Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок математики в 1 классе с использованием ИКТ.
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Прохорова Ольга Викторовна

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании математики.

 С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет:

·        сделать урок более интересным, наглядным;

·        вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

·        стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

 

     Сегодня использование ИКТ на уроке становится делом привычным. Формы и методы уроков будут совершенствоваться и изменяться. Разработка новых программных продуктов внесёт свои положительные коррективы в  образовательный процесс. Учителю  предстоит всё это освоить, изучить и внедрить в  школьное образование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ласкова О.В. Доклад «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ «ЛИЦЕЙ №4»

ДОКЛАД

«Повышение качества образования

на уроках математики

путем использования программы mimio»

Выполнила:

Ласкова Ольга Викторовна

Учитель начальных классов

Г. Юбилейный

Московская область

2014 г.


Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio.

 

Учитель школы востребован временем только тогда, когда он сам на острие этого времени.

I. Актуальность проблемы. 

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Качество образования - это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетенции выпускников.

  1. Особенности и недостатки новых информационных развивающих педагогических технологий

Новые информационные развивающие педагогические технологии:

  • С их помощью на уроках должны реализоваться такие педагогические ситуации, деятельность учителя и учащихся в которых основана на использовании современных информационных технологий, и носит исследовательский, эвристический характер.
  • Для успешного внедрения этих технологий учитель
  • должен иметь навыки пользователя ПК,
  • владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств;
  • описывать объекты и явления путем построения информационных структур;
  • проводить и организовывать поиск электронной информации;
  •  четко и однозначно формулировать проблему, задачу, мысль и др.
  • Суть новых информационных технологий:
  • обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации,
  • создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам.
  • Реформа современного образования может состояться лишь при условии создания электронных источников образовательной информации

  1. Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей?

    По моему мнению, одним из вариантов решения данных вопросов является использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

    При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.

     Каждая школа работает над повышением качества обучения детей. Для этого необходимо использовать новые технологии обучения, в том числе ИКТ. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес  к изучаемому предмету, их активности на протяжении всего урока. Использование компьютера на уроке позволяет учителю создать информационную  обстановку, стимулирующую интерес и пытливость учащихся.

     Компьютер можно использовать в различных режимах обучения, а самое главное – в режиме графической иллюстрации изучаемого материала, т. к. возможности компьютера при иллюстрировании намного превосходят возможности любого бумажного учебника, рисунков на школьной доске. Компьютер как чертежный прибор имеет ряд преимуществ по сравнению с циркулем и линейкой. Так  для изображения тел вращения требуется построить изображение окружности являющееся эллипсом. Однако циркулем и линейкой можно построить приближенное изображение эллипса, не всегда отличающегося хорошим качеством. С помощью компьютера можно создать большое количество разнообразных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями, как в техническом, так и в материальном плане.

  1.  Необходимость включения информационных технологий в процесс обучения математике

       Необходимость включения информационных технологий в процесс обучения математике обусловлена несколькими причинами.

     Одна из них состоит в том, что применение информационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день стало необходимым условием успешного функционирования в современном информационном обществе и значит, должно касаться и школьного образования.

      Вторая обусловлена предметным содержанием. На уроках геометрии учащиеся много работают с графическим изображением пространственных геометрических фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы, позволяющие создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов.

      И наконец, возможности информационных технологий в проведении компьютерного эксперимента с целью самостоятельного получения нового знания о геометрическом объекте на основе изучения компьютерной модели, делает эти технологии в процессе обучения одним из инструментов познания.

       Рассмотрим  некоторые преимущества компьютерных моделей пространственных геометрических фигур, по сравнению с традиционными моделями (развертки, модели из дерева или металла, пластмасса), а также чертежами и рисунками, выполненными на доске или на бумаге учебника.

  1. Возможность быстрого создания большого количества разнообразных компьютерных моделей геометрических фигур, что затруднено в случае с материальными моделями, как в техническом, так и материальном плане.
  2. Неоднократное обращение к компьютерной модели с целью ее демонстрации, что вызывает трудности с традиционными моделями.
  3. Моментальное копирование компьютерных моделей для индивидуальной работы в классе, что невозможно при работе с материальными моделями и затруднено с чертежами и рисунками.
  4. Возможность динамического изменения количественных характеристик модели объекта, которая полностью исключена в случае с традиционными моделями.

