Театрализованный урок – моделирование с элементами наблюдения «Почему лист зелёного цвета?»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Петрова Ирина Юрьевна

Знания должны стать убеждениями. Процесс фотосинтеза лежит в основе существования на Земле жизни вообще и человека в частности. Изучение этого процесса, осознание роли его в биосфере, играет большое значение в биологическом образовании и экологическом воспитании школьников, в формировании у них бережного отношения к растительному миру.

Данный урок, благодаря использованным формам работы, помогает младшим школьникам усвоить и осознать роль такого сложного и важного процесса, как фотосинтез. В статье описывается методика обучения младших школьников естественно-научным методам познания на примере конкретного интегрированного урока в 3 классе по теме: «Почему лист зелёного цвета. (Фотосинтез)». Особое внимание уделяется творческому подходу, на основе которого школьники осваивают такие методы, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и другие. В статье подчеркивается важная роль межпредметных связей при изучении биологических процессов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_list_zelyonogo_cveta.rar302.21 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени М.В.Ломоносова» г. Елизово, Камчатский край

egina_010@mail.ru 

Театрализованный урок – моделирование с элементами наблюдения

«Почему лист зелёного цвета?»

Аннотация. Знания должны стать убеждениями. Процесс фотосинтеза лежит в основе существования на Земле жизни вообще и человека в частности. Изучение этого процесса, осознание роли его в биосфере, играет большое значение в биологическом образовании и экологическом воспитании школьников, в формировании у них бережного отношения к растительному миру.

Данный урок, благодаря использованным формам работы, помогает младшим школьникам усвоить и осознать роль такого сложного и важного процесса, как фотосинтез. В статье описывается методика обучения младших школьников естественно-научным методам познания на примере конкретного интегрированного урока в 3 классе по теме: «Почему лист зелёного цвета. (Фотосинтез)». Особое внимание уделяется творческому подходу, на основе которого школьники осваивают такие методы, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и другие. В статье подчеркивается важная роль межпредметных связей при изучении биологических процессов и явлений.

Ключевые слова: естествознание, просто о сложном, интегрированный урок, урок-исследование, фотосинтез.

Цели:

- определить уровень знаний учащихся по теме ,,Энергия” и «Живые участники круговорота веществ»;

- познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе; показать значение зеленых растений в жизни планеты.

- показать, что правильно организованная работа в группе, расширяет знания учащихся, способствует формированию природоведческих навыков, повышает уровень экологического образования;

- развивать умения применять теоретические знания полученные ранее при ответе на вопросы, сравнивать, и на основе этого делать выводы;

- развивать любознательность и наблюдательность, аккуратность в процессе работы с исследуемыми и моделируемыми материалами.

Оборудование и материалы: таблица «Строение листа», микроскопы, комплект для моделирования «Зелёный заводик» по количеству пар в группах (рис.1), шаблоны листа каменной берёзы, цветные карандаши (светло-зелёный, тёмно-зелёный), сигналы для оценивания ответов (смайлики). 

Действующие лица: девочка Маринка, 1 Листик, 2 Листик, ведущая.

Ход занятия.

Заранее подготавливается аудитория для проведения урока: парты расставляются для работы в группах (совмещаются по две).

Перед началом урока проводится деление детей на группы с помощью известной игры «Волшебный мешочек». Каждый ребёнок вытягивает из «Волшебного мешочка» свой цвет и занимает соответствующее место за столом своей группы.

Учитель: Дети, сегодня у нас с вами необычный урок. Он называется урок – исследование. А что же такое исследование? Как бы вы объяснили?

(Выслушиваются ответы детей и обобщаются)

Исследование – это, когда мы наблюдаем за какими-то процессами, явлениями и, на основе своих наблюдений, делаем определённые выводы.

Для того, чтобы провести исследование, любому учёному требуется большой объём знаний по исследуемой теме. Так и нам понадобятся уже имеющиеся у вас знания.

Каждая группа получила задание, на выполнение которого вам даётся несколько минут. Об окончании работы нам сообщат песочные часы. (часы на 3 мин) Группа закончившая работу, подаёт сигнал. (Все дети группы берутся за руки и поднимают их вверх)

Задание для 1 группы

Допиши фразы и объясни, откуда получают энергию все живые организмы на нашей планете. Аргументируйте ответ.

С помощью          Солнца растения производят из углекислого газа воздуха, воды и минеральных веществ почвы органические вещества. Животные используют для жизни          органических веществ, содержащихся в растениях.

