РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Яшкова Инга Вячеславовна

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по окружающему миру составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор: О.Т. Поглазова, изд-во «Ассоциация 21 век», - Смоленск, 2009г.). Также в комплект входит:

  1. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.;
  2. О.Т. Поглазова  Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;
  3. Контрольно-диагностические материалы:

            О.Т. Поглазова Окружающий мир: тестовые задания для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.

 

Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Содержание курса «Окружающий мир» в третьем классе подчинено общей идее «Все изменяется под Солнцем». Основная цель данного курса – сформировать у учащихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     УТВЕРЖДАЮ:                             СОГЛАСОВАНО:                               РАССМОТРЕНО

                     Директор ГОУ СОШ № 687         Зам. директора по УВР                     на заседании МО

                     ___________________             ___________________                      Протокол №__ от

                                                                                                             ___________________

                    Акимова  Н.Д.                             Бодрова Т.В.                                   руководитель МО

                                                                                                Боровик Л.П.

             «___»сентября 2012г.                 «__» сентября 2012г.                       «__» сентября 2012г.       

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Яшковой Инги Вячеславовны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

 

 

 

 

 

 

3 КЛАСС

2012- 2013  учебный год

ГОУ СОШ №687

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлено на основе программы к курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (автор: О.Т. Поглазова, изд-во «Ассоциация 21 век», - Смоленск, 2009г.). Также в комплект входит:

  1. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир: учебник для 3 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.;
  2. О.Т. Поглазова  Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;
  3. Контрольно-диагностические материалы:

            О.Т. Поглазова Окружающий мир: тестовые задания для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Содержание курса «Окружающий мир» в третьем классе подчинено общей идее «Все изменяется под Солнцем». Основная цель данного курса – сформировать у учащихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.

Задачи:

  1. продолжить разностороннее развитие личности ребенка (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание), развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
  2. последовательное формирование у третьеклассников целостной картины окружающего мира;
  3. ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов познания для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов: биологии, химии, физики, астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
  4. воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к здоровью, любви к природе;
  5. формирование у младших школьников навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  6. познакомиться с изменчивостью и непрерывностью развития окружающего мира, с наличием взаимозависимости и общих закономерностей изменений в живой и неживой природе Земли, с некоторыми физическими свойствами воздуха, воды, почвы, с круговоротами воздуха, воды и других веществ в природе, а также с жизненными циклами цветкового растения и некоторых животных.

К концу года учащиеся должны знать:

  1. разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные;
  2. изменения в живой и неживой природе, жизни людей;
  3. календарь;
  4. понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», «температура», обозначать их условными знаками;
  5. природные явления, характеризующие погоду; уметь обозначать их условными знаками;
  6. устройство и работу жидкостного термометра;
  7. как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека;
  8. какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц;
  9. положение Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;
  10. об осенних заботах человека;
  11. об обычаях и праздниках наших предков;
  12. что такое «тело», «вещество»; о трех состояниях вещества;
  13. об открытии простейших; о клетке; о болезнетворных бактериях и способах борьбы с ними;
  14. значение воздуха для жизни на Земле; отличие «сухого», «влажного» и «целебного» воздуха;
  15. понятие «ветер», «воздушный поток», причины его возникновения; об использовании силы ветра человеком;
  16. значение воды на Земле; об источниках питьевой воды;
  17. свойства воды: вкус, запах, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ;
  18. способы очистки воды в быту и в промышленности; фильтрование;
  19. образование тумана, инея, росы; принцип круговорота воды в природе;
  20. главное свойство почвы – плодородие; правила гигиены при работе с почвой; понятие «круговорот веществ в почве»;
  21. способы сохранения плодородия почвы; правила экономически грамотного поведения в природе, быту;
  22. изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы; значение снегового покрова для растений;
  23. о зимовке разных групп животных; как помочь птицам пережить зиму; обычаи, праздники, заботы зимой наших предков;
  24. науки, изучающие организм человека; основные внутренние органы человека; свойства костей;
  25. назначение мышц, работа мышц, их тренировка, состояние усталости;
  26. как предупредить заболевания органов дыхания;
  27. органы пищеварения, их роль в организме; состав пищи: белки, жиры, углеводы;



Предварительный просмотр:

Окружающий мир (2 часа в неделю, в год 68 часов)

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля.

