ответ (черепаха)

Пресмыкающиеся

ЧЕРЕПАХА ЗВЁЗДЧАТАЯ Это одна из самых красивых наземных черепах распространена в Индии и на Цейлоне. Ее выпуклый панцирь украшен пирамидальными вздутиями на каждом щитке. На черном фоне ярко выделяются желтые полосы, радиально расходящиеся от вершин пирамид. Краевые щитки выступают в виде направленных назад зубцов..

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

Птицы

Семейство СОВЫ НОРМАЛЬНЫЕ  Семейство распространено повсеместно, кроме Антарктики и некоторых океанических островов. Характерные признаки: относительно плотное телосложение, широкая и круглая голова, короткая цевка, коготь среднего пальца без зазубрин по краям, средний палец заметно длиннее внутреннего.. Совы питаются также различными полевками, сусликами.

Она, как змейка, в траве мелькает.

Хвост оборвёт - другой наживёт.

Ответ (Ящерица)

Земноводные

ТРИТОН МАЛОАЗИАТСКИЙ  самый красивый из тритонов. По бокам тела резко выступает серебристая полоса, окаймленная сверху и снизу более темными полосками; по бокам хвоста проходят две темные продольные полосы, переходящие далее в один продольный ряд вытянутых поперек темных пятен. Брюхо оранжево-желтое или оранжево-красное. В длину малоазиатские тритоны достигают 14 см. Распространен на Западном Кавказе и в Малой Азии. Предпочитает чистые, проточные водоемы.

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

Ответ (Лягушка)        Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

Земноводные

КРЕСТОВКА КАВКАЗСКАЯ Это горная форма, поднимающаяся до 2300 м и выше над уровнем моря. Живет около водоемов и в тенистых местах. Осторожна, малозаметна, деятельна ночью.. На спине у них редко разбросанные красные пятна, которые иногда находятся в кратерообразных углублениях. На спине, боках, вдоль нижнего края нижней челюсти и на мозолях расположены многочисленные роговые образования в виде заостренных и несколько изогнутых шипиков

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

Ответ (Белка)

Млекопитающие

БЕЛКА МАСЛИЧНАЯ (Protoxerus stangeri) получила свое название из-за склонности к плодам масличной пальмы. Размером она сходна с обыкновенной белкой или немного крупнее (длина тела 23—33 см), хвост на 3—4 см длиннее тела. Мех на спине густой, но жесткий и без подшерстка. Масличная белка — обитатель верхних ярусов леса. В поисках пищи иногда может спускаться на землю. Часто зверек бывает спереди «выкрашен» оранжевым соком плодов масличной пальмы.

. Есть язык, да не говорит,

Есть крылья, да не летает. (рыба)

БЫСТРЯНКА  распространена в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей. Она встречается в замкнутых водоемах Туркмении. Быстрянка небольшая, до 13 см длины, рыбка, внешне похожая на уклейку, но тело ее немного выше, а вдоль боковой линии "тянутся две пунктирные черные полоски. Быстрянка по сравнению с уклейкой более теплолюбивая рыбка.

Какая птица является крупным издателем школьных учебников?  

(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)

ДРОФА одна из самых крупных птиц отряда дрофы: в зависимости от пола и сезона вес ее колеблется от 4 до 11 и даже 16 кг. От других птиц дрофу нетрудно отличить по крупному размеру, мощным неоперенным ногам, по пестрому оперению, в котором сочетаются рыжие и белые цвета, а также по отходящим от подбородка усам — пучкам удлиненных нитевидных перьев. Дрофа молчаливая и осторожная птица, особенно в стаях.

Вьётся верёвка, на конце - головка.

Ответ (Змея)        

ЗМЕЯ КОШАЧЬЯ в длину достигает 1 м, но обычно не превышает 70 см. Чешуя вокруг середины туловища расположена в 19, реже в 21 продольный ряд. Окраска верхней части тела серого, темно-серого или розоватого цвета.. Поселяется в сухих, докрытых камнями местах, на скалистых склонах гор, иногда заросших степной или полупустынной растительностью.