Учащиеся с интересом включаются в работу на основе моделирования и испытывают удовольствие от самостоятельного получения знаний по геометрии. Это не только положительно сказывается на мотивации обучения, но и вселяет уверенность в выполнении нового задания, обеспечивающую продуктивность учебно-познавательной деятельности.

        Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности.

Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.


II.  Внедрение и использование программы MIMIO на уроках математики в 1 классе.

Система MIMIO не является интерактивной доской как таковой, но может превратить в нее любую другую доску, совершенно для этого не предназначенную. Устройство представляет собой сенсор, крепящийся с помощью липучек на поверхность доски, и маркер с источником ультразвука и отсеком для обычного маркера. Имеется ультразвуковая губка, которой можно стирать как тонкие линии, так и большие площади.

Неоспоримым достоинством такой системы видится великолепная транспортабельность и возможность получения интерактивных досок с большими диагоналями, а главная проблема состоит в том, что пластмассовый корпус недостаточно прочен, чтобы выдержать длительную эксплуатацию и многократное перевешивание с места на место.

  1. Особенности использования интерактивной доски.

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика.

Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Учащиеся по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски повышают эффективность подачи материала.

Как показывает опыт, наибольшие трудности при внедрении интерактивной доски в образование возникают при обучении преподавателей эффективному владению этим оборудованием. Большинство из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано с отсутствием достаточных навыков проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных структур, соответствующих новым возможностям представления информации.

Поэтому самая важная задача сегодня - подготовка и переподготовка преподавательского состава, точнее даже, создание преподавателей новой формации. Надо не просто освоить новые технологии, а научиться эффективно, соединять их совсем наработанным опытом педагогики. Тогда и результат будет другого качества.

Первое, что необходимо сделать – это провести курсы повышения квалификации. В процессе обучения необходимо изучить возможности и преимущества подобных устройств, научиться манипулировать всеми инструментами интерактивной доски и использовать готовый интерактивный материал, получить навыки самостоятельной подготовки слайдов для занятий с интерактивной доской.

2. Методика разработки занятий с использования интерактивной доски.

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать следующий алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

  • Определить тему, цель и тип занятия;
  • Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
  • Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
  • Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
  • Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
  • Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
  • Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
  • При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
  • Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
  • Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски;
  • Апробация урока.

При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации.

Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.

При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.

Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном учащимся темпе.

Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.

3. Проведения лекций с использованием интерактивной доски.

Использование интерактивной доски позволяет перейти от традиционной технологии проведения лекций, к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Преподаватель в мультимедиа аудитории получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео). В таких системах лектор сам определяет последовательность и формы изложения материала.

В качестве источника иллюстративного материала в этом случае наиболее удобно использовать CD ROM документы. Существенным является и то, что отсутствует необходимость ведения учащимися конспектов, так как вся учебная информация предоставляется им в электронной форме.

Мультимедиа лекции можно использовать для преподавания любой темы курса математики. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают. Помимо обеспечения богатой образовательной среды, здесь сказывается и то, что преподаватель, сократив время на воспроизведение информации, получает существенно больше времени на объяснение материала.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на интерактивной доске. Основная задача такой лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции такая лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому лекцию с использованием интерактивной доски надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе мультимедиа лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты — это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Звуковые фрагменты — дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.

4. Проведения семинаров и практических занятий с использованием интерактивной доски.

Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются не столь часто. Однако как показали современные исследования в области образовательных технологий, именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения.

Программное обеспечение интерактивной доски позволяет вовлечь всех учащихся в активную работу на семинаре, позволяет учащимся активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи и протоколирования действий учащихся для последующего анализа и комментирования.

Совместное использование единого гиперпространства обеспечивает возможность творческого сотрудничества учителя и ученика при обучении практическим навыкам. Важное место при этом отводится возможности обмена информацией между учащимися в контексте изучаемого курса. Отмечается значительный рост эффективности обучения, когда учащиеся в процессе получения знаний, взаимодействует с другими учащимися, которые в свою очередь взаимодействуют с гипермедиа материалом курса.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения математике.


