урок окружающего мира по программе "Школа 2100" (3 класс) web –адрес публикации: infourok.ru/material.html ?mid=133822
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Мантуленко Елена Владимировна

Урок окружающего мира  в 3 классе  знакомит учеников с основными правилами безопасности при общении с животными. В ходе исследования обеспечивается усвоение учащимися представления об осторожном обращении с дикими и домашними животными. На уроке ученики работают в группах.  Работая с различными источниками, учатся анализировать и делать выводы.  Урок включает несколько инсценированных диалогов постоянных «героев»  - Ромы и Юли, что повышает познавательную активность третьеклассников.   «Продуктом» исследовательской работы стали правила поведения в природе, которые школьники сами презентуют по группам.

Домашнее задание - подготовить книжку-малышку для дошкольников «Правила поведения с животными». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mira_3_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Осторожно, животные!

Цели урока.

  1. Обеспечить усвоение учащимися: представления об осторожном обращении с дикими и домашними животными.
  2. развивать умение объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  3. Развивать   речь, логическое мышление через сравнение и установление причинно-следственных связей.
  4. Расширять кругозор, используя выступления детей, развивать внимание, память.
  5. Воспитывать  бережное отношение к природе, любовь к животным.

Оборудование: 

  • Кроссворд
  • Правила безопасности.
  • Энциклопедии для учащихся
  • Учебник  для 3-го класса  «Окружающий мир. Обитатели Земли (ч.1)» , авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.О.Бурский, А.С.Раутиан.
  • Тест (резерв)

Ход урока:

  1. Организованный момент.

- Начнем урок с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. А чтобы ваше настроение стало еще лучше, вам необходимо поработать на уроке, чтобы получить удовлетворение от своего труда. Работать будем в группах.

 - Каким должно быть взаимодействие между ребятами в группе, между группами?

Группа «Специалисты по змеям»

Группа «Специалисты по диким животным»

Группа «Специалисты по клещам»

Группа «Специалисты по осам и пчелам»

Группа «Специалисты по собакам и кошкам»

Группа «Специалисты по домашним животным»

Группа «Специалисты по опасным животным»

Группа «Специалисты - медики»

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ.

1. Работать надо дружно.

2. Спокойно высказывать своё мнение.

3. Терпеливо выслушивать мысли товарища.

4. Вместе находить правильное решение.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  1. Кроссворд

- Начнем урок с блиц-опроса. Каждая группа, ответив на вопрос, сможет разгадать слово из кроссворда.

(вопросы)

  1. Животные с шестью или восемью конечностями, состоящими из члеников
  2. Активно двигающиеся кишечнополостные животные
  3. Сухопутные  позвоночные животные, покрытые шерстью
  4. Сухопутные  позвоночные летающие животные, покрытые перьями. Откладывают яйца.
  5. Животные с четырьмя  конечностями и голой кожей
  6. Животные с покровом из чешуи и плавниками
  7. Холоднокровные животные с четырьмя конечностями и кожей, покрытой чешуей.

Ж

1.

ч

л

е

н

И

с

т

о

н

о

г

и

е

2.

ч

е

р

В

и

3.

м

л

е

к

О

п

и

т

а

ю

щ

и

е

4.

п

Т

и

ц

ы

5.

з

е

м

Н

о

в

о

д

н

ы

е

6.

р

Ы

б

ы

7.

п

р

Е

с

м

ы

к

а

ю

щ

и

е

с

я

- Какое ключевое слово получилось.

- О чем пойдет речь на уроке?

(видеоролик)

- Как изменилось настроение в конце видеоролика?

- Почему?

- Какой вывод о поведении животных можно сделать?

- Почему так названа тема урока «Осторожно: животные»?

- Каких животных следует опасаться?

       2. Целеполагание

- О чем сегодня пойдет речь на уроке? (Как себя вести при встрече с животными)

- Какие цели поставите на уроке? (узнать, чем опасны животные, познакомиться с правилами осторожного обращения с животными,  правилами поведения и  оказания первой помощи при укусах животных)

        3. Лабиринт

- Помогите Юле с Ромой добраться до станции. Путь нужно выбрать наиболее безопасный. (р/т с.53)

(лабиринт)

Какие опасности могут подстерегать на этом пути? Как их избежать? (Ученики представляют свои варианты решения)

Перенесемся в квартиру наших друзей, Юли и Ромы.

Рома собирается в поход в ближайший лес. (Сценка)

ЮЛЯ: Рома, будь осторожна, лесные животные могут быть опасны.

РОМА:  Да, я знаю! В лесу встречаются ядовитые змеи. Но если увидишь желтые пятна на голове у змеи, то можешь взять её в руки: ведь это уж.

Учитель: Что посоветовала Юля? Стоит ли брать диких животных в руки?

ЮЛЯ: Нет, лучше вообще не брать диких животных в руки. Это опасно и для тебя, и для них.

Учитель: Достаточно ли такой информации, чтобы убедить Рому? (Нет.)