Дата

1

Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч.)

Земля - наш общий дом.

1

Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.

Уметь называть представителей животного и растительного мира.

Фронтальный опрос

1 четверть


03.09 – 07.09

2

Всё изменяется под солнцем. Разнообразие изменений в окружающем мире.

1

Знать способы изучения изменений: наблюдение, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений.

Фронтальный опрос

3

Времена года.

1

Знать:

-причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;

-старинный календарь

Беседа.

10.09 – 14.09

4

Природные явления и погода.

1

Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками

Самостоятельная работа.

5

Необычные природные явления.

1

Знать, какие природные явления характеризуют природу.

Уметь обозначать их условными знаками.

Тест «Природные явления»

17.09 – 21.09

6

Тепло и холод. Температура и ее измерение.

1

Знать устройство и работу жидкостного термометра

Уметь:- измерять, записывать температуру;

-работать с научным текстом;

-моделировать;

-пользоваться измерительными приборами; - делать выводы по результатам простых опытов

Фронтальный опрос

7

Экскурсия по теме: «Осенние изменения в окружающем мире».

1

Уметь:

-выявить осенние изменения у растений;

-измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания

Письменный отчет групп по результатам

24.09 – 28.09

8

Прогноз погоды.

Обобщение по теме: «Разнообразие изменений в окружающем мире».

1

Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.

Уметь:

-измерять температуру воздуха, воды;

-составлять условными знаками карточку погоды

тест

 9

Осенние изменения в природе и в жизни человека

 (4 ч.)

Осень в природе.

Изменения в неживой природе осенью.

1

Знать:

-какие изменения происходят в неживой и живой природе осенью, причины перелета птиц;

-о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках;

-об осенних заботах человека;

-об обычаях и праздниках наших предков

беседа

01.10 – 05.10

 10

Осень в природе.

Изменения в живой природе осенью.

1

Работа в группах

11

Осенняя пора в жизни людей.

1

Фронтальный опрос

08.10 – 12.10

 12

Обобщение по теме: «Осенние изменения в природе и в жизни человека».

1

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний

Проверочная работа

13

Тела и вещества

(4 ч.)

Тела и вещества.

Три состояния вещества.

1

Знать:

-что такое «тело», «вещество»;

-о трех состояниях вещества.

Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

Отчет по практической работе

15.10 – 19.10

 14

Строение вещества

1

Уметь объяснять расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах

Опрос.

15

Удивительные открытия.

1

Знать:

-об открытии простейших;

-о клетке;

-болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними

Письменный опрос.

22.10 – 26.10

 16

Обобщение по теме: «Тела и вещества».

1

Уметь:- определять состояние веществ;

-ориентироваться в системе полученных знаний

Проверочная работа

17

Свойства воздуха, воды, почвы (10 ч.)

Воздух и его состав.

1

Знать значение воздуха для жизни на Земле

Опрос.

29.10 – 02.11

18

Свойства воздуха.

1

Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха

тест

2 четверть


12.11 – 16.11

 19

Движение воздуха.

1

Знать:

-что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения;

-об использовании силы ветра человеком

Опрос.

 20

Замечательное вещество – вода. Свойства воды.

1

Знать:

-о значении воды на Земле;

-об источниках питьевой воды;

-свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

Практическая работа

19.11 – 23.11

 21

Очистка воды.

1

Знать:

-способы очистки воды в быту и в промышленности;

-фильтрование

Практическая работа

 22

Превращения воды.

1

Знать, как образуется туман, иней, роса.

Уметь отличать три состояния воды в природе

Отчет о проделанной работе

26.11 – 30.11

 23

Круговорот воды в природе.

1

Знать принцип круговорота воды в природе

Фронтальный опрос

 24

Плодородный слой земли.

Почва, ее состав и свойства.

