Урок-игра "Поле чудес" по теме "Правила дорожного движения".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Игнатьева Людмила Николаевна

Урок в 4 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole-chudes.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок-игра « Поле чудес».

                Тема: Правила дорожного движения.

Цель: 1. Выявить наличие у детей знаний о правилах дорожного движения,                                                                  светофоре и его сигналах, о различных дорожных знаках, дать представление о них, о их значении в жизни человека.

2. Воспитывать честность, воспитанность, умение правильно соблюдать правила дорожного движения.

3. Расширять словарный запас, развивать речь, мышление, внимание.

Оборудование: 1. Плакат с надписью « Знай правила движения как таблицу умножения».

2. Рисунки с дорожными знаками.

3. Маски животных.

                                     План урока.

1.Орг. момент.

                    1) Скороговорка.

        Раз на улице Зацепа зацепились два прицепа.

        Два прицепа поцарапались, два водителя поцапались.

Уч –ль: Из-за чего такое случается?

Но не только из-за невнимательности водителей, но и из-за невнимательности пешеходов бывают несчастные случаи на дорогах, поэтому  каждый человек должен знать правила дорожного движения. Эти правила  мы знаем, но они забываются. Их надо постоянно повторять.

 Какие телепередачи вы знаете?            

 Все из вас , наверное, знакомы с такой телеигрой «Поле чудес». И наверняка многие из вас хотят поиграть в эту игру. На этом уроке мы с вами поиграем в эту игру. Тема нашего урока и тема игры-« Правила дорожного движения». На эту тему мы с вами много говорили и сегодня у нас будет урок-закрепление.

А теперь послушайте условия игры. Игра продолжается в 3 тура, по 4 игрока в каждом туре Вы должны  угадывать по буквам слова. У победителей каждого тура будет финальная игра. Победитель сыграет в супер- игру и получает супер-приз. У кого будет наибольшее количество очков, тоже получит приз. Чтобы стать игроком, нужно отгадывать загадки. Кто  

быстрее отгадает, тот будет игроком 1 тура.

                         Загадки.

  1. Что за чудо, синий дом! Ребятишек много в нем!

Ноги, обувь из резины и питается бензином. ( автобус)

  1. По асфальту едет дом, и народу много в нем,

А под крышей дома вожжи, ехать он без них не может.(троллейбус)

    3) Сам не едет, не идет, не поддержишь - упадет,

        А педали пустишь в ход - он  помчит тебя вперед.( велосипед)

    4) Я и вежливый, и старый. Я известен на весь мир.

         Я на улице широкой самый главный командир.( светофор)

                           1 тур

Вопрос: Как называется дорога для транспорта? ( мостовая)

1 игрок .    Загадка.

               Разноцветные огни, равносильные приказу,

               Зажигаются они по порядку, а не сразу.

               Красный – стой, подумай – желтый.

               Цвет зеленый, чтобы шел ты. ( светофор)

Учитель: На какой свет светофора можно переходить дорогу?

2 игрок.   Ст-е.

Идет по улице один довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет: -На светофоре красный свет

Для перехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!

- Мне наплевать на красный свет!- промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет, не там, где надпись « Переход».

А вдруг бы заявил шофер: « Мне наплевать на светофор!»

И как попало ездить стал? Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал как хотел? Ходил бы каждый, как умел?

Но нет, стоит на мостовой регулировщик – постовой,

Висит трехглазый светофор, и знает правила шофер.

Уч-ль: Правильно ли поступил этот гражданин?

1 секунда- это много или мало?  Для пешехода шаг шагнуть, а для водителя одна секунда имеет большое значение…Машину сразу никак не остановить.

 

3 игрок.     Сказка С.Михалкова « Бездельник светофор»

В лесу, где все без правил ходили до сих пор,

Однажды появился дорожный светофор.

Откуда-то с дороги принес его медведь.

И звери прибежали на технику смотреть.

И первым начал ежик: - Какая ерунда!

Нужны для светофора и так, и провода.

А если он не будет как следует гореть,

То нам на эту штуку не стоит и смотреть!

- Я с ежиком согласен!- сказал зевая волк.

- А если б он работал, какой в нем был бы толк?

Когда гоню я зайца мне просто смысла нет бежать на свет зеленый

Стоять на красный свет!

- И я, - сказал зайчишка, - когда уже бегу,

Следить за светофором простите, не могу.

- У нас,- лиса сказала,- порядки здесь свои,

И нам на перекрестке не нужен пост ГАИ!

Мне тоже он не нужен,- сказал из норки крот.

- Я сам себе пророю подземный переход!

Услышав под собою разумные слова,

- Я вообще летаю! - прогукала сова.

И мне совсем не нужно на красный свет глядеть.

Когда я перекресток могу перелететь.

Осталось все как было, шумит дремучий бор.

Качается на елке бездельник светофор.

Но мы с тобой не зайцы, не волки, не кроты.

Хожу я на работу и в школу ходишь ты.

А мимо мчат машины, стальные муравьи.

И нам на перекрестках нужны посты ГАИ!

Они нам помогают, нас учат с малых лет

Шагать на свет зеленый, стоять на красный свет.

Учитель: - Ребята, лесным жителям светофор не нужен, а нам, людям,

                  нужен светофор?

4 игрок           Ст-е.

               Три цвета есть у светофора,

               Они понятны для шофера.

                Красный свет- проезда нет,

                Желтый- будь готов к пути.

                А зеленый свет- кати!

Учитель: А почему светофор называется «светофором»? «Свет» всем понятно, а « фор» от греч. сл. «носитель», «несущий». Действительно,

светофор свет несет.

                                2 тур.

          Загадки.

