Главные вкладки

    конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Смирнов Константин Александрович

    Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.

    Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bogi_drevnih_slavyan.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Во что верили славяне. Боги древних славян.

    Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    1. понимание  значения изучения истории своего народа;
    2. ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
    3. уважительное отношение к людям других вероисповеданий;

    Предметные:

    Обучающиеся научатся:

    1. сравнивать и различать древнерусских богов и духов, характеризовать их роль в жизни наших предков;
    2. называть имена нескольких богов и духов.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    1. различать существенные и несущественные признаки богов и духов;
    2. приводить примеры добрых и злых духов, описывать их характер;
    3. рассказывать о жизни наших предков-славян, их верованиях.

    Метапредметные:

    Обучающиеся научатся:

    1. понимать цель познавательной деятельности;
    1. планировать свои действия при выполнении заданий;
    2. осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
    3. доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
    4. сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
    5. находить необходимую информацию в учебнике;
    6. получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
    7. выполнять индивидуальные и групповые задания;
    8. совместно изучать объекты, обсуждать результаты,  делать выводы.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    1. самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
    2. самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
    3. ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
    4. распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

    Оборудование:

    1. интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
    2. раздаточный информационный материал.

    Тип урока:  комбинированный.

    Форма  урока:  урок-поиск. 

    Ход урока.

    1.Организационный этап, создание эмоционального настроя

    - Ребята! Какой сегодня  светлый, солнечный день? Какое у вас сегодня настроение?

    А вы знаете, что нужно сделать, чтобы в любую погоду на душе было тепло и спокойно?

    Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

    У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

    Меня зовут Константин Александрович.

    Этот урок я проведу вместе с вами,  надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный весенний день и нашу встречу.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

    - На протяжении нескольких уроков вы совершали увлекательное  путешествие по Древней Руси, много узнали о жизни и быте наших предков - славян. Давайте вспомним.

    - Кого мы называем нашими предками? (Тех, кто жил перед нами, давно)

    - Как было устроено жилище славян? Что вы можете сказать об их одежде?

    (Слайд)

    - Какое изображение на экране лишним? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?

    - Что делает этот старец? Кому он молится? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?

    3. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

    - Давайте попробуем догадаться о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке и сформулировать тему.

    Тема нашего урока – БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

    - Как вы думаете, а почему  речь пойдёт именно о Богах, а не о Боге?

    Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.

    Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО. 

    Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Их представляли  в образе, близком к человеческому, изображая их в виде деревянных фигур (идолов). Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.  

    Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и приносили им в жертву животных.

    4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

    - Давайте перенесемся в далёкое прошлое и представим, что мы ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, язычники. Вы, конечно, знаете, что славяне жили  племенами. Мы создадим три племени (по рядам или группам). В каждом племени, был СТАРЕЙШИНА. Выберите себе его.

     Мы с вами у развилки трёх дорог. Эти дороги - части славянской истории.  Прошу старейшин выбрать ту, по которой пойдёт его племя. Дружно, все вместе, помогая и поддерживая друг друга. И тогда каждое племя легко справится с моими несложными заданиями.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    По дорожке мы шагали,

    За природой наблюдали.

    Вверх, на солнце посмотрели.

    И нас лучики согрели.

    Бабочки летали,

    Крыльями махали.

    Вот камень лежит у дороги,

    Присядем и вытянем ноги.

    5. Открытие  «нового знания». Самостоятельная  групповая  работа

    1 группа

    Славянские боги – это высшие существа, которые управляли стихиями и были покровителями различных ремесел. Первому племени предстоит подробнее познакомиться с двумя богами – Перуном и Даждьбогом и рассказать о них всем нам.

    Задание:

    1. Прочитайте текст учебника на с.60-61 о древних богах .
    2. Опишите богов Перуна и Даждьбога по плану:

    Характер -

    Какими силами природы управляет?

    Как относится к человеку?

    2 группа

    Кроме богов славяне верили в духов – низших существ, наделенных сверхъестественными способностями. Со многими из них вы уже знакомы по сказкам – это Кикимора, Русалка, Кощей Бессмертный, Водяной, Баба-яга и другие.

    Второе племя подготовит нам сообщение о Домовом и Лешем.

    Задание:

    1. Прочитайте тексты
    2. Опишите Домового и Лешего по плану:

    - Добрый  дух или злой?

    - Как он выглядит?

    - Где живёт?

    - Чем он занят?

    Домовой – дух, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяев. Если в доме беда какая – воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живёт он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит

    дом и двор. В противном же случае – бьёт и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами.

    По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил Леший – лесной дух. Косматый, зелёный, с остроконечной головой, с рожками. Жилищем ему служат густые камыши и лесные заросли. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей, грибом и даже человеком. Дух не злой, но проказливый. Может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Чаще показывается людям дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Любит кричать в лесу, пугая народ, хохотать и хлопать в ладоши.

    Задание:

    3 группа

    В Древней Руси духов задабривали при помощи ЗАГОВОРОВ, а к силам природы (земле, солнцу, небу, дождю, реке, грому и молнии, ветру)   обращались, напевая заклички.  Третье племя попробует показать нам -  как это делали наши предки.

    1. Попробуйте «задобрить» домового и лешего, выразительно прочитав заговоры.
    2. Обыграйте одну их предложенных закличек.