1

Знать главное отличие почвы – плодородие.

Уметь определять состав почвы

Отчет о проделанной работе

03.12 – 07.12

25

Обитатели почвы.

1

Знать:

-правила гигиены при работе с почвой;

-понятие «круговорот веществ в почве».

Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

Опрос.

 26

Почва – кормилица.


1

Знать способы сохранения плодородия почвы.

Уметь объяснять отрицательное действие человека на плодородие почвы.

Фронтальный опрос. Тест.

10.12 – 14.12

27

Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды и почвы».

1

Уметь ориентироваться в системе полученных знаний

Проверочная работа

 28

Зимние изменения в природе и в жизни человека

(6 ч.)

Зимние явления в неживой природе. Экскурсия.

1

Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы.

Уметь объяснять образование снежинок, изморози

Письменный опрос.

17.12 – 21.12

 29

Зима в природе.

1

Отчет о проделанной работе.

 30

Растения зимой.

1

Знать значение снегового покрова для растений

Опрос.

24.12 – 28.12

 31

Зимняя пора в жизни животных.

1

Знать о зимовке разных групп животных

Опрос.

32

Как зимовали наши предки.

1

Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

Доклады по теме, опрос.

3 четверть


14.01 – 18.01

33

Январь – зиме середина.

1

Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица

Проверочная работа

34

 Человек и его здоровье (11 часов)

Организм человека.

1

Знать:

-науки, изучающие организм человека;

-основные внутренние органы человека.

Уметь объяснять рождение и развитие ребенка

21.01 – 25.01

 35

Скелет – надежная опора и защита.

1

Иметь представление о скелете человека, работе суставов.

Знать свойства костей.

Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей.

Опрос.

 36

Мышцы и их назначение. Развитие мышц.

1

Знать:

-назначение мышц, разнообразие;

-сухожилия;

-работа мышц, их тренировка, состояние усталости

Тест

28.01 – 01.02

37

Органы дыхания.

Предупреждение их заболевания.

1

Знать, как предупредить заболевания органов дыхания.

Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу

Опрос.

38

Органы пищеварения. Как питались наши предки.

1

Знать:

-органы пищеварения, их роль в организме;

-состав пищи – белки, жиры, углеводы.

Уметь:

-рассуждать о важности ухода за зубами;

-разумно относиться к правильному питанию;

-соблюдать чистоплотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения

Фронтальный опрос.

04.02 – 08.02

 39

Кровь и кровообращение.

1

Знать:

-основные функции крови, ее состав;

-навыки здорового образа жизни;

-как беречь и развивать сердце.

Уметь:

-называть органы кровообращения, их функции;

-измерять пульс

Отчет по работе, опрос.

 40

Очистка организма, органы выделения.

1

Знать,

какие органы очищают организм, их функции и принцип работы.

Уметь 

соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения.

Опрос.

11.02 – 15.02

 41

Органы чувств.

1

Знать:

-органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа;

-их работа и функции в организме.

Уметь 

соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

Практическая работа. Отчет.

 42

Нервная система и ее роль в организме.

1

Знать:

-значение нервной системы и ее органов в организме;

-что такое память, ее виды и развитие


Уметь:

-объяснить значение сна, режима дня;

-аргументировать понятие «здоровая нервная система»;

-развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

Опрос.

18.02 – 22.02

 43

Как лечились наши предки.

1

Знать, какими способами лечились наши предки

Опрос.

 44

Обобщающий урок по теме: «Организм человека и его здоровье».

1

Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

Проверочная работа

25.02 – 01.03

 45

Навстречу весне

 (13 часов)

Весна света

1

Знать первые признаки весны в неживой природе.

Уметь:

-выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе;

-находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;

-соблюдать экологически грамотное поведение в природе

Фронтальный опрос в ходе беседы.

 46

Как на Руси провожали зиму и встречали весну

1

Опрос.

04.03 – 07.03

 47

Развитие животных

1

Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве.

Уметь:

-прослеживать последовательность развития живых организмов;

-предлагать варианты решения экологических проблем

Опрос.

