Страна городов.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Страна городов". Учащиеся работают в группах. На уроке идет разговор о Древнем Киеве, Новгороде, Москве. Презентацию разделила на 4 части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_gorodov_1.pptx2.83 МБ
Файл strana_gorodov_2.pptx2.88 МБ
Файл strana_gorodov_3.pptx3 МБ
Файл strana_gorodov_4.pptx2.91 МБ
Microsoft Office document icon strana_gorodov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русь – страна городов От древних лет, От лет давно минувших, Седых времен родимой стороны, Во мгле веков, бесследно потонувших, Хранятся дивные преданья старины. Урок окружающего мира 4 класс 1

Слайд 2

Рассмотри карту Древней Руси. Как на Руси появились города? Найди на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что ты можешь рассказать о них по карте? 2

Слайд 3

Рассмотри схемы Древнего Киева и Древнего Новгорода. Что объединяет эти города? 3

Слайд 4

Работа в группах 1 г руппа – Древний Киев. 2 группа – Древний Новгород. 3 группа – способы правления в Древнем Н овгороде . 4 группа – Берестяные грамоты. 5 группа - Основание Москвы. 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Киев В русских летописях впервые упоминается в 860 году . Когда впервые упоминается город Киев в летописи? На какой реке стоит город Киев? Какой торговый путь проходил через Киев? Киев стоит на реке Днепре Из варяг в греки 1

Слайд 2

В поднятой на пьедестал ладье находится скульптурная группа былинных героев — основателей Киева — братьев Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди . История названия города 2

Слайд 3

Архитектура Киева 3

Слайд 4

Древний Киев Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве были построены Золотые ворота — парадный въезд в город и одновременно мощное оборонительное сооружение. 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Софийский собор 1 «Заложи Ярослав городъ великый ,… заложи же и церковь святыя Софья, митрополью » («Повесть временных лет»)

Слайд 2

Мозаики и фрески Софийского собора 2

Слайд 3

Киево – Печерская лавра Основание монастыря в 1051 году монахом Антонием из Любеча Пещера – келья основателя монастыря Феодосия 3

Слайд 4

Древний Новгород Когда впервые упоминается город Новгород в летописи? На какой реке стоит город Новгород? Какой торговый путь проходил через Новгород? Новгород стоит на берегах реки Волхов у Ильмень-озера Из варяг в греки 4 Известен в истории с 859 года Как можно объяснить название города? Новый город. В народе называли Батюшка Новгород.

Слайд 5

5 А.М. Васнецов «Новгородский торг»

Слайд 6

Архитектура Новгорода . Вечевой колокол Софийский собор Новгородский кремль 6

Слайд 7

Новгородский Кремль Первое упоминание в летописи относится к 1044 году 7

Слайд 8

Софийский собор 8 «Где Святая София, там и Новгород»

Слайд 9

София новгородская Фрески Софийского собора 9 С древности Софийский собор был усыпальницей новгородских князей и святителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Управление Новгородом 2 посадники Памятник «Тысячелетие Руси»

Слайд 3

Новгородское Вече 3 А.М.Васнецов «Вече»

Слайд 4

Археологические находки Мостовые древних улиц 4

Слайд 5

Писало 5 Берестяные грамоты

Слайд 6

Мальчик Онфим 6

Слайд 7

Основание Москвы Первое упоминание о Москве в летописи. Встреча суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого с князем Святославом Ольговичем 4 апреля 1147 в Москве Когда впервые упоминается город Москва? Город стоит на зелёном мысе, при слиянии двух рек - Москвы и Неглинной На какой реке стоит город Москва?

Слайд 8

Москва 8 « Прииде ко мне, брате, в Москов …

Слайд 9

Строительство Москвы 9

Слайд 10

Что объединяет древнерусские города Киев и Новгород? Как назывался центр древнерусского города? Кто жил за пределами Кремля? Какой город располагался на берегах реки Волхов? Что стало известно о жизни Древнего Новгорода благодаря раскопкам археологов? Что узнали на уроке 10

Слайд 11

Домашнее задание 11 С. 46-54 вопросы, (т) с. 17-18 № 1,2,3



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

Тема: «Страна городов»

Цель: познакомить с главными городами Древней Руси: Киевом, Новгородом и Москвой.