    Заговор домовому

    Хозяюшка-батюшка,
    Пожалуй в мой новый дом,
    Тебе не тесно будет в нем,
    Кушай, угощайся,
    На меня не обижайся.

    Счастье сберегай,
    Дом охраняй,
    Чужих выгоняй.

    Заговор лешему

    Будь здоров хозяин леса!

    Приюти меня в тени,

    Владенья покажи свои,

    Покажи места грибные

    Да поляны ягодные.

    Водой родниковой напои

    Да с миром отпусти,

    С поклоном до матушки земли.

    Что тебе в дар принести?

    Заклички

    Ой, весна моя,

    Ты, весняночка!

    Из-за тёмных лесов,

    Из-за синих морей приходи!

    Солнцем, светом озари!

    Жаворонки, перепёлушки,

    Птички ласточки!

    Прилетите к нам!

    Весну ясную, весну красную

    Принесите нам!

    Свети, солнышко, нам с неба,

    Чтобы больше было хлеба;

    Чтоб детишкам для потехи

    В лесу выросли орехи.

    Пеки нам в окно,

    Пусть будет тепло!

    6. Первичное закрепление учебного материала.

    Выступление групп

    Пора узнать как поработали наши племена. Сложно было справляться с заданиями? Ребята, слушайте друг друга внимательно. Ваши вступления помогут вам чуть позже справиться с викториной.

    (группы выступают)

    Вопрос после выступления первой группы:

    - Какой же из богов был грозным, а какой добрым?

    Вопрос после выступления второй группы:

    - Что общего между Домовым и Лешим?

    Вопрос после выступления третьей группы:

    - Зачем люди обращались к солнцу, к весне? К каким силам природы люди ещё могли обращаться?

    - Наши племена замечательно справились со всеми заданиями. Мы убедились, какие вы внимательные и дружные ребята.

    Давайте немного отдохнём.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Если я буду назвать старинную одежду, обувь, головной убор – вы приседаете.

    Если современную – подпрыгиваете.

    Если затрудняетесь – разводите руки в стороны.

    ТУЛУП, ЛАПТИ, КЕПКА, ШОРТЫ, КОКОШНИК, САРАФАН, ФУТБОЛКА, КУШАК

    - А теперь нам пора снова становиться учениками  3 класса

    - И сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о славянских богах.

    Просмотр учебного фильма о богах 

    7. Включение новых знаний в систему. Работа  с интерактивной доской

    СЛАЙДЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

    «Угадай Бога»  «Духи» «Собери пословицу»

    8. Рефлексия деятельности

    - Спасибо большое вам, ребята, за участие в уроке.  Мне очень бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.

    Слайд  - Выбери любое начало фразы и закончи её.

    - А сейчас я попрошу старейшин, посоветовавшись с общиной, выбрать тот смайлик, который соответствовал вашему настроению  на уроке.

    - мне хочется особо отметить ….., которые были наиболее активны, внимательны, остроумны…..

    (Объявление оценок)

    9. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

    Прочитать материал учебника с.60-62, выполнить задания в тетради с. 16-17

    На выбор:

    1. подготовить сообщение об одном из древнерусских богов или духов
    2. изобразить мифическое существо
    3. найти информацию о славянских праздниках (Масленица, Иван Купала и др.)

    10. Итог урока

    - Сегодня мы с Вами  говорили о многом, но это лишь маленькая частичка истории славян. Вы можете узнать больше, прочитав следующие книги …

    (Слайд)

    - Напоследок я хочу прочитать вам наказ наших предков. Вслушайтесь в слова народной мудрости.

                   Наказ предков.

            

            В беде стойким будь!

            В счастье рассудительным будь!

            В битве храбрым будь!

            В ученье усердным будь!

            В славе скромным будь!

            Вот природы главная суть,

            Великих духов суть…

    Так учили наши предки. Я желаю вам жить в ладу с природой и с собой, любить родную землю! Помните - без прошлого нет будущего. Мы обязаны знать обычаи прадедов, ведь отголоски язычества живы и по сей день в праздниках, традициях, фольклоре, приметах, в быту.

    Наш урок окончен. Всем спасибо, до новых встреч!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

    "Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

    Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

    "Умножение пяти и на 5". Конспект урока по математике во 2 классе. Начальная школа XXI века.

    Конспект урока по математике во 2 классе с применением ИКТ и работой в информационом пространстве, по УМК "Начальная школа XXI века". В архиве находится флипчарт для интерактивной доске к конспекту ур...

    Конспекты уроков по русскому языку, 4 класс, Начальная школа 21 века

    Конспекты уроков по русскому языку предназначены для преподавания в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI". Конспекты для удобства использования разбиты по полугодиям и четвертям....

    Конспект урока по математике в 1 классе УМК «Школа XXI века» "Прибавление и вычитание числа 5"

    Цели урока: познакомить учащихся с приемами прибавления и вычитания числа 5; закрепить знание детьми состава чисел первого десятка;развивать у учащихся навыки счета, внимание, наблюдательность;  ...

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века". Тема: "Какой бывает вода?"

    Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века". Тема: "Какой бывает вода?"...

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Начальная школа 21 века" по теме "Насекомые леса"

    Конспект открытого урока окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века" 2 класс. Тема урока "Насекомые леса"....