III. Роль и особенности применения икт в преподавании математики

1. Один из главных недостатков современного преподавания математики -

развиваемая в учащихся склонность учить определения, формулировки теорем и формулы. Определения и теоремы часто запоминаются как наборы неинтересных и иногда непонятных слов – без понимания, без критического осмысления, без интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности. Если понять это, то на первый план выходят две общепедагогические проблемы:

  1. Придать точный смысл слову понимание (определений, теорем, формул). Разумеется, здесь уместны несколько уровней.
  2. Повысить эмоциональную привлекательность изучаемого материала.

Разумное применение компьютерных технологий в преподавании математики может привести к решению обеих проблем. В настоящее время достаточно глубоко разработаны методики применения компьютерных технологий в преподавании планиметрии, в основном математических экспериментов в среде икт.

2. Понимание математического результата

Мы будем исходить из следующего тезиса:

Главный признак понимания математического результата – возможность проверки его частных случаев.

Среда икт идеальна для развития понимания результатов планиметрии с указанной точки зрения. На первый план выходит математический эксперимент.

Подразумевается, что возможность проверки частных случаев результата – абсолютно необходимое требование на любом уровне учителя и ученика; без его выполнения прохождение любого материала сводится к бессмысленному зазубриванию.

  1. Способность самостоятельно проверить те же результаты в среде ИКТ. Самый простой способ, причем весьма привлекательный для большинства учащихся, заключается в самостоятельном построении чертежей, аналогичных предложенным. На это должно отводиться достаточно времени; такая работа, выполненная учащимся самостоятельно (прежде всего, в привычной для них среде на домашнем компьютере), должна поощряться.
  2. Способность видеть и понимать связи между отдельными результатами. Речь, прежде всего о понимании связи между общим и частным; далее идут аналогии. У учащегося, достигшего этой стадии понимания, возникают математические вопросы (не типа как решать такие задачи?, а типа как устроен мир?). Учителю следует всемерно поощрять задавание осмысленных вопросов (как правило, нацеленных на обобщение наблюдаемых результатов) и стимулировать учащихся к постановке экспериментов, нацеленных на ответы.
  3. Способность полностью или частично понять приводимое обоснование проверяемых результатов. Здесь речь не идет о формальном доказательстве, которое  (ненадолго) запоминается для воспроизведения перед учителем с целью получения хорошей отметки. Речь о внутреннем интеллектуальном удовлетворении, которое испытывает экспериментатор, когда его наблюдения (сознательно проведенные и систематизированные) получают объяснения.
  4. Способность к самостоятельному обоснованию наблюдаемых явлений. Эта способность органически присуща лишь весьма узкой группе учащихся; для них следует рассмотреть перспективы профессиональных занятий математикой и естественными науками.
  5. Способность к самостоятельным математическим исследованиям, стимулированным данным результатом. Такие способности могут проявиться при занятиях экспериментальной математикой; в каждом таком случае естественно рассмотреть математику как будущую основную профессию учащегося.

3. Эмоциональная сторона занятий

Опыт показывает, что сама по себе работа с испоьзованием ИКТ привлекательна для большинства учащихся, причем независимо от их отношений с математикой. Так, многих девочек привлекает возможность проявить вкус, красиво и нетривиально раскрасить чертежи (и сценарии) и заставить объекты интересно двигаться; мальчиков – овладеть эффектными (и по существу несложными) средствами программы. Во всех случаях основами положительных эмоций являются отношения с чертежами – красивыми, интересными, понятными и по возможности самостоятельно изготовленными.

Предлагаемые работы построены на основе приятных ощущений учащихся от самостоятельно и успешно проведенных действий, приводящих к разумному поведению предложенных чертежей и их самостоятельно изготовленных аналогов (именно ориентацией на эту категорию учащихся объясняется наличие в начале лабораторных работ почти тривиальных заданий). Задача учителя заключается в том, чтобы, сохранив учащимся удовольствие от работы с послушными и красивыми чертежами, трансформировать развивающиеся в процессе этой работы привычки и навыки в склонность к математически осмысленным действиям.

