Использование магнитных плакатов "Спектра"на уроках.
статья по окружающему миру по теме

Ирина Петровна Кузина

Магнитные плакаты наглядно и доступно позволяют учащимся знакомиться с окружающим миром, наблюдать за жизнью животных и растений, строить цепи питания. Углублённая, систематическая работа  с учебными пособиями позволяет формировать у детей чувство ответственности за природу и воспитывать  заботливое отношение к ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_magnitnyh_plakatov.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 Использование магнитных плакатов «Спектра» на уроках

                                                            И.П.Кузина,

Учитель начальных классов ГБОУ средняя образовательная школа №1035      

                        Восточного административного округа  г. Москвы.  

      Современные школы с каждым годом оснащаются новым оборудованием, позволяющим  наглядно знакомить детей с окружающим миром, закреплять и углублять эти  знания.   Данное учебное пособие «Спектра» состоит из рулонных плакатов:

- Природное сообщество леса

- Природное сообщество луга

- Природное сообщество поле

- Природное сообщество водоёма

- Природное сообщество приусадебного участка

- Птицы зимой.

К каждому плакату прилагаются магнитные карточки.

Учебное пособие «Спектра»

-помогает учащимся овладеть знаниями и навыками, которые пригодятся в жизни;

-развивает у учащихся способности к дальнейшему обучению;

-воспитывает стремление к постоянному развитию;

-способствует выработке навыков разумного и ответственного поведения по отношению к  окружающей природе;

-способствует развитию индивидуальности  учащихся.

            При изучении природных сообществ  особое внимание  необходимо  уделять  взаимосвязи, взаимозависимости  между населяющими  их  организмами.  Ребята могут наблюдать эти связи во время экскурсий на луг, в лес, самостоятельно изучать растения и животных в естественных условиях  их обитания.   С  помощью  учебных  пособий можно воспитывать у учащихся  ответственное  отношение к природе, заботе о лесах, полях, лугах, о  диких животных, растениях.

   С первого класса необходимо учащимся рассказывать о наиболее  распространённых  видах растений и животных. В дальнейшем идёт более детальное  изучение этих видов, сопоставление их внешнего облика и  образа жизни.

В первом классе пособие «Природное сообщество леса» я использую  уже  на первых уроках  окружающего мира.

 На уроке  окружающего мира в 1 классе  по теме «Что такое хвоинки?» знакомим  учащихся с хвойными деревьями, учимся распознавать ель, сосну, лиственницу по внешнему виду, хвоинкам, шишкам,  сопоставлять деревья и веточки с листьями.

С помощью плаката  и магнитных карточек  можно рассмотреть вопрос  о сезонных изменениях в лесной экосистеме на примере бука, представленного в разные времена года.

В дальнейшем школьники знакомятся с устройством лесного  сообщества и ролью разных организмов.  На уроках ребята изучают  условия существования и особенности питания разных животных, связанных друг с другом не только цепями питания, но и предоставлением укрытий, убежищ. Учащиеся самостоятельно начинают конструировать цепи питания, характерные для данной  экосистемы.

На следующем этапе  изучается значение леса  в формировании климата,  почво-охранная функция леса и  значение лесных массивов,  «зелёных лёгких» промышленных городов, в охране окружающей среды.

Очередным шагом в изучении сообществ является приобретение знаний об основных воздействиях человека на природные сообщества при эксплуатации разных угодий, а также о наиболее типичных изменениях  экосистем в ответ на интенсивное сельскохозяйственное использование (избыточное удобрение, осушение, ранний сенокос и т. д.).

Центральное изображение на  плакатах служит отработке навыков распознавания и описания отдельных растений и животных. Ориентируясь на номер на оборотной стороне иллюстрированных карточек, учащиеся могут самостоятельно проконтролировать, правильно ли они подобрали карточку. В дальнейшем ребята сами конструируют цепи питания из организмов разного систематического положения, относящихся к  различным жизненным формам: потребителям зелёной массы (насекомые и их личинки), потребителям семян (грызуны), питающихся насекомыми (крот) или мелкими зверьками (канюк).На  плакате «Природное сообщество луга» можно наблюдать за развитием одуванчика: цветки одуванчика опыляются  шмелями и другими насекомыми. В завязях центральных цветков в корзинке одуванчика начинают развиваться семена. «Воздушный цветок» одуванчика развивается из вывернувшейся наружу корзинки с созревшими семенами–парашютиками. Из упавшей на землю семянки пробивается росток, развивающийся в маленькое  растение. Виден остаток «парашютика», который может будет съеден дождевым червём.

Магнитный плакат « Природное сообщество водоёма» позволяет изучить темы, связанные с жизнью растений и животных, обитающих  в воде и у воды, учатся распознавать отдельных обитателей пруда, называть и описывать их.  В дальнейшем учащиеся начинают разбираться в условиях существования и в способах питания отдельных животных, участвующих в пищевых цепочках.

При изучении следующего природного сообщества нам представлен приусадебный участок, служащий примером  «естественного земледелия», когда высокого урожая достигают без применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Учащиеся знакомятся и изучают однолетние садовые цветы и первоцветы, садовые многолетники и ползучие растения, фруктовые деревья, овощи и зелень. Перед ребятами раскрывается разнообразная жизнь животных и растений на приусадебном участке, с их характерными признаками и важными отличиями. Старшеклассники могут заняться сравнительным изучением систематических или экологических групп.  Календарь ухода за садовыми растениями помогает получить больше  экологически чистых продуктов земледелия.

Учебное пособие «Птицы зимой» знакомит учащихся с птицами, обитающими в средней полосе России: с их названиями, образом жизни, размерами, характерными особенностями окраски оперения и строением, а также учит детей заботиться о птицах (устраивать кормушки, развешивать дуплянки, организовать зимнюю подкормку птиц). Для учащихся 3-4 классов раскрываются  возможности наглядного изучения сезонных явлений в жизни птиц, такие как их миграции, размножение птиц летом и их жизнь зимой. С помощью пособия  можно научить распознавать этих птиц, правильно называть, давать  характеристику и классифицировать, подробно отработать строение тела птицы, используя оборотную сторону плаката, постройку гнезда и поведение в период высиживания птенцов. Успешная организация  подкормки птиц  в период зимних холодов делает заботливое отношение ребят к природе действенным. Правильно выбранный корм не причинит вреда птицам. Полезно отработать на практике изготовление и развеску кормушек( об устройстве кормушки- колокола и калачика для синиц можно узнать из пояснений к  иллюстированным карточкам).

Возможности комплекта магнитных плакатов и рабочих карточек далеко не исчерпываются только данной темой зимней подкормки птиц, этот комплект позволяет наглядно  представить жизнь птиц  в разное время года.

Работа с данными учебными пособиями помогает учащимся на доступном уровне познакомиться с природными сообществами, рассмотреть экологические связи изнутри. Использованные материалы  способствуют повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного, бережного отношения к природе.

Для подготовки  использовались материалы Сайта Института Новых Технологий

http://www.intoks.ru/product_info.php?cPath=28_128&products_id=61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром с использованием в работе на уроке МаcBook на тему:"Почему Луна бывает разной!"

   Данный конспект открытого урока по ОЗМ был специально разработан мной и моей коллегой Леоновой Е. В., так как на урок были приглашены родители первоклассников, где демонстрировалас...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...

Урок русского языка во 2 классе с использованием здоровьесберегающих приёмов. Тема урока – «Безударные гласные в корне слова»

Цели урока:Ø  отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;Ø  развитие орфографической зоркости, наблюдательности и мышления;Ø  воспитание инт...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок математики в 1 классе с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...