Задание для 2 группы

Ночью энергия Солнца на Землю не поступает. Выходит, жизнь растений и животных прекращается? Напиши своё мнение об этом. Аргументируйте ответ.

Обмен веществ растений и животных ночью          останавливается. Это возможно благодаря способности живых организмов запасать ___________        .

Задание для 3 группы

Какие предметы и организмы способны постепенно накапливать, запасать энергию? Подчеркни. Допиши свои примеры. Аргументируйте ответ.

Заяц, телевизор, батарейка, печка, дуб, компьютер, аккумулятор, одуванчик, автомобиль, тигр, молоток, пила, расчёска, собака, дрова, газовая плита, дом, вода, уголь, бумага, лошадь, белый гриб, ________________________________________

Задание для 4 группы

Подчеркни красным карандашом живые организмы, которые самостоятельно запасают энергию Солнца. Синим карандашом подчеркни те организмы, которые получают энергию от других. Аргументируйте ответ.

Берёза, слон, оса, дуб, кит, микробы, подберёзовик, крапива, вишня, крот, бабочка, мухомор, мох, обезьяна, ясень, тигр, кабачки, муха, ромашка, майский жук, гриб-трутовик, петрушка, корова, таракан, лиственница, белый гриб, сыроежка.

Учитель: Приступаем к защите своих заданий. Одна группа отвечает, другие посоветовавшись оценивают  ответ сигнальными знаками (смайликами).

(После защиты всех заданий) Молодцы, дети. Вижу, что вы хорошо усвоили предыдущие темы. Ответьте мне на вопрос: для чего же нужны на Земле чудесные цветы, колючие кустарники, влажные мхи, и высоченные сосны, тонкие травинки и стройные берёзки? (Ответы детей)

Психологическая разгрузка.

Учитель: А сейчас мы с вами послушаем удивительный рассказ. Итак, я начинаю… (Включается песня в исполнении Ф. Киркорова «Туча». Учитель предлагает всем ребятам встать и немного подвигаться. В класс вбегают двое детей в костюмах листиков, исполняют танец, показывая движения всем ребятам. В конце танца, по натянутой леске листики вытягивают на середину класса, от окна – солнышко, от двери - тучку и прячутся за берёзкой. Дети рассаживаются на свои места.)

Ведущая: Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.

Однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.

Маринка: И почему это листья такие зеленые, и о чем они все время перешептываются?

Ведущая: подумала Маринка. И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.

1 листик: Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь?

Ведущая: лопотали над ней листья.

   2 листик: Разве ты нас поймешь-шь-шь?

Маринка: Пойму.

Ведущая: решительно сказала девочка.

1 листик: Ишь-ишь какая, ишь-ишь.

 Ведущая: засмеялись листья.

 2 листик: Да ведь ты спишь-шь-шь!

Маринка: И вовсе не сплю.

 Ведущая: пробормотала Маринка.

Маринка: Это вам так кажется.

1 листик: Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай.

 Ведущая: зашептали листья.  

2 листик: Мы потому ш-шеле-стим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся.

 1 листик: А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко — как бы крохотный заводик.

2 листик: Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.

Маринка: А вот и нет.

Ведущая: прошептала сквозь сон Маринка.

Маринка: Я знаю — дерево кормят корни.

1 листик: Несмыш-ш-шленыш-ш!

 Ведущая: наперебой зашелестели листья.  

2 листик: Корни само собой. Без корней тоже не прожить…

Учитель: Ребята, почему так ответили Маринке листья? (Дети высказывают свои мнения) А теперь послушайте, как продолжалась история.

 1 листик: Корни из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ.

2 листик: И все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество зелёных зерен.

Учитель: А сейчас, друзья мои, давайте посмотрим на этот рисунок. (Открывается таблица с различными листовыми пластинами)

Здесь вы видите различные листья. Давайте рассмотрим вот этот листочек. Из каких частей он состоит? (Ответы детей)

Учитель: Листик зелёный – листовая пластина. Палочка – У вас на столах лежат вот такие белые листики. От какого они дерева? (от берёзы) Как будем выполнять следующее задание? (в парах) Почему? (листиков три, а нас в группе шестеро)

Учитель: Верно. Раскрасьте свой листик светло-зелёным цветом. (Дети в парах договариваются кто раскрашивает. Возможно делают это вместе.)

