Урок окружающего мира 2класс"Родной край -частица Родины"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира 2класс"Родной край частица Родины" по программе Н.Ф.Виноградовой конспект и презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               

Тема урока : « Родной край – частица Родины»                                        

Цели:

       расширить представления детей о стране, в которой они живут;  

     создать благоприятные условия для знакомства учащихся с   достопримечательностями родного села Зенино, г.Белгорода;

     развивать интерес к изучению истории родного села, области ,России;

     создать благоприятные условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине;

      развивать  внимание, способность анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;

     формировать навыки работы в группе;

     воспитывать культуру поведения, умение слышать и слушать.

    Оборудование: физическая карта России ,   символы России ,Белгородской области, района  , компьютер, проектор, диск “Человек. Природа .Общество”, запись песни “С чего начинается Родина”, презентации: « Родная  Белгородчина », « Физкультминутка  для глаз», детские работы: презентации « Достопримечательности села», рисунки « Милый сердцу уголок»,   книжная выставка « О моей Родине».

                                       ХОД  УРОКА

1.Организационный момент.  Психологический настрой

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы хорошо учиться.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Какое у вас настроение? 

2. Введение в тему.

( Презентация № 1)

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»    

- Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни?

3.  Сообщение темы и целей  урока.

- Как вы думаете какова будет тема нашего урока?

 Презентация №2 Слайд1

- Что вы ожидаете от нашего урока?

-Какие задачи мы можем перед собой поставить?

4. Актуализация знаний.

а) - Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина? (ответы учащихся).

б) Презентация №2 Слайд2

Вот что говорил выдающий русский педагог К.Д.Ушинский:

 «Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

- Какую пословицу напомнили вам слова Ушинского ? ( Родина мать …

5. Проверка дом. задания 

-Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле.

Отношение к Родине народ выражал пословицах,поговорках, стихотворениях

   - На протяжении нескольких уроков вы творчески работали и собрали материал о Родине в свои блокнотики.

- Какие пословицы вы нашли ? Давайте прочитаем их не повторяясь.) Читает 1 группа , 2,3

- В каких стихотворениях вы нашли   ответ на вопрос : Что такое Родина?

Читает 1 группа , 2,3

        

Физминутка

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

6. Работа над новым материалом

А) Символы России

Учитель:-  Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)

                 - Назовите столицу .

Учитель:  -  Показ учит на карте (прикрепить флажок)

  Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

      У каждой страны  есть  государственные символы, как герб, флаг( Показ) и гимн.    Символы   отражают историю  государства и его народа, отображают национальный характер.  Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам –  это отношение к самому государству. Оскорбление  государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.(Слушание гимна 1 куп + припев)

----Символы России(Человек – природа-общество -2кл-«Россия – наша Родина» -демо1-Символика России

Б )  Моя родина –Белгородчина

- Послушайте стихотворение  и подумайте, о чем дальше  мы будем говорить на уроке.

 

Милая Родина! Тихая Родина!

Выгон да клен у плетня,

Все ль еще вьется за огородами

Тайная тропка моя?

В желтом ли платье, в шелках ли березовых

Видится мне наяву поле родное и небо со звездами-

Все, чем на свете живу.

Как люблю я родное село,

Когда небо едва рассвело,

Когда солнце у всех на виду

Утопает в вечернем пруду.

Село моё, мои края –

БЕЛГОРОДЧИНА МОЯ!

 ( Ответы уч-ся )

   

Учитель : Белогорье! Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю завещали нам деды и прадеды. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие по Белгороду.

( Показ Белгорода на карте .Прикр. флажка).

Показ флага и герба  Белг.обл.

 

Презентация№3  «Родная Белгородчина» ( СЛАЙДЫ)

Рассказ учителя о выставке книг

ФИЗМИНУТКА  для глаз

Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко!(Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза руками)

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх-вправо,вверх-влево)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

В) Моя малая родина - Зенино

- А теперь, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине»

 Презентация №2 Слайд3

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

-  Прочитайте 2 первых предложения О какой Родине идёт речь?

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

Учитель(обобщая ответы детей)

У каждого есть место, где дышится легко,
Живется очень просто, и все с ним заодно.
То место, где родился и сделал первый вдох.
И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Наша Родина – Россия, большая и сильная страна. Но еще у нас есть малая родина –село Зенино. Очень красивый край, которым мы все гордимся.