 48

Развитие рыб и земноводных

1

Уметь:

-прослеживать последовательность развития рыб и земноводных;

-находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки

Опрос, тест

11.03 – 15.03

 49

Стадии развития насекомых

1

Знать:

-стадии развития насекомых;

-способы борьбы с вредителями культурных растений

Опрос.

 50

Растение – живой организм

1

Знать:

-разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.)

Фронтальный опрос.

18.03 – 22.03

 51

Развитие цветковых растений

1

Знать:

-разнообразие растений (светолюбивые и др.); - органы цветкового растения.

Уметь:

-выделять существенные признаки;

-устанавливать причины и следствия природных явлений

тест

 52

Стебли и листья растений

1

Знать:

-функции стебля и листьев;

-разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле.

Уметь:

-отличать разные виды листьев;

-моделировать невидимые природные процессы

Отчет о проделанной работе.

4 четверть


01.04 – 05.04

 53

Для чего цветет цветок

1

Знать:

- строение цветка, значение опыления.

Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов

Фронтальный опрос

 54

Растение – единый организм

1

Знать:

-цикл цветкового растения от семени до семени;

-роль растений в окружающем мире.

Уметь:

-делать обобщающие выводы;

-моделировать цикл цветкового растения

Тест.

08.04 – 12.04

55-56

Весенние изменения в живой и неживой природе (обобщение по теме)

2

Уметь обсуждать вопросы и проблемы, по теме

экскурсия, отчет.

15.04 – 19.04

57

Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей.

1

Знать:

-приметы весны к началу цветения (апрель, май);

-о цветах-первоцветах.

Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

Проверочная работа.

58

Как жили наши предки (11 часов)

История вокруг тебя

1

Знать:

-что и как изучает история, ее значение;

-способы познания прошлого;

-о быте и культуре своего народа;

-понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».

Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений

Опрос.

22.04 – 26.04

 59

Природа в жизни наших предков.

1

Знать:

-чем занимались наши предки, как они осваивали природу;

-обычаи и традиции предков.

Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя

Опрос.

 60

Уклад жизни на Руси.

1

Знать:

-значение семьи, родовой общины, племени;

-виды жилищ наших предков

Опрос.

29.04 – 03.05

 61

Жизнь на селе в старину.

Крестьянский труд.

1

Знать:- как жили в старину на селе;

-о старинном быте сельских жителей

Опрос.

62

Старинные города.

1

Знать:

-строение старинных поселений, их виды;

-значение исторического центра современного города, важность его сохранения.

Уметь:  -добывать информацию из иллюстраций и текста;

Фронтальный опрос.

06.05 – 10.05

63

Занятия горожан в старину

1

Знать:

- чем занимались горожане в старину;

-старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);

-виды художественной росписи предметов быта.

Уметь: - добывать информацию из иллюстраций и текста;

-приобщиться к старинному ремеслу

Опрос.

 64

Торговое дело на Руси.

1

Знать:

-чем занимались купцы в старину;

-появление денег;

-историю возникновения торговли и денег на Руси;

-понятия «меновая торговля», «купец», «монета».

Уметь:

-анализировать, сравнивать, обобщать;

-сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края

Опрос.

13.05 – 17.05

65

Одежда наших предков.

1

Знать, как одевались наши предки в разные времена

Опрос.

66

Учение на Руси.

1

Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму

Опрос.

20.05 – 24.05

67

Обобщающий урок по теме:

 «Как жили наши предки».

1

Уметь:

-выполнять самостоятельные задания;

-участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

Проверочная работа

 68

Экскурсия в политехнический  музей.

1

Уметь:

-наблюдать, делать выводы, обобщать

Отчет об экскурсии.

27.05 – 31.05

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа педагога по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. Программа Л.В. Занкова.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса общеобразовательных школ по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Рабочая программа НОО по окружающему миру 2 класс

Программа включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся....

Рабочая программа +КТП по окружающему миру 1 класс Начальная школа 21 век

Рабочая программа +КТП по окружающему миру  1 класс Начальная школа 21 век...