урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс, по теме: «Вода. Берегите воду»,
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

 

 

 Урок окружающего мира по программе Плешакова А.А., 3 класс,

по теме: «Вода. Берегите воду», в форме обобщение и систематизация знаний, урок усвоения новых знаний.

 

 Краткая анатация:

ЦЕЛИ:

Обучающие: а) формирование и обобщение знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой;

б) раскрытие противоречий между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе;

г) приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.

 

Развивающие: а) преодоление потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней;

б) воспитание бережного отношения к пресной воде.

 

Воспитывающие: а) работа в модульном блоке;

б) развитие навыка самостоятельной и практической работы.

 

Уровень образования школьников: УМК «Школа России», 3 класс

 

Полное описание разработки:

Урок дан в 3б классе, обучающегося по программе УМК «Школа России». В классе обучается 23 человека, на уроке присутствовало 22 человека. По своим учебным возможностям и познавательным интересам выделяются две группы учащихся: группу учащихся со средними познавательными интересами и учебными возможностями составляет 10 человек (43%); группа учащихся с низкими способностями -  13 человек (57%).

Аттестация данной группы учащихся еще не проводилась, тем не менее уровень обученности состовляет 60%, а именно:

Репродуктивный уровен – 100%

Конструктивный – 43%

Креативный уровень – 17%

Программа в образовательной области «Окружающий мир» представлена автором А.А. Плешаковым «Природоведение», в системе учебных курсов «Зеленый дом». Это авторская программа ориентирована на предмет и цели государственного стандарта общего образования.

Урок дан по теме «Берегите воду!». Данный урок в разделе шестой «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», и четвертый в главе «Вода». В соответствии с программой и номером урока в главе поставлены цели и выбран тип урока.

 

Структура урока: Комбинированная, в соответствии с целями и типом урока.

По этому урок разбит на две части:

I часть: Обобщение и систематизация знаний учащихся о воде.

В структуре первой части осуществляется опрос учащихся, выполнение модульной практической работы под руководством учителя (в соответствии с учебными возможностями учащихся), самостоятельная работа в форме теста.

II часть: Усвоение новых знаний по теме: «Берегите воду!»

В структуре второй части урока  - фронтальная, конструктивно-креативная беседа с учащимися, просмотр отрывка видеофильма общественной организации «Гринпис».

Формы работы выбраны мной с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а именно:

- фронтальная беседа,

- индивидуальный опрос,

- практическая работа,

- самостоятельная работа.

Формы работы чередовались в соответствии с возрастными особенностями и с учетом уровня обученности учащихся.

 Цели урока выполнены. Их реализация проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя считаю достаточной. Она включала в себя:

  • рациональную организацию труда учащихся;
  • подготовку и оформление на доске ключевых моментов;
  • организация практической работы учащихся;
  • подбор видеоматериалов,
  • подготовку детских плакатов по теме «Берегите воду!»;
  • дисциплинированности учащихся
  • регламентирование времени форм деятельности учащихся
  • подведение промежуточного и общего итогов: завершенность дидактических моментов;
  • объяснением и записью домашнего задания в дневник;
  • проведение физкультпаузы;
  • выполнение плана урока;
  • реализация основных психологических требований.

 Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной. Она состояла:

  • в отборе содержания учебного материала;
  • осуществление принципа научности;
  • организация практической работы под руководством учителя;
  • организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;
  • применение способов усвоения учебного материала через фронтальную беседу,
  • контроль ЗУН учащихся через практическую работу и тест.

         В целях обеспечения индивидуального подхода я предусмотрела выбор содержания учебного материала, уровень сложности заданий, оптимальный темп деятельности учащихся.

Поэтому можно сказать, что на данном уроке использовались следующие методы работы:

 

  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • наглядно-дедуктивный;
  • наглядно-индуктивный;
  • практико- индуктивный.

. Их применение считаю целесообразным и эффективным, что соответствует технологии М.Б. Воловича «Поэтапное формирование умственный действий».

При этом ориентировочная основа действия представлена на парте у каждого ученика, она включила в себя:

  • материальное действие  с реальными предметами;
  • действие речи с образами;
  • действие без речи в тесте.

Домашнее задание задано и составляет 1/3 часть объема выполненной работы в классе.