Учитель: Молодцы ребята. Вы все хорошо подготовились Спасибо.

(Слайд 17) Учитель: Сейчас мы поговорим о животных, которые занесены в Красную книгу.

(Cлайд 18) Исчезнувшие животные. Морская (Стеллерова) корова.

(Слайд 19) Странствующий голубь вымершая птица семейства голубей.

(Слайды 20-21) Удалось спасти: речной бобр, соболь.

(Слайды 22 – 25) Редкие животные: белый медведь, амурский тигр, розовый фламинго , журавль-красавка, лебеди, выхухоль.

Это одна из самых красивых и крупных птиц. Гнездятся лебеди по глухим озёрам, камышам. В неволе быстро становится ручным. Охота на этих птиц запрещена.

(Слайд 26 – 27) Сохраняющиеся, но их численность сокращается!

Лось.Песец   Дрофа

(Слайды 28 – 30) Исчезающие животные: сокол-сапсан, морж, чёрный лебедь.

Просмотр фильма

Учитель: Сейчас мы просмотрим фильм про животных на рассказ Чарушина «Кто, как поет?»

Учитель: А все ли животные занесены в Красную книгу? Значит, их не надо охранять? Какое значение имеют животные для человека, для природы? (Ответы детей.)

Давайте вспомним экологические правила.

Учащиеся заранее дома приготовили экологические правила. (Чтение детьми и обсуждение) по учебнику с.115

(Поработай в паре, учебник, с. 115.)

(Слайд 36)Как люди защищают животных? (Ответы детей.)

(Слайд 37) Заповедные места России. Всего 93 заповедника. Астраха́нский запове́дник — заповедник в дельте реки Волга в Астраханской области России. Учреждён 11 апреля 1919 года.

Заповедник расположен в низовьях дельты Волги, на территории Камызякского, Володарского и Икрянинского районов Астраханской области.

Территориально разбит на три участка или кластеры:

Дамчикский в западной части дельты

Трехизбинский в центральной части дельты

Обжоровский в восточной части дельты

Всего в заповеднике обитает 256 видов птиц, из них 72 вида редких птиц, в том числе 40 видов гнездятся, 22 вида встречается во время пролётов и 10 видов относятся к залётным.

В заповеднике обитает до 50 видов рыб: осетровые (белуга, осётр, севрюга), сельдевые (каспийский пузанок, волжская сельдь, черноспинка), карповые (вобла, лещ, сазан, краснопёрка, жерех, чехонь, золотой карась), щука, судак, окунь, бычки, колюшка и другие.
Млекопитающих мало. В основном это — кабаны, волки, лисицы, выдры, полевые мыши, мыши-малютки.

VIII. Закрепление

  Учитель:

- Какой вывод можно сделать об охране животных?

Обучающиеся:

Из-за хозяйственной деятельности людей, не умеренной охоты, рыбной ловли, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные внесены в Красную книгу. Нужно беречь не только самих животных, но и те места, в которых они живут.

Учитель:

Вывод: многое делается по охране животных. В нашей стране приняты законы об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, о животном мире, об особо охраняемых природных территориях. Под особой охраной находятся животные в заповедниках, зоопарках, заказниках. Но надо беречь не только редких животных, но всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания. Поэтому оберегая одних, вы часто помогаете другим.

(дети приводят примеры)

IX. Итог урока

1) Кроссворд.        

Вспомните животных Красной книги и разгадайте кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Очень ценный пушной зверек. Был на грани исчезновения, но люди спасли его (соболь).
  2. Владыка Арктики (белый медведь).
  3. Любит ловить лягушек.

          Бестолковых попрыгушек (журавль).

  1. Это большая белая птица служит символом красоты, любви, чистоты и нежности (лебедь).
  2. Прочитайте ребус (тигр).
  3. А у этой птицы у птенцов оперенье сначала серое, а потом розовым становится (фламинго).