Организовать работу в группах по изучению темы.

1. Повторение изученного.

  1. Как было организовано управление в Древней Руси?
  2. Какова заслуга князя Владимира?
  3. В чём состоит значение принятия христианства?
  4. Проверить выполнение заданий в тетради.

2. Целеполагание.

Слайд 1. Сегодня речь пойдет о городах Древней Руси Киеве и Новгороде.

3. Знакомство с Древними городами.

Давайте вспомним,  как жили древние славяне. Почему они жили племенами? Где они строили свои крепости? Такие крепости врагам взять было очень трудно. Такие посёлки-крепости стали называться городами, от слова «огораживать». В городах жили князья со своими дружинами, купцы и ремесленники.

Слайд 2. Работа с учебником.

Рассмотри карту Древней Руси.

  1. Как на Руси появились города?
  2. Найди на карте  (с. 41) города Киев и Новгород.
  3. Что ты можешь рассказать о них по карте? (На каких реках стояли, какие торговые пути проходили, около каких морей находились?)
  4. Слайд 3. Рассмотри схемы Древнего Киева и Древнего Новгорода.  Что объединяет эти города?

Слайд 4. Работа в группах.  Используется материал учебника и дополнительный материал. Если есть возможность, можно использовать интернет-ресурсы.

1 группа – Древний Киев.

2 группа – Древний         Новгород.

3 группа – Способы правления в Древнем Новгороде.

4 группа – Берестяные  грамоты.

 5 группа -  Основание  Москвы.

Киев

Слайд 5. Древний Киев.

Рассмотрите схему Древнего Киева на странице 47, прочитайте материал на странице 46-48. Подготовьтесь рассказать о Древнем Киеве.

  1. Первое упоминание о городе
  2. Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)
  3. История - названия города.
  4. Архитектура городов

Слайд 6. Своё название Киев получил по имени Кия - легендарного основателя города. Сохранилось летописное предания о Киеве. Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у полян и основали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата. В русских летописях город Киев впервые упоминается в 860 году.
Слайд 7. Весь город был окружён стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви.   Городу постоянно угрожали печенеги - воинственный народ. Поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни. Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые.
Слайд 8     
Во время княжения
Ярослава Мудрого  в Киеве были построены Золотые ворота — парадный въезд в город и одновременно мощное оборонительное сооружение.   Золотые  ворота получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

Слайд  9..
Украшением Киева был Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 году и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие.
Слайд 10. Интерьер Софийского собора. Фрески, иконы. Отличие иконописи 9 века.

Слайд  11. Киево-Печерская лавра. .  
В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование  «матери городов русских». Возвышение Киева произошло из-за его удобного географического положения: через Киев проходили важнейшие торговые пути «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород.

Древний Новгород

Рассмотрите схему Древнего Новгорода на странице 49, прочитайте материал на странице 48-50. Подготовьтесь рассказать о Древнем Новгороде.

  1. Первое упоминание о городе.
  2. Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)
  3. История - названия города.
  4. Какие ремёсла развивались в Новгороде.
  5. Архитектура города.

Слайд 12.  Известен Новгород с 859 года. Раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две его части соединял между собой широкий деревянный мост. За стенами Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине XI века.
Слайд 13. Напротив Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Кругом нее теснились каменные амбары, в которых хранилось зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов.

Слайд 14. Архитектура Новгорода. (С опорой на текст учебника)

Слайд 15. Новгородский Кремль.

Слайд 16 - 17. Софийский собор.

Слайд 18. Иконы.

Способ управления Новгородом.

Прочитайте материла на странице 51.

Подготовьтесь рассказать

  1. Кто управлял Новгородом.
  2. Как выбирали?
  3. Что такое вече?
  4. Расскажите об археологических находках.

Слайд 19. Посадники. Первоначально киевские князья присылали управлять Новгородом своих старших сыновей. Затем новгородцы стали приглашать к себе князя по своему усмотрению. Бывало, что приглашенный князь попадал в немилость к новгородцам. И тогда его прогоняли прочь и искали другого.