Что же касается математически сильных и уверенных в себе учащихся, то они сразу при встрече с ИКТ распознают в ней мощное средство геометрических экспериментов, и положительные эмоции у них возникают автоматически (эти эмоции надо не задавить сериями скучных и немотивированных задач). Каждому такому учащемуся следует быстро, с естественной для него скоростью, пройти легкие части лабораторных работ (не рекомендуется их пропускать!) и, пользуясь выигранным временем, глубже вникать в продвинутые вопросы.

4. О некоторых отличиях «живых» чертежей от традиционных

  1. Любые электронные чертежи, в отличие от начерченных на бумаге или на классной доске, относятся не к индивидуальной геометрической фигуре, а к целому непрерывному семейству фигур. В связи с этим  следует воспринимать как переменные, а фигуры – как деформируемые. Это приводит к развитию специального конфигурационного мышления.
  2. Использование цвета, жирности и размеров объектов приводит к возможности формулировок, не всегда похожих на традиционные. Это надо стараться использовать, поскольку слова «маленький зеленый треугольник» часто понятнее, чем «треугольник A1N2Q5».
  3. Все расстояния, углы и площади легко, мгновенно и с разумной точностью измеряемы. (Это лишает смысла довольно больше количества геометрических задач традиционного типа, которые в данных работах поэтому и не рассматриваются.

5. Некоторые методические установки

  1. В настоящих работах предусматриваются занятия с коллективами, состоящими из разноуровневых учащихся. Подразумеваются, что они работают с разными скоростями и по индивидуальным графикам.
  2. Весьма желательными представляются, однако, коллективные обсуждения и перекрестные взаимные консультации учащихся.
  3. Одна из главных целей указанных коллективных обсуждений – развитие правильной математической речи, которая в данном случае в основном сводится к констатациям наблюдаемых свойств объектов на чертежах и некоторых логических связей между ними.
  4. Традиционные формы контроля не предусматриваются. Критерии успешной работы – возникший интерес, чувство понимания и способности к воспроизведению правильных чертежей.
  5. Данные методики рекомендуются ни в коем случае не взамен традиционных, а в дополнение к ним. Поэтому все, что отсутствует в предлагаемых работах (задачи, полные и формальные доказательства с обозначениями, контрольные и т. п.) может быть восполнено в традиционных формах.

Заключение.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании математики.

 С помощью интерактивных досок, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;
  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
  • стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

     Сегодня использование ИКТ на уроке становится делом привычным. Формы и методы уроков будут совершенствоваться и изменяться. Разработка новых программных продуктов внесёт свои положительные коррективы в  образовательный процесс. Учителю  предстоит всё это освоить, изучить и внедрить в  школьное образование.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока математики в 1 классе

с использованием программы Mimio

 «Прибавить и вычесть 2».

Разработала:
учитель начальных классов Ласкова Ольга Викторовна

Тип урока:  Урок обобщения, систематизации, проверки знаний учащихся.

Форма урока: Урок – сказка

Методы:

  • словесная (беседа);
  • практические задания поискового характера (задания сказочных героев);
  • наглядные: презентация;
  • метод контроля и самооценки.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, презентация, карточки цифр, счетные палочки.

Цели:  

  • Обобщение, систематизация и проверка знаний  учащихся по теме;
  • Продолжить работу над задачами;
  • Развивать навыки счета;
  • Работать над развитием мышления учащихся.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить изученные приемы сложения и вычитания числа 2, навыки устного счета;
  • Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их;
  • Повторить состав чисел в пределах 10;
  • Повторение изученного геометрического материала;

2. Развивающие:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
  • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
  • Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • Развивать мелкую моторику кистей рук;
  • Развивать устную и письменную речь;
  • Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

3. Воспитательные:

        Воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, любовь к сказкам, интерес к предмету.

Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему и цели урока. Постановка конкретных задач проходила на всех этапах урока.

Постановка проблемы, формулирование темы урока, задач проходила через организацию практической работы и  полученных знаний,  используя методы сравнения и анализа, дети формулировали вывод и сверяли с алгоритмом на слайде.