Работа 5 учащихся оценена в соответствии с нормами устной работы на уроке природоведения, контроль результативности письменных работ будет осуществлен после проверки тестов. За подготовленные плакаты оценки выставлены учащимся на урок изобразительного искусства.

 

 

 

 


 

Тема: «Вода. Берегите воду».

 

Цели:

Обучающие: а) формирование и обобщение знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой;

б) раскрытие противоречий между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе;

г) приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.

Развивающие: а) преодоление потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней;

б) воспитание бережного отношения к пресной воде.

Воспитывающие: а) работа в модульном блоке;

б) развитие навыка самостоятельной и практической работы.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Мы начинаем урок окружающего мира и продолжаем изучать раздел: «Эта удивительная природа».

Тема сегодняшнего урока: «Вода. Берегите воду!» Это уже четвертый урок, связанный с изучением воды. Наш урок будет состоять из двух частей:

Цель I части урока:

Обобщение знаний о воде, ее свойствах, составе воды, о трех состояниях воды в природе и явлениях, связанных с водой.

Цель II части урока:

а) получить – новые знания по теме: «Берегите воду!»;

б) мы попытаемся раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.

 

  1. Реализация знаний учащихся.

- Начинаем первую часть урока, целью которой является

(учащийся называет цель, глядя на опору: ОБОБЩИТЬ…).

1. Беседа по изученному материалу.

- Что вы знаете о воде и ее значении?

(Учащийся рассказывает у доски, что вода входит в состав любого организма, содержится во всех частях растений, теле животного и человека. Масса воды в теле человека составляет почти 2/3 его массы. В сутки человеку необходимо 2 л воды. Вода источник жизни на земле.)

- Какая масса вода в твоем теле?

(30 : 3 х 2 = 20 кг)

- Определи, что входит в состав воды, используя карточки.

(На доске вывешены карточки: ил, кислород, водород, примеси, минеральные соли, песок, камни. Учащийся выбирает нужные карточки: кислород, водород, минеральные соли и примеси).

  • Есть другие мнения?
  • Спасибо. Оценка.

Дополнение учителя: Да, именно такой состав имеет вода, которую мы употребляем. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.

 

- В каких состояниях находится вода в природе?

(Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном)

- Как выглядит вода в природе в твердом состоянии?

(Лед, снег)

- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

(Пар, туман)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?

(Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т.д.)

- Покажи на схемах, где какое состояние воды.

(На доске три схемы, три карточки с название состояний воды: твердое, жидкое, газообразное. Учащийся крепит карточку около схемы). Оценка.

- Какие свойства воды вы знаете?

(Учащийся рассказывает о свойствах воды: без запаха, без вкуса, бесцветная, вода – растворитель, имеет свойство фильтрование, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжижается)

- Где в быту используются свойства воды – растворитель?

(На кухне, при готовке еды; когда умываемся)

- А свойство, что вода при нагревании расширяется?

(Когда закипает кастрюля, вода из нее выливается)

- Спасибо, садись.

Дополнение учителя: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизни он очень тесно соприкасается с ними.

 

2. Модульный блок. Выполнение практических заданий.

- Продолжаем обобщать знания о воде. Сейчас каждый из вас должен показать свои знания и умения в практической деятельности. Возьмите листок с заданиями и приступайте к их выполнению.

 

 

 

Выполни задание:

  1. Проверь свойство воды по запаху и вкусу.
  2. Проверь свойство воды по цвету.
  3. Проверь свойство воды: вода – растворитель.
  4. Проверь утверждение, что воду можно фильтровать.
  5. Проверь утверждение, что вода является средой обитания для живых организмов.
  6. Составь динамическую схему круговорота воды в природе.

 

 

- Уберите рабочие места.

  1. Физкультминутка.

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

- О каких свойствах воды вы узнали из физминутки?

(Вода – растворитель, текучесть воды. Учитель крепит на доску данные свойства: Вода течет, растекается повсюду.).

- Сели ровно, продолжаем урок. Некоторые ребята уже получили оценки, вы тоже можете получить ее, выполнив тест.

 

3. Выполнение тестовых заданий учащимися самостоятельно. (Пока дети работают, учитель убирает доску.)

- Закончили работу, положили на край парты.