-Тогда Юля пошел искать информацию на сайте интернет.(Ученица, в роли Юли подходит к компьютеру и имитирует движения, читает)

ЮЛЯ:  Нашла! В прошлом  человек сталкивался с множеством страшных возбудителей болезней и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к множеству заболеваний. Благодаря гигиене были побеждены многие опасные болезни. Достижение медицины и прививки сделали жизнь людей безопасней.  Но обратной стороной этого процесса стала незащищенность  перед множеством заболеваний, с которыми они перестали сталкиваться, живя в городе.

-   В отличие от людей дикие животные ведут постоянную борьбу за жизнь. Они лучше приспособлены к тем возбудителям, с которыми сталкиваются. Вот почему, беря в руки дикое животное, вы подвергаете себя опасности.

- Мы уже знаем, что животные бывают дикие и домашние. Как вы думаете, какие опасности могут возникнуть при встрече с ними? (Ученики высказывают различные мнения.)

       4. Работа над основным вопросом урока «Каких животных следует опасаться?».

- По группам продумайте и составьте кластер чем может быть опасно каждое животное?

Домашние:

  • клюнуть;
  • укусить;
  • испугать лаем;
  • заразить болезнью;
  • напасть и испугать;
  • уколоть.

Дикие:

  • укусить и заразить болезнью;
  • укусить и отравить ядом;
  • напасть и загрызть;
  • напасть и испугать;
  • уколоть;
  • ударить;
  • толкнуть.

- Может быть каких-то опасностей не хватает? Что бы вы добавили?

- ТАК КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ?

- ВСЕ!!!

- Действительно, ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ОПАСНЫ.

  1. Поиск решения проблемы.

- Проверим, кто из нас прав. Для этого проведем исследование. Работать будем по группам.

Каждая исследовательская группа получает задание. По окончанию работы вам предстоит предоставить отчет.

  1. 1.гр. - Специалисты по змеям
  2. 2 гр.- Специалисты по диким животным
  3. 3 гр.- Специалисты по клещам
  4. 4 гр. – специалисты по пчелам и осам
  5. 5 гр.-   специалисты по птицам
  6. 6 гр.- специалисты по домашним животным
  7. 7гр.- специалисты по опасным животным
  8. 8 гр.- медики

  1. Отчеты групп

1. Специалисты по змеям (1 чел)

* учебник с.117 3 абз.

 *медики 1 учебник с. 117 абз. 4

 Энциклопедия: «В случае если змея всё-таки укусила,  нужно тут же найти взрослых и рассказать им. Пострадавшего необходимо положить  в постель, дать тёплое питьё и срочно вызвать врача. Только доктор может дать противоядье от укуса.  В случае продолжительного ожидания можно промыть рану слабым раствором марганцовки и положить холод на место укуса. Рука или нога, которую укусила змея, надо держать неподвижно.»

2. Специалисты по клещам (2 чел)

   * Энциклопедия: «Вместе с пробуждением природы пробудились и те, кого мы совсем не рады видеть – клещи. Именно в апреле - мае, а также и в сентябре - октябре наблюдается пик активности этих опасных для человека насекомых.

Попав на открытый участок тела человека, клещ присасывается, что происходит абсолютно безболезненно из-за впрыскиваемого под кожу обезболивающего вещества, и может стать причиной весьма серьезных и трудноизлечимых заболеваний.  Для домашних животных клещи также очень опасны.»

* Энциклопедия: «Общие правила безопасности:

1. Если Вы решили совершить лесную прогулку, оденьте головной убор, защищающий голову.
2. Одежда должна закрывать тело. 
3. Сразу после прогулки тщательно осмотрите все тело. Временной промежуток между попаданием клеща на одежду и тем моментом , когда он присосется может составлять несколько часов. 
4. На садовом участке трава должна быть подстрижена. Тогда клещам негде будет жить около вашего дома.»

 *Медик 2

Энциклопедия: «Если Вы, все-таки, обнаружили впившегося клеща, смажьте его жирным кремом (таким образом, Вы закроете ему доступ кислорода) и обратитесь в ближайший травмпункт, где клеща извлекут.

Для того, чтобы обезопаситься от клещевого энцефалита, можно сделать прививку.»

3. Специалисты по насекомым

*учебник с.117 (5 абзац)

* Энциклопедия: «Укусы  пчел и ос сходны по характеру повреждения. Различие между ними состоят в том, что первая жалит лишь однократно, выпуская при этом яд и оставляя жало, а вторая способна укусить несколько раз. На месте укуса возникает  жгучая боль, затем отек, покраснение и зуд в месте укуса.»  

*медики 3

Энциклопедия: «При первой помощи:

– извлекают из кожи жало;
– обрабатывают рану слабым раствором марганцовки или перекисью водорода;
– затем к месту укуса прикладывают холод;»

 * Энциклопедия: «При укусе комары или слепни вводят под кожу вещество, препятствующее свертыванию крови (чтобы вдоволь ее напиться). Волдырь и зуд, возникающие на месте комариного укуса, – аллергическая реакция.» 