Слайд 20. Новгородское вече. Звон особого колокола - новгородцы хорошо отличали его голос от голосов других колоколов - собирал народ на вече (собрание). Вече решало все вопросы городской жизни: как править землей, с кем воевать, а с кем - мириться. Вече же решало, кого пригласить на княжение.

Слайд 21.  Археологические находки.

Берестяные грамоты.

Прочитайте текст на странице 52. Подготовьтесь рассказать о выдающемся открытии археологов.

  1. Из чего делали  берестяные грамоты и чем на них писали?
  2. Как была обнаружена важная находка?
  3. Расскажи о мальчике Онфиме.

Слайд 22-23. Жил-был в Новгороде мальчик Онфим, 5-7 лет от роду. И обучался этот мальчик грамоте. Царапал на бересте буквы и слоги. Целая охапка берестяных листов, процарапанных мальчиком Онфимом, была обнаружена в прослойке рядом с древней мостовой, где пролежала более 700 лет. Нынче эти берестяные грамоты выставлены в Историческом музее Москвы.  А  в детстве он вероятно, слушал рассказы о ратных подвигах. И вот он рисует самого себя в виде человека, стоящего на коне, и копьем приканчивающего врага. Поверженные враги, воины в шлемах, полностью соответствуют шлемам XIII века.
Так рисунки Онфима открывают нам доступ к той новгородской действительности, в которой развивалось новгородское искусство.

Древняя Москва.

Рассмотрите памятник Юрию Долгорукому на странице 54, прочитайте материал на странице 53-54. Подготовьтесь рассказать об основании Москвы.

  1. Первое упоминание о городе. Имя основателя.
  2. Расположение и укрепление    города (на какой реке стоит)
  3. История - названия города.

Слайд 24. Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове.

По указанию Долгорукого место на зелёном мысе, при слиянии двух рек - Москвы и Неглинной стало называться Москвой. В продолжение большей части XIII в. в Москве не было постоянного княжения. Лишь в поколении правнуков Всеволода III, по смерти Александра Невского в Москве является младший и малолетний сын его Даниил. Он стал родоначальником Московского княжеского дома.

Слайд 25-26. Строительство Москвы. 

  1. Подведение итогов.

Слайд 27.

  1. Что объединяет древнерусские города  Киев и Новгород?
  2. Как назывался центр древнерусского города?
  3. Кто жил за пределами Кремля?
  4. Какой город располагался на берегах реки Волхов?
  5. Что стало известно  о жизни Древнего Новгорода благодаря раскопкам археологов?

 Для учащихся.

1 группа. Древний Киев.

Рассмотрите схему Древнего Киева на странице 47, прочитайте материал на странице 46-48. Подготовьтесь рассказать о Древнем Киеве.

  1. Первое упоминание о городе
  2. Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)
  3. История - названия города.
  4. Архитектура городов

Материал в помощь.

В русских летописях город Киев впервые упоминается в 860 году.
Своё название Киев получил по имени Кия - легендарного основателя города. Сохранилось летописное предания о Киеве. Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у полян и основали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата.

        Городу постоянно угрожали печенеги - воинственный народ. Поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни. Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные  Золотые - ворота получили такое название, потому что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно хорошим наблюдательным пунктом.

Украшением Киева был Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 году и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие.

2 группа. Древний Новгород

Рассмотрите схему Древнего Новгорода на странице 49, прочитайте материал на странице 48-50. Подготовьтесь рассказать о Древнем Новгороде.

  1. Первое упоминание о городе.
  2. Расположение и укрепление    городов (на какой реке стоит, какой торговый путь проходит)
  3. История - названия города.
  4. Какие ремёсла развивались в Новгороде.
  5. Архитектура города.

Материал в помощь

Известен Новгород с 859 года. Раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две его части соединял между собой широкий деревянный мост. За стенами Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине XI века.
        Напротив Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Кругом нее теснились каменные амбары, в которых хранилось зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов.

3. Группа.  Способ управления Новгородом.

Прочитайте материла на странице 51.

Подготовьтесь рассказать

  1. Кто управлял Новгородом.
  2. Как выбирали?
  3. Что такое вече?
  4. Расскажите об археологических находках.

Материал в помощь.