  1. Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется, по дороге он несется. ( автомобиль)

2)Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.

   А круглые колесики все тук, да тук, да тук.( поезд)

3) Незнакомец краснокожий с ярко-желтой полосой,

     На автобус чуть похожий , кто же все же он такой? (трамвай)

4)Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,

   Горим и день, и ночь, зеленый, желтый, красный. (светофор)

 

Вопрос: Как называется пешеходная дорога? ( тротуар)

( Во время игры остальным учащимся раздаются лексические упражнения).

1 игрок .   Бурлит в движенье мостовая.

                  Бегут авто, спешат трамваи.

                  Все будьте правилу верны-

                  Держитесь правой стороны.

2 игрок.    На мостовой не играть, не кататься,

                  Если хотите здоровым остаться.

             

                  Иди через улицу там, пешеход.

                  Где знаком указан тебе « Переход»!

Уч-ль: Как переходить дорогу, если нет вблизи пешеходного перехода и светофора? ( Сначала посмотреть налево, а на середине дороги направо).

         Рассмотрение различных ситуаций.

Учитель: А теперь посмотрим на такую ситуацию. (Инсценирование

стихотворения учащимися.)

Правильно ли поступил мальчик? Вы бы как поступили на его месте?

 

А теперь послушайте сказку « Незнайка и …»

Какую ошибку совершили герои?

3 игрок.    Глупо думать « Как-нибудь

                  Проскочу трамвайный путь».

                  Никогда не забывай,

                  Что быстрей тебя трамвай!

 Учитель: Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.

                 Помните, что транспорт нельзя сразу остановить.

Как быть, если не успеешь перейти на зеленый сигнал светофора?  (Нужно оставаться на линии, разделяющей дорогу, или на островке безопасности, ждать разрешающего сигнала светофора ) .

4 игрок.       Игра « Запрещается, разрешается».

( Нужно докончить словами «запрещается» или «разрешается»)

                   И проспекты, и бульвары- всюду улицы шумны.

                   Проходи по тротуару только с правой  стороны.

                   Тут шалить, мешать народу запрещается,

                   Быть примерным пешеходом разрешается.

                   Если едешь ты в трамвае и вокруг тебя народ,

                   Не толкаясь, не зевая проходи скорей вперед.

                             Ехать зайцем как известно запрещается,

                   Уступить старушке место разрешается.

                   Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди.

                   Через шумный перекресток осторожно проходи.

                   Переход при красном свете запрещается.

                   При зеленом даже детям разрешается.

                                      3 тур.

                 

                           Загадки.

  1. Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге,

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить! ( пожарная машина)

  1. Странная зебра не ест и не пьет,

Но без питья и еды не умрет. ( пешеходный переход)

  1. Он имеет по три глаза, по три с каждой стороны,

И хотя еще ни разу не смотрел он всеми сразу

Все глаза ему нужны. Он висит тут с давних пор

И на всех глядит в упор, что же это? ( светофор)

  1. Я бываю разная: черная и красная,

Грузовая, легковая. Кто же я такая? (Автомобиль)

Вопрос: Как называется этот дорожный знак?

                               Загадки.

1 игрок.    Я хочу спросить про знак

                 Нарисован знак вот так:

                 В треугольнике ребята

                 Со всех ног бегут куда-то. ( Осторожно, дети!)

2 игрок.   Шли из школы мы домой,

                 Видим знак над мостовой.

                 Круг, внутри велосипед,

                 Ничего другого нет.

3 игрок.   Замечательный знак-

                 Восклицательный знак.

                 Значит можно здесь кричать,

                 Петь, гулять, озорничать. ( Прочие опасности)

4 игрок.    Предположим, что с друзьями

                  Ты отправился в спортзал,

                  Но в дороге вспомнил: маме

                  Ты об этом не сказал.

                  Здесь тебе поможет он-

                  Знак дорожный ( Телефон)

( Учительница показывает  дорожные знаки, а учащиеся угадывают, что обозначают эти знаки).

 

               Физкультминутка.

      Игра « Три цвета»  (Нужно докончить стихи)

Заучи закон простой, красный свет зажегся ( стой)

Желтый скажет пешеходу приготовься к (переходу)

А зеленый впереди говорит он всем ( иди).

       Игра со светофориками.

Показываю красный цвет-стойте!

Желтый- хлопок, Зеленый- идите.

      Игра со зрителями.

Вопрос: Как называется пересечение двух дорог? (Перекресток)

         5. Финал.

Вопрос: Кто стоит на перекрестке и вытягивает руки в разные       стороны? ( Регулировщик)

( Во время финальной игры учащимся раздаются тесты для проверки знаний о правилах дорожного движения).

Что обозначает этот жест? ( показываю различные жесты).

Игра « Регулировщик»

( Первый ряд берет игрушки – машины, второй ряд – пешеходы. По сигналу регулировщика изображают движение).

        6. Супер- игра.

Вопрос: Как называется палка в руке у регулировщика? ( жезл)

Игра « Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас в вагоне тесном

Уступит старушке место?

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Кто из вас идя домой

Держит путь по мостовой?

Знает кто, что красный свет

Это значит хода нет.

( Во время игры с остальными учащимися ведется игра « Что лишнее?», « Слова играют с нами в прятки».

7. Подведение итогов урока.

1) Вознаграждение игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы

Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

«Учите правила дорожного движения» (мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Цель:   расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах;закрепить представление детей о с...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

«Учите правила дорожного движения» (досуговое мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Досуговое мероприятие по правилам дорожного движения «Учите правила дорожного движения» рекомендовано для работы с детьми 6-9 лет с целью расширить знания детей о правилах поведения в обще...