*медики 4
Энциклопедия: «В большинстве случаев реакция эта неопасна – достаточно протереть место укуса сухой содой или раствором соды и смазать зеленкой. В качестве профилактики укусов комара надо использовать специальные спреи и мази от комаров.»

4. Просмотр в/фрагмента  (7 мин)

5. Специалисты – орнитологи

   * Энциклопедия: «Пернатые питомцы также могут быть опасны. ГРИПП  ПТИЦ –  инфекционное заболевание птиц. Однако имеется реальная опасность заражения этим заболеванием и человека. Она возникает при тесном контакте с больной домашней и дикой птицей. 

21 случай заболевания орнитозом зарегистрирован в конце прошлого года в Курганской области, в Оренбургской – 15. Разносчиком инфекции стали попугаи, поступившие контрабандным путем. Но, оказывается, заразиться этим опасным заболеванием можно от обычных голубей и ворон, обитающих на наших улицах.»

     * Энциклопедия: «КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ ОРНИТОЗА

Покупайте декоративных птиц в специализированных магазинах, требуйте у продавца ветеринарную справку.

  1. Если ваша домашняя птичка вдруг заболела (резко изменилось поведение, она стала вялой, пропал аппетит, воспалились глаза, появились насморк и слезы), несите питомца к ветеринару.
  2. Если после контакта с больной птицей (например, вы подобрали замерзающего голубя) у вас резко поднялась температура, немедленно обратитесь к врачу.»

*Медики 5 – учебник с.117 (1 абзац)

6. Специалисты по диким животным 

Энциклопедия: «Первая и главная опасность - укус животного, и как следствие - заражение вирусом бешенства. В природе этот вирус широко распространен, передают его дикие лисы, волки, мыши, крысы, белки, хорьки, летучие мыши и даже ежи. Дикие животные часто контактируют с бродячими собаками, а те, в свою очередь, передают вирус бешенства домашним животным и человеку. Опасны как укусы, так и царапины, так как вирус может находиться на когтях животных, в их слюне.

Также опасны клещи, которые живут на животных. Среди них имеются такие, которые разносят тяжелые заболевания»

  *Медики 6 – учебник с.117 (2 абзац)

7. Диалог Юли и Ромы

ЮЛЯ: Зачем ты гладишь собаку? Ведь ты ее совсем не знаешь?

РОМА: Но она же не рычит. И потом я люблю собак.

- А вы как думаете?

8. специалисты по домашним животным

*учебник с.118

*медик 7 учебник с.119 (1 абзац)

*учебник с.119 (2 абзац)

*Презентация исследовательской работы «Домашнее животное. Любимец или источник заражения?»

V.  Работа над правилами обращения с животными.

- Как же может и должен себя обезопасить человек? (Должны быть какие-то правила поведения с животными.)

- Вам предстоит продумать правила обращения с домашними и дикими животными.

Домашние:

  • не подходить к домашним животным без разрешения хозяина;
  • делать прививки в ветеринарной службе;
  • при укусе, обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу;
  • можно гладить всех;
  • можно всех дразнить;
  • быть осторожными с незнакомыми домашними животными.

Дикие:

  • не подходить к диким животным;
  • не брать на руки диких животных;
  • не ходить в лесу в открытой обуви;
  • не трогать змей, дать им спокойно уползти;
  •  при укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу;
  • при укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу;
  • можно в лесу ходить в легкой одежде;
  • можно всех животных дразнить;
  • можно всех гладить;
  • можно животных кормить.

- Послушайте выступления друг друга.

VI. Самостоятельное применение знаний (резерв)

Тест.

-На столах у вас лежат тесты. Выполните их.

III. Подведение итогов.

- Можно ли ваши рекомендации-правила раздать по классам, чтобы остальные ребята ими пользовались?

 - Какое значение имеет полученная на уроке информация лично для вас?

-  Закончи предложение…

- Спасибо за работу.

IV. Домашнее задание.

Подготовить книжку-малышку для дошкольников «Правила поведения с животными»

Памятка «Как правильно вести себя с домашними животными».

  1. Не подходить к домашним животным без разрешения хозяина.
  2. Делать прививки в ветеринарной службе.
  3. При укусе обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу.
  4. Быть осторожными с незнакомыми домашними животными.

Памятка «Как правильно вести себя с дикими животными».

  1. Не подходить к диким животным.
  2. Не брать на руки диких животных.
  3. Не ходить в лесу в открытой обуви.
  4. Не трогать змей, дать им спокойно уползти.
  5. При укусах змей, диких животных срочно обратиться к врачу.
  6. При укусе ос, пчёл вытащить жало, обратиться к врачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Урок окружающего мира "Путешествие во времени". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Конспект урока с нагладностью. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Человек и прошлое человечества" и позволяет организовать комплексное повторение изученного материала в форме интеллектуа...

Образовательная программа "Школа 2100" урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество"), 3 класс, тема: "Память о прошлом"

Урок окружающего мира (обществознание "Моё Отечество")Тема: "Память о прошлом", 3 классЦель: познакомить учащихся с первичными представлениями о понятиях "история" и "исторический источник";  ...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....