Первоначально киевские князья присылали управлять Новгородом своих старших сыновей. Затем новгородцы стали приглашать к себе князя по своему усмотрению. Бывало, что приглашенный князь попадал в немилость к новгородцам. И тогда его прогоняли прочь и искали другого.

Звон особого колокола - новгородцы хорошо отличали его голос от голосов других колоколов - собирал народ на вече (собрание). Вече решало все вопросы городской жизни: как править землей, с кем воевать, а с кем - мириться. Вече же решало, кого пригласить на княжение.

Избранный князь приезжал в Новгород, давал клятву соблюдать интересы новгородцев. Занимался князь в основном вопросами обороны государства от врагов. Если князь «не полюбился» новгородцам, то вече говорило ему: «Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда знаешь». Так и князь: если ему не по сердцу приходилось в Новгороде, созывал он вече, кланялся ему, благодарил за хлеб-соль и уезжал, куда хотел.

Любил Великий Новгород свою вольность и зорко сторожил ее от князей. Трудно было князьям ужиться с новгородскими порядками, но все-таки они соглашались прийти в Новгород. Поладив с Новгородом, князь добывал себе новую силу.

4 группа. Берестяные грамоты.

Прочитайте текст на странице 52. Подготовьтесь рассказать о выдающемся открытии археологов.

  1. Из чего делали  берестяные грамоты и чем на них писали?
  2. Как была обнаружена важная находка?
  3. Расскажи о мальчике Онфиме.

Материал в помощь.

26 июля 1951 года молодая работница Нина Акулова нашла прямо на мостовой XIV в., в щели между двумя плахами настила, плотный свиток бересты, на поверхности которого просвечивали четкие буквы.  Подавляющее большинство грамот было обнаружено в слое XIII-XIV века. Не подлежит сомнению, что в средневековом Новгороде написанное слово было привычным средством общения.

           Жил-был в Новгороде мальчик Онфим, 5-7 лет от роду. И обучался этот мальчик грамоте. Царапал на бересте буквы и слоги. Целая охапка берестяных листов, процарапанных мальчиком Онфимом, была обнаружена в прослойке рядом с древней мостовой, где пролежала более 700 лет. Нынче эти берестяные грамоты выставлены в Историческом музее Москвы.  А  в детстве он вероятно, слушал рассказы о ратных подвигах. И вот он рисует самого себя в виде человека, стоящего на коне, и копьем приканчивающего врага. Поверженные враги, воины в шлемах, полностью соответствуют шлемам XIII века.
        Так рисунки Онфима открывают нам доступ к той новгородской действительности, в которой развивалось новгородское искусство.

5 группа. Древняя Москва.

Рассмотрите памятник Юрию Долгорукому на странице 54, прочитайте материал на странице 53-54. Подготовьтесь рассказать об основании Москвы.

  1. Первое упоминание о городе. Имя основателя.
  2. Расположение и укрепление    города (на какой реке стоит)
  3. История - названия города.

Материал в помощь.

Общепризнанная дата основания нашей столицы взята из Ипатьевской летописи: под 1147 годом в ней описывается встреча суздальского князя Юрия Долгорукого и черниговского князя Святослава Ольговича, происшедшая в Москове.

По указанию Долгорукого место на зелёном мысе, при слиянии двух рек - Москвы и Неглинной стало называться Москвой. В продолжение большей части XIII в. в Москве не было постоянного княжения. Лишь в поколении правнуков Всеволода III, по смерти Александра Невского в Москве является младший и малолетний сын его Даниил. Он стал родоначальником Московского княжеского дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по учебнику А.Плешакова "Страна городов"

Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова «Зелёный дом» относится к 5 разделу «Страницы истории Отечества» и знакомит учащихся с древними  городами Руси Xи ХIвв Киевом и Новгородом, и...

Презентация "Древняя Русь - страна городов"

Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...

Большая буква в названиях стран, городов, деревень.

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень...

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Урок окружающего мира "Русь-страна городов. Киев-столица Древней Руси. Господин-Великий Новгород".

Урок  окружающего мира проведён в 4 (общеобразовательном) классе . Цель урока: познакомить   с историей образования городов в Древней Руси; создать условия для развития  коммуникативных...

«Страна городов»

Конспект урока "Окружающий мир"...