Прочитайте хором слово, которое получилось в выделенном столбце (Береги!).  

ОШИБКИ:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. (                   )

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные следует: не разрушается грибница, не исчезает лекарство для животных, не нарушается сообщество “грибы-деревья”.(                   )

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. (            )

4. В жаркую погоду разводить костры вообще разрешается, тем более без присутствия взрослых.   (      )

5. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами  (              )

6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.(         )

7. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца. (                   )

8. Следует что-либо проталкивать в муравейник —не  нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе. (         )

9. Надо бить змей, даже гадюк. (               )

Учитель:

- К чему призывает нас этот урок?

- Чему учит нас этот урок?

3) Обобщение учителя 

Учитель:

Животные – часть природы

Природа, как израненная птица, кричит и просит о помощи. Мы должны сохранить рыбе – воду, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы и подумать о том, кто будет жить на Земле после нас. Поэтому надо любить, охранять и знать природу. В этом вам помогут книги на нашей выставке. Вы можете взять в библиотеке и еще больше узнать о природе.

X.Домашнее задание.

Учебник стр. 116-117 «Для самых любознательных».

Выучи стихотворение о защите и охране животных.

Поработай в тетради с. 51.

1) Кроссворд.        

Вспомните животных Красной книги и разгадайте кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.Очень ценный пушной зверек. Был на грани исчезновения, но люди спасли его

2. Владыка Арктики

3. Любит ловить лягушек.

          Бестолковых попрыгушек

4. Это большая белая птица служит символом красоты, любви, чистоты и нежности

5. Какой прелестный полосатик!

Красивый, миленький усатик.

Вот симпатичная зверушка -

Большая мягкая игрушка.

Но киска – не для детских игр,

Ведь не котёнок – это…

  1. А у этой птицы у птенцов оперенье сначала серое, а потом розовым становится

1) Кроссворд.        

Вспомните животных Красной книги и разгадайте кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.Очень ценный пушной зверек. Был на грани исчезновения, но люди спасли его

2. Владыка Арктики

3. Любит ловить лягушек.

          Бестолковых попрыгушек

4. Это большая белая птица служит символом красоты, любви, чистоты и нежности

5. Какой прелестный полосатик!

Красивый, миленький усатик.

Вот симпатичная зверушка -

Большая мягкая игрушка.

Но киска – не для детских игр,

Ведь не котёнок – это…

6. А у этой птицы у птенцов оперенье сначала серое, а потом розовым становится

ОШИБКИ:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. (                   )

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные следует: не разрушается грибница, не исчезает лекарство для животных, не нарушается сообщество “грибы-деревья”.(                   )

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. (            )

4. В жаркую погоду разводить костры вообще разрещается, тем более без присутствия взрослых.   (      )

5. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами  (              )

6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.(         )

7. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца. (                   )

8. Следует что-либо проталкивать в муравейник —не  нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе. (         )

9. Надо бить змей, даже гадюк. (               )

ОШИБКИ:

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. (                   )

2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные следует: не разрушается грибница, не исчезает лекарство для животных, не нарушается сообщество “грибы-деревья”.(                   )

3. Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки. (            )

4. В жаркую погоду разводить костры вообще разрещается, тем более без присутствия взрослых.   (      )

5. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами  (              )

6. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.(         )

7. Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца. (                   )

8. Следует что-либо проталкивать в муравейник —не  нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе. (         )

9. Надо бить змей, даже гадюк. (               )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.

Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие:  формировать представления детей  о разнообразии жи...

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. " У лесного озера"

Конспект урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе....

Конспект урока с презентацией по окружающему миру 3 класс "Весенние изменения в природе".

ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ...

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...

Конспект урока 2 класса по Окружающему миру.

Подробный конспект по Окружающему миру для 2 класса на тему «Природа в опасности!»...