Используемые технологии: технология сотрудничества, развивающая, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная технология. 
 Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников  способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их  реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  

Урок  был проблемным и развивающим, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умело направляет  учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.  

Учитель умело организует  проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают они  сами.

Урок соответствует ФГОС.

Методика проведения урока. Активизация была представлена через систему вопросов,  различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности  (мультимедийная  презентация), применение здоровье-сберегающих технологий.

Степень сложности заданий увеличивался постепенно.

На всех этапах урока  приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах.

Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.

Использовались различные виды контроля: ученик – ученик ( при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске).

Организованная  данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Психологические аспекты урока.

На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались  физиологические и психологические особенности детей,  проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования  различного занимательного материала.  Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся.  Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены  на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Вывод самоанализа.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый  урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной  теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей первоклассников.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей №4»

г. Юбилейный Московской области

Конспект урока математики в 1 классе с использованием программы Mimio

УМК «Школа России

«Прибавить и вычесть 2»

Подготовила: Ласкова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

2014 г.


Тема: «Прибавить и вычесть число 2»

Тип урока:  Урок обобщения, систематизации, проверки знаний учащихся.

Форма урока: Урок – сказка

Методы:

  • Словесная (беседа);
  • Практические (задания сказочных героев);
  • Наглядные: презентация.

Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, карточки цифр, счетные палочки.

Цели:  

  • Обобщение, систематизация и проверка знаний  учащихся по теме;
  • Продолжить работу над задачами;
  • Развивать навыки счета;
  • Работать над развитием мышления учащихся.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Закрепить изученные приемы сложения и вычитания числа 2, навыки устного счета;
  • Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их;
  • Повторить состав чисел в пределах 10;
  • Повторение изученного геометрического материала;

2. Развивающие:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
  • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
  • Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • Развивать мелкую моторику кистей рук;
  • Развивать устную и письменную речь;
  • Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

3. Воспитательные:

        Воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, любовь к сказкам, интерес к предмету.


Этап урока

Цель

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Формируемые УУД

1. Организа

ция начала

 урока (мотива-ция к учебной деятель-ности)

Создать эмоцио-нальный

настрой на урок, мотивиро-вать обучающих-ся на работу.

Слайд № 1

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Сядем прямо, не согнемся,

За работу мы возьмемся.

Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите и за работу. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. Один сказочный герой очень просит помочь ему.  А кто он догадайтесь сами:

Круглый, румяный, умеет петь песенки.

Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Отгадывают загадку.

Ответ- Колобок.

2.Постанов-ка  учебной задачи

На основе

соотнесе-ния

своих знаний и предлагае-мых заданий определить  тему урока, цель.

Слайд № 2

Слайд № 3

Ребята, Колобок решил вернуться к бабушке и дедушке, но для этого ему надо выполнить математические задания зверей, повстречавшихся ему на пути. А он совсем не знает математику и просит помочь.  Надо подумать, сможем ли мы помочь? Вспомним, кого повстречал  Колобок? Посмотрите, какие задания они предлагают.

Подумаем, сможем ли мы помочь?

 Раз мы все это знаем, то какую цель поставим для себя?

Да. Нам нужно будет воспользоваться своими знаниями, чтобы помочь Колобку.

  Давайте определим  тему урока. Для этого прочитаем  несколько тем и выберем подходящую для нас:

  1. Число 10. Запись числа 10.
  2. + 1, - 1. Знаки +, -, =.
  3. Задача.
  4. Слагаемые. Сумма.
  5. Повторение: Что узнали, чему научились.

Сегодня на уроке мы повторим способы  сложения и вычитания +,-2. Будем решать задачи, сравнивать числа, вспомним изученные нами геометрические фигуры, линии.

Зайца, волка, медведя, лису.

-решить задачу, назвать линии, фигуры, решить примеры -+1,2

- мы сможем помочь, так как все это уже умеем

- вспомним и применим свои знания

Тема урока № 5.

Регулятивные

принимать участие  в  обсуждении и формулировании учебной задачи урока

Коммуникатив-ные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя, оформлять свою речь в устной форме на уровне одного предложения

3. Актуали-

зация знаний.  

