БЕРЕГИТЕ ВОДУ!
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Степанова Ирина Ильинична

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

 

БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

 

Задачи урока:

1. Рассмотреть причины загрязнения водоемов;

2. Ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

3. Учить бережно относиться к воде и экономить её.

 

Оборудование:

1. Схема «Круговорот воды в природе».

2. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

3. «Капли - Капитошки» (картинки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mira_3_kl_beregite_vodu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

Задачи урока:

1. Рассмотреть причины загрязнения водоемов;

2. Ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

3. Учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование:

1. Схема «Круговорот воды в природе».

2. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

3. «Капли - Капитошки» (картинки).

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Учитель: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Первая капелька: В луже, в море, океане,

            И в водопроводном кране.

            Как сосулька, замерзает,

            В лес туманом заползает.

Вторая капелька: Ледником в горах зовется,

            Лентой серебристой вьется.

            Средь высоких стройных елей

            Рушится потоком селей.

Третья капелька: На плитке у вас кипит,

           Паром чайника шипит,

           Растворяет сахар в чае.

Учитель:  Мы ее не замечаем,

                   Мы привыкли, что вода -

                   Наша спутница всегда.

Капельки (вместе):   Без меня вам не умыться,

                                      Ни наесться, ни напиться!

Учитель:  Смею вам я доложить:

                   Без воды нам не прожить.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема урока «Берегите воду»

Оказывается, вода находится в опасности. Почему?

Чистотой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

II. Проверка домашнего задания

Учитель проводит краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» учебника:

- В каких трех состояниях находится вода в природе?

- При каком условии образуется лед? Отчего он тает?

- Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?

- Как происходит круговорот воды в природе?

III. Работа по теме

1. Беседа по теме «Почему воду надо беречь».

Бурное развитие промышленности в начале XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая.)

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая  вода не пригодна для питья, а также дл многих  технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше и треть  населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы  пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т. д. возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяиственного загрязнения воды.

2. Чтение сказки н.А. Рыжова «Жила была река».

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей.  «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем от сюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего  детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.  

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней  и  пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

 3. Обсуждение сказки.

- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели  вы такую реку?

-Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя,  или нет? Почему?  

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?  

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

 - Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой  стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что они еще могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

- Как люди нашего села относятся к рекам - так же, как и люди из сказки или по-другому?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

 IV. Физкультминутка

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.  

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

V.  Работа по теме.

Не расходуйте воду напрасно!

Ученики читают стихотворение Б.Заходера «Течет река».

Первый ученик: Течет река издалека. . .

Течет река ... Течет река. . .

Как хорошо, когда река  

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей! ~.

Второй ученик:  Течет река ... Течет река...  

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне ...

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому, попробуй, передать!

Приятней плыть в живой волне

Ребятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:  Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

На мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далеко до буйка,

Тут глубока была река.

 

Четвертый ученик:  Была. Вот именно - была

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем ...

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели ...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Бы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

Обсуждение стихотворения.

 - О чем это стихотворение?

- Почему в реке исчезла вода?

- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

- О чем напоминает каждому это стихотворение?

- Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!

VI. Итоги урока

- Что нового вы знаете о значении воды для людей?

- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

- Давайте прочитаем вывод из учебника.

- Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает  

сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!

VII. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Берегите воду», подготовить ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс

Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации....

"окружающий мир" 3 класс "Вода. Берегите воду"

Вода - прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества. Вода - находится в природе в трех состояниях: жидком,...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду»,

   Урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду», в форме обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний.   ...

Урок "берегите воду"(в рамках Всероссийского урока Чистой воды)

Урок посвящен экологическому воспитанию и формированию правильного отношения к воде как к величайшему природному дару.В занимательной форме учащиеся узнают о значении воды....

«Берегите воду! Значение воды в жизни человека»

Цель: познакомить со значением воды в жизни человека.Тип урока: урок – исследование.Планируемые предметные результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, ...