 Учитель: Посмотрите внимательно, что ещё вы видите в листочке? (Жилки) Они являются водопроводом для листочков. Нарисуйте жилки - водопроводики на своём листочке тёмно-зелёным цветом. (Дети раскрашивают) Зачем, как вы думаете, нужен листику черешок? (Держаться на ветке. Для того, чтобы вода или питательные вещества из стебля и ветки проходили в каждый листочек.)

1 листик: Вода приносит сюда из земли растворённые вещества, добытые корнями.

Учитель: А в листочке как передвигается вода? (по жилкам – водопроводикам)

2 листик: А чудесные зернышки-заводики делают строительный материал для новых веток, для самого ствола.

1 листик: Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.

Маринка: Ну да, вы уж скажете.

Ведущая: засомневалась Маринка.  

Маринка: Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.

2 листик: Верно говоришь-шь!

 Ведущая: зашелестели листья.

1 листик: Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое.

2 листик:  Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное!

Учитель: Спасибо вам, листики, Марина и ведущая за интересную историю. Занимайте места в своих группах и присоединяйтесь к работе.

Мотивация. Встреча с чудом.

Учитель: Ребята, как вы поняли, почему листья имеют зелёный цвет? (ответы) Они имеют такой цвет, благодаря зелёным клеткам-заводикам, работающим внутри каждого листа.

Чтобы в этом убедиться, предлагаю вам стать исследователями. В каждой группе на столах стоят микроскопы. Может кто-то рассказать, как он устроен? (ответы детей).

Все микроскопы настроены на работу. Под объективом лежит стекло, на котором наклеен тоненький срез настоящего живого листа камелии. Камелия – это кустарниковое цветковое растение.

Итак, придвиньте микроскопы и посмотрите в объектив.

Что вы увидели? (ответы детей)

Вы убедились, что внутри лист похож на множество зелёных зёрен, тесно прижатых друг к другу? Это и есть те самые зелёные заводики, которые готовят пищу своему растению.

А почему же именно такой цвет нужен листьям? (Только зелёные листья могут принимать солнечный свет.)

Какое самое главное условие нужно зелёным листьям? (Солнечный свет - самое главное.)

Учитель: Молодцы, дети. Сейчас мы с вами проведём ещё одну работу, которую назовём – моделирование «Зелёного заводика».

Отвечая на вопросы групп одноклассников, вы в своих группах смоделируете «Зелёные заводики» с помощью комплекта для моделирования, которые находятся у вас на столах. Приготовьтесь к работе. (Дети раскладывают детали на столе)

(Рис. 1)

Рис. 1. «Зеленый заводик»:

1,         2. Солнце и стрелка от него (оранжевого цвета).

3, 4. Дождевое облако, вода (голубого цвета).

5, 6. Кислород, «очищенный воздух» (синего цвета).

7, 8. Углекислый газ, загрязненное облако (серого цвета).

 9,10. «Строительный материал»: сахар, крахмал, созданные том (красного цвета).

11,12. Почва (коричневого цвета).

13,14. Вода в водоеме, в почве (голубого цвета).

15. Лист березы каменной.

Учитель: Представители  групп получите свои вопросы. Задайте свои вопросы другим группам. (Представитель каждой группы задаёт свой вопрос)

Вопрос 1 группы: Где готовится «пища» всему дереву?

Ответы других групп: В листе.

Учитель: Наклеиваем лист.

Вопрос 2 группы: Почему именно зелёный цвет имеют листья?

Ответы других групп: Солнечный свет могут принимать только зелёные листья.

Учитель: Наклеиваем солнце, показывая направление его света на лист с помощью стрелки.

Вопрос 3 группы: Солнечный свет – самое главное, но достаточно ли его, чтобы «накормить» дерево и «построить» его дальше?

Ответы других групп: Нет.

Вопрос 3 группы: Что ещё необходимо?

Ответы других групп: Необходимы вода, питательные вещества.

Вопрос 4 группы: Где возьмёт дерево питательные вещества?

Ответы других групп: В почве.

Учитель: Наклеиваем почву.

Вопрос 1 группы: Как поступят питательные вещества в листья?

Ответы других групп: Вместе с водой.

Учитель: А вода? Где же вода?

Ответы групп: Тоже в почве.

Учитель: Наклеиваем лужицу.

Вопрос 2 группы: Откуда ещё могут взять влагу листья?

Ответы групп: Возможно осадки.

Учитель: Наклеиваем тучу.