Устный счет

Научить применять приобретён-ные знания, организо-вать автоматиза-цию умствен-ных действий.

Слайд № 4

Итак сказка начинается:

Жили-были дед да баба. Испекла баба колобок и положила его остужать:  А колобок полежал, полежал да заскучал. Спрыгнул с подоконника, покатился по тропинке…  И стал считать  сколько ромашек на полянке, да сколько над ними бабочек и мы поможем ему:

  1. На лугу три козы и два козленка. Сколько коз всего?
  2. Над ромашками 8 бабочек, одна улетела. Сколько осталось?
  3. За двором 5 кур, а уток на 1 больше, сколько уток?
  4. Какое число идёт за числом: 5?
  5. Какое число идёт перед числом:  2?
  6. Какое число стоит между числами:  7 и 9?
  7. Назовите соседа справа у числа:  3.
  8. Назовите соседа слева у числа:  7.

   9) 1 слагаемое – 5, 2 слагаемое – 2, чему равна сумма этих чисел?

Учащиеся с помощью карточек из математического набора показывают ответ.

Предметные:

знать названия и последовательность чисел от 1 до 10, компоненты сложения, выполнять сложение и вычитание вида  + 2,   - 2.

Работа с геометрическим материалом.

Слайд № 5

Покатился Колобок к речке, а  навстречу ему Заяц.

 Спел Колобок песенку, а заяц ему  и говорит :  

«Хорошо поёшь, дружок.

Если ты решишь задание,

Я тебя без наказания

В путь – дорожку снаряжу и на волю отпущу».

Три дорожки идут к капустному полю: какая самая короткая?

 Чтобы выполнить это задание, вспомним, какие бывают линии?

Какие линии мы видим? Какой путь всегда короче?

Что мы знаем о ломаной линии?

Работаем в парах: ученик 1 варианта составляет  ломаную из 5 звеньев из счетных палочек. Ученик 2 варианта называет количество вершин. Ученик 2 варианта делает эту линию замкнутой. Ученик 1 варианта называет количество вершин. Осуществляют взаимопроверку.

Учащиеся вспоминают слова сказки: заяц: - Колобок, я тебя съем.

Колобок отвечает: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я Колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!

 

прямые, кривые, ломаные.

Самый короткий путь по прямой.

Ломаная состоит из отрезков, имеет вершин. Бывают ломаные замкнутые и незамкнутые.

Регулятивные:

выполнять работу в паре, помогая друг другу

Познавательные: осуществлять анализ объектов. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

 Отвечать на вопросы учителя

Личностные: умение общаться в паре

Коммуникатив-ные: сотрудничество с

учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия

Слайд № 6

Физкультминутка:

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до полянки добежим

И на этой же полянке мы попрыгаем как зайки.

Выполняют движения по тексту,  осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физминутке

Регулятивные: уметь осуществ-

лять пошаговый контроль своих действий, ориен-тируясь на показ движений учителя.

Измерение отрезков. Сравнение чисел.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайд № 7

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк.

В колобках он знает толк.

Чтобы волк его не съел,

Колобочек наш запел.

А волк отвечает:

«С песней, Колобочек, не спеши,

Если ты задание решишь,

Дальше смело побежишь».

      Помоги мне  переправиться через речку. Нет мостика, но есть два бревнышка на берегу. Не знаю, какое бревнышко взять, если их длина 5 см. и 7 см, а ширина речки 6 см.? поможем Колобку выполнить задание волка? Что мы должны для этого знать и уметь?

 Выполнение задания № 1 на проверочном листе:

Измерь длину каждого отрезка, запиши ответы в окошки, сравни.

Учащиеся продолжают вспоминать слова сказки.

Мы должны уметь сравнивать числа и знать знаки <, >, =.

Возьмем бревно длиной 6 см., т.к. 5‹6 не подойдет

7›6  подойдет.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ, анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные:

ориентироваться на проверочном листе.

Предметные: уметь пользоваться линейкой для измерения отрезков, записывать результат проведенных измерений и проводить сравнение.

Решение и составление задач.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайд № 8

Отпустил волк колобка.

Не попал он волку в лапы.

Вдруг навстречу КОСОЛАПЫЙ.