Итог  I части урока:

- Мы обобщили знания о воде, ее свойствах, о трех состояниях и явлениях, связанных с водой.

1. Сообщение целей II части урока.

- Переходим ко второй части урока, напоминаем цели, глядя на опоры.

а) получить – новые знания по теме: «Берегите воду!»;

б) мы попытаемся раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.

2. Рассказ учителя.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Реку.)

(Учитель, рассказывая, на доске моделирует картинку: деревья, цветы, солнце, животные)

- Течет река. Бежит река. Бежит река издалека.

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока.

Растут деревья и цветы,

И солнце свети с высоты.

Животные приходят на рассвете

Попить воды, как с родника.  

- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)

- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборка городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученные подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемах попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытовых использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения.

А происходит это примерно так:

Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.

-  Что происходит? (Река загрязняется).

- Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует воду и потом грязную сливает в реку.

- Что случилось с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет)

- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)

- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?

ВОТ И ВОЗНИКЛО ПРОТИВОРЕЧИЕ

МЕЖДУ ЛЮДЬМИ (ОБЩЕСТВОМ) И ПРИРОДОЙ.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Сейчас мы узнаем правильное его толкование из толкового словаря.

- Возникает вопрос: Что же делать?

- Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает ответы 2-3 человек)

- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 58.

 

3. Работа с учебником.

 Учащиеся читают статью, с комментариями учителя.

- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?

а) строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ; б) загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.)

- Эта проблема, очистки воды, очень остро стоит и в нашем городе Ноябрьске. Но уже в этом году будут введены в эксплуатацию система очистки воды. По какому принципу она будет работать, фильтрование воды или воду будут очищать особыми бактериями мы узнаем с вами позже.

- Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы дети, можете принимать участие в охране воды? Как?

а) не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода)

Дополнение учителя: Из 1-го крана, если он течет, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу - доверху.

б) экономить воду, не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь)

- Правильно!

Дополнение учителя: Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника «Не расходуй воду напрасно», которую вы прочитаете дома.

А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой патруль». Собирают мусор у водоемов.

Существует Всемирно известная организация «Гринпис».

-    Кто знает как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).

- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.

Например: защита озера Байкал от загрязнения после строительства нефтепровода и др.,

- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.

  1. Закрепление знаний.

(Просмотр отрывка видеофильма).

- Понравился вам фильм? Что вы запомнили?

(Вода – это богатство, которое нужно беречь. Она источник жизни на Земле )

  1. Задание на дом.

- Запишите домашнее задание: прочитать стр. 57 – 60, ответы на вопросы стр. 61, в рабочей тетради стр. 25.

VI. Итог урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь!

- Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.

- А также мы попытались разобраться, как можно разрешить противоречия между обществом и природой по охране воды.

Просмотр детских плакатов на тему: «Берегите воду»

– Вам было задано домашнее задание на сегодня – нарисовать плакаты на тему: «Берегите воду!». Давайте посмотрим их. Очень хорошие рисунки получились.

- Чей плакат? Что ты хотел им сказать? Я поставлю всем оценку «5» на уроке изобразительного искусства.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием ИКТ в 3 классе по теме:Разнообразие животных. УМК "Школа России" учебник: А.А. Плешаков"

Урок природоведения проведён в 3 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 3 кл. часть 1  А.А. Плешаков.При составлении урока были использованы материалы:методическое пособ...

разработка открытого урока окружающего мира по программе "Перспектива" для 1 класса.

Урок был дан в период апробации учебников УМК "Перспектива" в 2009-2010уч. году...

Презентации к урокам окружающего мира по программе "Школа России" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Зачем строят самолеты?"">...

урок окружающего мира по программе "Школа 2100" (3 класс) web –адрес публикации: infourok.ru/material.html ?mid=133822

Урок окружающего мира  в 3 классе  знакомит учеников с основными правилами безопасности при общении с животными. В ходе исследования обеспечивается усвоение учащимися представления об о...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 4 классе на тему:"Природные зоны нашего региона".

Конспект интегрированного урока окружающего мира и английского языка в 4 классе...

Проверочная работа по окружающему миру по программе " Школа России"3 класс по теме " Вода. Свойства воды"

Проверочная работа по окружающему миру по программе " Школа России" для 3 класса по теме " Вода. Свойство воды"...