"Когда появилась одежда?"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Гаврилова Марина Николаевна

Урок первичного предъявления знаний с элементом исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  по  окружающему миру в 1 классе

Урок первичного предъявления новых знаний

Предмет:    Окружающий мир.

 Тема:   «Когда появилась одежда?».

 Продолжительность урока:  35  минут.

 Аудитория:   1  класс

 Конспект  урока   проводится с элементом исследовательской деятельности.

  Раздел:  «Где и когда?»

Обще учебные УУД:

- знакомство с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением;

- выявить зависимость типа одежды от погодных условий;

- развитие умения внимательно относиться к своей одежде;

- развитие умения подбирать подходящую для конкретного случая  одежду.

Познавательные УУД:

                -умение строить  речевое высказывание в  форме;

                -использование  знаково-символических  средств;

                -умение  делать выводы в результате анализа и синтеза

                  мыслительных операций;

                - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

                  процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

                 -умение самостоятельно выделять и формулировать

                  познавательную цель всего урока и отдельного задания;

                - умение анализировать и исправлять ошибки;

                - осуществление контроля по результату.

 Коммуникативные УУД:

        -сотрудничество с учителем и сверстниками – определение    

                    способов взаимодействия;

                 - владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

                 - способность к самооценке;

                 - наличие учебно-познавательной мотивации;

                 - ориентация на бережное отношение к одежде;

                 - уважение к народным традициям.

Основные понятия:  одежда, виды одежды, аккуратный.

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир»

А. А. Плешаков          Просвещение 2012г и рабочие тетради на печатной основе;

  1.  индивидуальное пособие «Тесты» А.А.Плешаков,       Н.Н.Гара, З.Д.Назарова «Просвещение» 2013;
  2. набор картинок с изображение людей в разной одежде для групповой работы;
  3. смайлики для рефлексии настроения;
  4. интерактивная доска, презентация, Интернет.

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

- Ребята, проверим готовность класса к уроку.

(Командиры групп быстро оценивают готовность их группы к уроку, помогают ребятам, которые что-то не приготовили.)

- Покажите смайликами, какое у вас сейчас настроение.

- На прошлом занятии мы нашли ответ на вопрос «Где зимуют птицы?». Проверим и оценим свои знания.

Тест «Где зимуют птицы?»: пособие для учащихся по ОМ «Тесты» А.А.Плешаков,  Н.Н.Гара, З.Д.Назарова «Просвещение» 2013

- Самопроверка по эталону.

- Смайликами оцените свою работу. Молодцы, кто не допустил ошибок. Остальные, будьте внимательнее и у вас обязательно всё получится!

II. Операционно-исполнительский этап.

Постановка проблемы:

- Отгадайте загадки Муравьишки:

Если день стоит погожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит. (Плащ.)

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба.)

Как только отправляются

Они зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются,

И в каждый – целых пять! (Перчатки.)

\

- Назовите эти предметы одним словом.

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

   - Сегодня вы попробуете сами ответить на вопрос «Когда появилась одежда?». А для этого кем нам надо стать? (Исследователями.)      

  - Исследование проводится поэтапно. На отдельных листочках мы делаем записи, как настоящие исследователи. Записи делаем так, чтобы вам самим было понятно, что записано. Итак, пишем первое слово: ОДЕЖДА.

(В каждой группе есть ребёнок, который быстро и грамотно пишет.)

- Вспомним, кроме своих наблюдений, где мы ещё можем найти ответы на вопросы?

  1. Прочитать в книге или в словаре, в Интернете.
  2. Спросить у взрослых, у учителя.

  «Открытие» детьми нового знания.

- Начнём работу.  Что бы вы хотели узнать об одежде?

(Высказывания детей.)

- Обсудите в группах, а что такое одежда, зачем она нужна. Помните о правилах работы в группе.

(Высказывания старост от каждой группы. )

- У нас появляется опорное слово – ВЕЩИ, ХОЛОД

Запишите опорное слово на следующей карточке.

- Ребята, исторический словарь нам поможет разобраться со значение слова одежда, и когда оно появилось. Но у нас нет в классе такого словаря, как быть? (Интернет нам поможет).

             Учитель уже приготовил страницу, хорошо читающий ребёнок читает текст.

«Почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка (плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одежды, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна. Одежда эта (или накидка) делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи  с отверстием для головы или без него. В него человек закрывался (заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востоке относились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считался нагим, хотя бы на нем и были нижняя рубашка.»

- Так одевались жители Древней Греции. (Слайд 1.)

- Запишем опорное слово – НАКИДКА.