 

Творчески поработав в группах  вы приготовили презентации о достопримечательностях села Зенино

1 группа

Калашникова Марина

 Коробченко Степан

Васильев Даниил

Семенов Сергей

2 группа

Николаев Максим

Пшава Валерия  

Кириллов Роман

 Коробченко Влад

3 группа

Чаплыгин Даниил

Бишлер Елена

Резцов Влад

Кузовлев Дмитрий

Васильев Никита 

Выставка рисунков «Милый сердцу уголок»

 

Учитель: 

- Вы ещё нарисовали рисунки , в которых отобразили свою малую Родину  - Что вы можете сделать, чтобы она была ещё лучше, краше, богаче? ( Ответы)

 

Учитель: - Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая!».

                    Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои

                   достижения в науке, культуре, искусстве.

7.Закрепление .Самостоятельная работа в группах.

На столе лежат листы с заданиями

  1. Подберите слова близкие слову Родина

Родина,______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Лежат схемы .

-Если бы мы захотели схематично  здесь изобразить нашу Родину…

Подумайте в каком кругу можно разместить страну Россию , область ,село .

Подпишите круги.

Страна - красный цвет

Область – синий цвет

Село -пусть останется белым цветом

Учитель : Посмотрев на схемы какой  вывод сделаем? ( Наш родной край  маленькая частица  огромной России )

Презентация №2 Слайд4

Учитель:

Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, вот подходит к концу наш урок , давайте попробуем оценить нашу работу. Как мы сегодня поработали на уроке?

- Как вы считаете кто на уроке был самым активным ?

 -Ребята, что же после сегодняшнего урока мы должны понять и усвоить?

( ответы учащихся)

Вывод: ( СЛАЙД)

  1. Родины - это самое дорогое, что есть у человека;
  2. Наш родной край  является частицей  большой страны  России )
  3.  История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать;

3) Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.

Комментирование и выставление оценок.

 Проделали большую работу . Спасибо вам за урок ,все получаете оценку отлично    

9.Дом. задание

Написать сочинение « Милый сердцу уголок»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родная Белгородчина

Слайд 2

Музей-диорама "Курская битва. Белгородское направление" Крупнейшая в стране диорама посвящена Прохоровскому танковому сражению (12 июля 1943 г.). Площадь цельнотканого полотна 1005 кв.м. (длина 67 м, высота 15 м); предметного плана - более 500 кв.м. Создана творческой группой художников-баталистов студии им. М.Б.Грекова: народными художниками РФ Н.Бутом, Г. Севостьяновым, В.Щербаковым.

Слайд 3

Решающее сражение на Прохоровском поле произошло 12 июля 1943 года , в день святых апостолов Петра и Павла. Их именами назван 59-ти метровый Храм, композиция которого напоминает зажженную свечу. Военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»

Слайд 4

Белгородский мел Производство качественных марок мела сосредоточено в России в первую очередь на меловых заводах Белгородской области.

Слайд 5

Белгородский мел Именно на Белгородчине находятся наиболее крупные месторождения качественного мела. Разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1,0 млрд. тонн.

Слайд 6

Лебединское железорудное месторождение

Слайд 7

Лебединское железорудное месторождение Лебединский карьер представляет собой огромную рукотворную чашу на поверхности Земли. Он является одним из немногих антропогенных объектов, который хорошо виден с орбитальных космических станций. Его размеры: длина поверхности 5000м, ширина 3500, а глубина более 300 м.

Слайд 8

Белгородский чернозем Одним из главных богатств Белгородской области являются земельные ресурсы.

Слайд 9

Главное богатство района чернозёмы, характеризующиеся высоким естественным плодородием. Белгородский чернозем

Слайд 10

Белгородский цемент Решение о строительстве Белгородского цементного завода было принято в 1946 году, а первая тонна цемента произведена в 1949 году. Белгородский цемент использовался, в том числе, при строительстве Асуанской плотины в Египте, телевизионной башни в Останкино и космодрома Байконур. В 2003 году завод вошел в холдинг ЗАО «Интеко», а в прошлом году стал составной частью «ЕВРОЦЕМЕНТ групп». www.bel.ru/pics/news/2006/04/13/18318_42970.jpg - цемент


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Задание в группах

  1. Подберите слова близкие слову Родина

Родина,______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.

3.

Плоха та птица, которая

                       за неё  постоять

Родина – мать ,умей

                        чужая – мачеха

Родная сторона - мать

                   а земля всех людей

Мать кормит детей

            гнезда своего сторонится