Давайте посмотрим на схему: вода и растворённые в ней питательные вещества поступили в лист. Солнце светит, но чего – то не хватает. Не работает «заводик».

Ответы групп: ? (варианты)

Учитель: В начале урока вы говорили о роли растений. Вспомните нашу беседу.

Ответы групп: Листья поглощают (впитывают) углекислый газ и выделяют кислород.

Учитель: Верно. Наклеим углекислый газ. Давайте постараемся сделать вывод о том, для чего всё это нужно?

Вывод: Используя энергию Солнца, из углекислого газа, воды, питательных веществ почвы, листья производят «строительный материал», необходимый для дальнейшей жизни и роста растений.

Учитель: Наклеим на нашу схему «строительный материал». Может кто-то продолжить? Что ещё мы не указали?

Ответы групп: Кроме того, листья выделяют кислород, необходимый для жизни всех живых существ.

Учитель: Молодцы. Наклеиваем кислород. Покажите, что у вас получилось.

(Дети демонстрируют свои модели «заводиков»)

Итог.

Учитель: В заключении нашей работы предлагаю проверить полученные вами знания. Но, как говорят, «одна голова хорошо, а две лучше». Поэтому следующее задание вы выполните всей группой. Достаньте из конверта карточку и заполните её. Чья команда справится, подаёт сигнал (Все дети группы берутся за руки и поднимают их вверх).

Карточка для всех групп одинаковая.

Задание:

Прочитайте текст и заполните пропуски.

Растения поглощают из воздуха __________________, а из ____________ воду и ______________________________ вещества. На свету из них образуются сложные ___________________________ вещества. Этот процесс называется ________.

Рефлексия. (Проводится любая методика на выбор учителя)

Petrova Irina Yurievna,

teacher of initial classes of municipal budgetary institution "secondary school № 1 named after m.v. Lomonosov» yelizovo, Kamchatka Krai

egina_010@mail.ru

Theatrical lesson – modeling with elements of observation «Why are leaves green?»

Abstract. Knowledge must become beliefs. The process of photosynthesis is the basis of life on Earth in General and humans in particular. Study of the process, awareness of the role of it in the biosphere, plays great importance in biological education and environmental education of schoolchildren, in the formation of the careful attitude to the flora.

This lesson, thanks to used forms of work, helps younger children learn and understand the role of such a complex and important process as photosynthesis. This article describes methods of teaching elementary school students naturally-scientific methods of knowledge on a particular example of an integrated Lesson 3 class on the theme: "why are leaves green. (Photosynthesis). Special attention is paid to the imagination from which students learn techniques such as observation, experiment, analysis, synthesis, and others. The article emphasizes the importance of interdisciplinary relationships in studying biological processes and phenomena.

Keywords: natural history, just a complex, integrated lesson, lesson study, photosynthesis.

Ссылки на источники

  1. Волков А. И. Методические рекомендации по экологическому образованию дошкольников и младших школьников. – Петропавловск-Камчатский: Издательство Госкомкамчатэкологии, 1999. – 91 с.
  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка.- М.: Педагогика, 1990.
  3. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2010.- 208 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  4. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1.-  4-е изд., перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.- 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3 класс.-  Изд. 2-е, испр.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.- 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Листья. Почему листья осенью желтеют?

Тема:   Листья. Почему осенью листья желтеют и опадают?Цель урока: Обобщить знания учащихся об органах растений и  их назначение.Учить бережно относится к растениям.Задачи:В...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Открытый урок по литературному чтению "У лукоморья дуб зелёный" во 2 классе УМК "Школа России"

Учебно-методический комплекс "Школа России". Урок литературного чтения, разработан в соответствии с требования ФГОС. Используется информационно-компьютерные технологии. Методическая разработка урока с...

Урок математики с элементами внешнего наблюдения

Урок с элементами внешнего наблюдения и саморефлексииТехнологическая карта  учебного занятия в 3 классе «Обобщение и повторение табличных случаев умножения и деления»»...

Статья: "Плоскостное моделирование – важный элемент приобщения младших школьников к творческому труду."

Особое место в трудовом обучении отводится приобщению школьников к техническому творчеству. С 1 класса надо стремиться давать ученикам представления о технических объектах, сооружениях, развивать у де...

Презентация "Почему листья зелёные?"

Научно- практическая конференция в 1 классе по окружающему миру...

Урок окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (1 класс)Цель: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;-познакомить детей с в...