- Как вы думаете, это была самая первая одежда у человека?

- Откроем учебник и рассмотрим картинку на с. 20. Что объединяет людей на ней? (Они одеты в старинную одежду.)

- Выскажите предположение, какая появилась самая первая? (Из шкуры животного.)

- Верно, только позже появилась одежда из ткани. А во что одет рыцарь? Из чего у него сделана одежда? Для чего она нужна?

- Запишем опорные слова – ШКУРА, ТКАНЬ, МЕТАЛЛ.

Работа в группах.

- Каждая группа получила наборы картинок, на которых изображены люди в современной одежде. Разделите картинки по группам.

( Одежда для дома, спортивная, рабочая, деловая.)

Проверьте себя. (Слайд 2)

- Какая группа справилась без ошибок? (Командиры групп показывают улыбающегося смайлика.)

- А в школу вы какую надеваете одежду? (Специально для школы.)

- А кто ещё из людей одет в специальную одежду? (Врач, продавец, полицейский и т.д.) Слайд 3.

- А когда вот так люди одеваются? (Слайд 4)

- Правильно, когда идут  на маскарад, карнавал.

- Запишем опорные слова – ВИДЫ ОДЕЖДЫ, МАСКАРАД

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Представьте, что мы пришли на маскарад, зазвучала музыка и начались танцы. Танцуют парами: мальчик и девочка.

- Что вы видите? (картинки, на которых 4 времени года)  (Слайд 5)

- Как связаны они с нашей темой? (Мы надеваем одежду в зависимости от времени года.)

- Запишем опорные слова – ВРЕМЯ ГОДА.

- Ребята, а нужно ли беречь одежду?

- Как правильно ухаживать за одеждой?

- Каким можно назвать человека, у которого чистая, отглаженная одежда?

- Запишем опорное слово – АККУРАТНЫЙ.

- Ребята, а о чём  бы вы хотели у меня спросить по нашей теме исследования?

Вопросы детей. По мере необходимости делается запись опорных слов.

- А я хочу вот такой задать вопрос. (Слайд 6)

Чем отличается одежда у этих женщин? (Это костюмы разных народов.)

- Сейчас так одеваются? (Во время народных праздников, во время выступлений.)

- Ребята, мы должны с уважением относиться к костюмам других народов, и знать, как выглядит русский народный костюм.

 

- Запишем опорное слово – НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

Интерпретация полученных данных.

- Вот и закончилась наша исследовательская работа. Посмотрим, что у нас получилось.

Используя карточки с опорными словами, каждая группа готовит выступление.

Одна группа выступает, другая продолжает, дополняет.

(Одежда – это разные вещи, которые человек надевает. Так он защищает  себя от холода.  Очень давно в Древней Греции люди надевали накидки из ткани – одежды. Самая первая одежда была сделана из шкур животных. Потом люди научились делать ткань. Воины носили одежду из металла. Одежда бывает спортивная, деловая, рабочая, для дома. Если мы пойдём на праздник, то наденем маскарадную одежду. В какую одежду мы одеты, зависит и от времени года. Аккуратный человек за своей одеждой ухаживает, бережёт  её. У каждого народа есть свой народный костюм.)

Вывод по результатам исследовательской работы.

- А теперь нужно определить самое главное по нашей теме исследования. Когда же появилась первая одежда и из чего она была сделана? (В глубокой древности, из шкур мамонтов.)

-Прочитаем вывод по учебнику на с. 21.

Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Работа в рабочей тетради.            

Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

- Понравилось ли вам быть исследователями? Почему? (Высказывания детей.)

-Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите улыбающегося смайлика.

-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите  думающего смайлика.

 -У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите плачущего смайлика. Не огорчайтесь, дома просмотрите внимательно материал учебника. У вас всё получится!

IV. Творческое домашнее задание.

Каждый из вас дома представит, что он дизайнер, и выполнит эскиз костюма для школы, домашней одежды и карнавала.

(Слайд 7) МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда появилась одежда?

Урок окружающего мира в 1 классе....

открытый урок "Когда появилась одежда"

Урок с применением музейной технологии....

презентация "Когда появилась одежда"

в красочной интересной форме презентация служит хорошим материалом  к уроку окружающего мира, 2 класс...

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....

Презентация к уроку окружающего мира "когда появилась одежда?" 1 класс

Данную презентацию можно использовать в дополнение к основному материалу....

Урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс

Урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс...

Когда появилась одежда?

Разработка к уроку в в 1 классе по теме "Когда появилась одежда" с богатым материалом, развивающим кругозор учащихся....