Говорит он Колобку:

Колобок, Колобок, подрумяненный бочок!

Повстречал тебя я на удачу, помоги решить задачи».

Выручаем нашего колобка, для него задача непроста.  Что мы знаем о задачах?  Из каких частей состоит задача?

- Что такое условие?

- Что такое вопрос?

- Что значит решить задачу?

Вот задача такова: было запасено у меня на зиму 6 бочонков мёда, за зиму я съел два. Сколько бочонков у меня осталось?

Что известно в задаче?

Что надо узнать?

Как узнать?    6 - 2=4

Почему вычесть?

Как будем вычитать  2?

А всего 2?

А теперь составим задачу по рисунку. Что известно, что надо узнать?

Выполнение задания № 2 на проверочном листе:  Составьте схему к задаче, запишите решение и ответ.

Выполнение задания № 3 на проверочном листе:

Вспомним, как прибавлять и вычитать 2.

Решите примеры задания № 3

В задаче есть условие и вопрос.

- условие (то, что мы знаем), вопрос (то, что мы не знаем).

Ответить на вопрос – значит решить задачу. Нужно записать решение и ответ.

- Было запасено у меня на зиму 6 бочонков мёда, за зиму я съел два.

- Сколько бочонков у меня осталось?

6 – 2 =4

Надо найти часть от числа.

1 и 1

Медведь на зиму заготовил три бочонка с малиновым вареньем и два – с клубничным. Сколько всего бочонков варенья он заготовил?

Прибавляем 2 – двигаемся вправо по числовому ряду на два шага, вычитаем – двигаемся влево.

Предметные: уметь составлять задачи на основе предметных рисунков, произвольно и осознанно  владеть общим приёмом решения задач

Коммуникатив-ные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи, аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя

Личностные: выслушивать мнения других

Предметные: выполнять сложение и вычитание вида  + 2,   - 2.

Физкультминутка:

Задание на смекалку: сравнение, анализ, классификация объектов.

Слайд № 9

Покатился Колобочек дальше. Вот и ЛИСОНЬКА идет и такую речь ведет: «Съем тебя я, Колобок!»

Мы, лиса, тебя проучим,

Колобочка не получишь,

Колобочка мы спасем,

Бабе с дедом унесем.

А Лиса в ответ: Отгадаете загадку или нет? Выполните задание на  стр. 103 № 5.

Какая картинка лишняя? Дайте разные ответы.

Подумайте по каким признакам мы можем проводить группировку ?

- цвет, размер, форма, количество.

Ответ 1: лишняя 3 картинка, т.к. она заключена в круг, а остальные в квадрат.

Ответ 2: лишняя 2 картинка, т.к. на ней изображен один предмет, а на других по два.

Ответ 3: лишняя 4 картинка, т.к. эта фигура желтого цвета, а все остальные зеленого.

Ответ 4: лишняя 1 картинка, т.к. на ней животные, а на остальных растения.

Предметные: сравнивать и анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов решения заданий, проявлять  творческий подход к выполнению заданий, уметь анализировать свои действия и управлять ими.

4. Подведе- ние итогов.

Проверка способнос-ти к самооценке , как личност-ный результат

Слайд № 10

Как вы думаете, мы справились с заданием Лисы? Чтобы она нам сказала?

Расшифруем её ответ, решив примеры и распределив ответы в порядке возрастания:

0 + 2 = 2 - М

5 – 2 = 3 - О

2 + 2= 4- Л

8 – 2= 6 - О

5 + 2=  7 - Д

10 – 2 = 8 - Ц

7 + 2 = 9 - Ы

Ответ: молодцы!

Мы помогли Колобку. Почему?

 Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

 -Что мы с вами повторяли, помогая Колобку?

 

- Что было самым интересным?

- А что было сложным, трудным?

Мы справились.

Думаем, что лиса отпустит Колобка.

Потому что выполнили все задания.

Повторить все, чему научились, что узнали.

Как решать и составлять задачи, как прибавлять и вычитать 1,2, как сравнивать числа, какие бывают линии.

Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

 Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности себе и класса

5.Рефлек-сия

Проверка способнос-ти к самооценке, как личност-ный результат

Я хочу, чтобы вы показали с помощью смайликов настроение Колобка и ваше настроение. А как вы думаете, какое настроение у меня? Очень хорошее. А почему?

Урок наш окончен и  выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

с помощью смайликов показывают настроение Колобка, своё, учителя

- потому что мы все вспомнили.


Список использованной литературы:

1.        Е.П. Фефилова, О.А. Мокрушина, О.И. Дмитриева    Поурочные разработки, по математике:1 класс – 4-е издание. М:ВАКО, 2011г.

2.        М.И. Моро Математика: 1 класс. М: Просвещение, 2012 г.

3.        Сказка «Колобок»

4.        Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/urok-po-teme-pribavit-i-vychest-chislo-2


Приложение 1.

Проверочная работа ______________________________________________

№ 1

                                                                                   см

                                                                                                  см                    

     

                                 

№ 2    

8

3

0

2

3

6

4

7

9

5

10

9

№ 3

   

           

         

=

№ 4    

 

2+2=

7-2=

8+2=

9-2=

4+2=

5-2=

Проверочная работа

______________________________________________

№ 1

                                                                                   см

                                                                                                  см                    

     

                                 

№ 2    

9

4

0

1

8

10

5

8

7

2

9

6

№ 3

   

           

         

=

№ 4    

 

3+2=

6-2=

7+2=

10-2=

5+2=

4-2=


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приложение 2. Презентация к уроку математики в 1 классе УМК «Школа России» Тема: «Прибавить и вычесть 2» Автор: Ласкова Ольга Викторовна учитель начальных классов МБОУ «Лицей №4» Г. Юбилейного Московской области

Слайд 2

Реши задачу Реши примеры Сравни числа Назови линии и фигуры

Слайд 3

Число 10. Запись числа 10 . + 1, - 1. Знаки +, -, =. Задача. Слагаемые. Сумма. Повторение: ч то узнали, чему научились. Тема урока:

Слайд 6

физминутка

Слайд 7

5 см 7 см 6 см

Слайд 10

5 - 2 = 7 + 2 = О + 2 = 5 + 2 = 3 О Ы 9 2 М 7 Д 2 + 2 = 8 – 2 = 10 - 2 = Л 4 6 О Ц 8 !

Слайд 11

Источники иллюстраций: http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA%20%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D 0%B4%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%B0&pos=37&uinfo=sw-1349-sh-681-fw-1107-fh-475-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.free-lancers.net%2Fposted_files%2FNF66781836449.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA&noreask=1&pos=8&rpt=simage&lr=47&uinfo=sw-1349-sh-681-fw-1124-fh-475-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fgnomik-nn.narod.ru%2Ffairytale%2Fkolobok. jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1349-sh-681-fw-1124-fh-475-pd-1&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA&noreask=1&pos=77&rpt=simage&lr=47&img_url=http%3A%2F%2Fdeti06.net%2Fwp-content% 2Fuploads%2F2012%2F08%2F2.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&pos=23&uinfo=sw-1349-sh-681-fw-1124-fh-475-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fcs403230.userapi.com%2Fv403230625% 2F26f2%2Fc5bBkyJRTKo.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=2&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8&noreask=1&pos=75&rpt=simage&lr=47&img_url=http%3A%2F% 2Fdisney-clipart.com%2Fbambi%2Fjpg%2FThumper-1-lg.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B&fp=2&pos=78&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fo.quizlet.com%2Fi%2FxaeM--5HmY7LRSv6HJBqDQ_m.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8&fp=0&pos=21&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fsmt.perm.ru%2Fphoto%2Fsmall%2F732019149.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8&fp=0&pos=3&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fstat18.privet.ru%2Flr%2F0a2645afc876051f0a78db 5c28e433ed http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9&fp=2&pos=64&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3 A%2F%2Fscaramouch.ru%2Ffoto%2Fbochka.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B&fp=0&pos=2&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.yoursmileys.ru%2Fismile%2Ffruits%2Fi0520.png http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8&fp=1&pos=50&uinfo=ww-1349-wh-638-fw-1124-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fi2.minus.com%2FixSDvhEUUySDH.jpg