Отечественная война 1812 года
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Долидзе Галина Николаевна

На уроке ребята узнают причины начала войны, ее ход, познакомятся с важнейшими сражениями .          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_s_ispolzovaniem_metoda.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру с использованием метода  «Картографирования мысли»

Урок по истории. Тема: Отечественная война 1812 года.

План урока:

  1. Правление Александра 1.
  2. Война с Наполеоном.
  3. Бородинское сражение.
  4. Герои Отечественной войны 1812 года.

Цели урока:

1.Дидактические цели:

  1. создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
  2. показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).

2. Развивающие цели:

  1. продолжить развитие и становление:
  1. интеллектуальных умений;
  1. практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;
  2. положительных качеств ребенка.
  1. расширить социальный опыт учащихся;
  2. обучать элементам творческой деятельности.

3. Воспитательные цели:

Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков.

Оборудование:

- иллюстрации, посвященные Бородинской битве,

  1. портреты героев Отечественной войны 1812 года,
  2. настенная карта “Отечественная война 1812 года,
  3. презентация

Подготовка к уроку

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1. Оргмомент

Приветствие

  1. Сообщение базовой темы.

Актуализация базовых знаний

Беседа

3. Поиск и формирование новой темы

Работа в группах (составление карты мысли )

4. Изучение нового материала

  1. Работа с картой
  2. Мини-доклады учащихся
  3. Анализ полученного решения

5. Закрепление изученного и контроль

Составление опорного конспекта. Работа с текстами.

6. Поведение итогов

Рефлексия

7. Домашнее задание

Дифференциация

Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель: Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

  1. Сообщение базовой темы. Актуализация базовых знаний.

Слайд №1

Уч.: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня и поговорим.

Уч.: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить?

 (О войне).

 Тема урока “Отечественная война 1812 года”

В каком веке произошло это историческое событие?

 Для того чтобы вы смогли составить общую картину этого исторического события, я познакомлю вас с обстановкой сложившейся в  конце18 начале19 века в Европе.

Слайд №2- 3

В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.

Слайд №4

К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. Оставалась не захваченной только Россия.

— Я иду на Москву,— сказал Наполеон в Варшаве,— и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира.

Слайд №5

Давайте восстановим общую картину Отечественной войны 1812 года.

Уч.: Между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года?

Уч.: Французские войска  вторглись на территорию России. И произошло это … (1812 году)

Уч.: Русские войска изгнали французов из страны. И случилось это все в том же… (1812 году).

Уч.: Сделайте вывод, как для русского оружия закончилась эта война?

   В течение всего 1811 года Наполеон деятельно готовился к войне с Россией. Во французской армии наращивалось вооружение, заготавливалось продовольствие, ремонтировались дороги на подступах к России. Большими темпами шло пополнение "Великой армии" за счет наборов, как в самой Франции, так и в порабощенных европейских государствах.  

  1. Поиск и формирование новой темы.

Уч.: Итак, общая картина ясна. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И победное “Ура!” далось русским ой как нелегко. Начинаем разбираться в деталях и для этого создадим группы исследователей.

  1. Изучение нового материала.

1-я группа: Нашествие  (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома)

2-я группа: Смоленское сражение  (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома).

3-я группа: Бородино

4-я группа: Совет в Филях. Пожар в Москве.

5-я группа: Партизанское движение.

  Выступление 1 группы ребят.

    Наполеон стремился завоевать весь мир. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные  военачальники. Наполеон был уверен в скорой победе.

      Итак, 24 июня 1812 года Наполеон переправился через реку Неман и вторгся в пределы Российской империи.

       На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Однако опытные русские генералы разгадали план неприятеля .                                                                                                Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.

Учитель.

Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

Численное превосходство французов сказывалось на русской армии. Армия была разделена.

Выступление 2 группы ребят.

Смоленское сражение.

         Весь день 5 августа русские войска геройски сдерживали яростный натиск главных сил французской армии (140 тыс. чел.). Стены Смоленской крепости выдержали огонь 150 французских орудий. В самом городе от обстрела возникли пожары. Жар от огня был настолько силен, что плоды запекались прямо на деревьях, а город представлял собой огромный костер из церквей и домов. В ночь на 6 августа русские покинули пылающий Смоленск. Русские оказывали геройское сопротивление, солдат приходилось и просьбами и прямо угрозами отводить в тыл: они не желали исполнять приказов об отступлении.   Уходя из города русские солдаты взорвали пороховые склады и мост через Днепр.
                 Русские потеряли в этой битве 10 тыс. чел. Французы  20 тыс. В ходе Смоленского сражения был сорван план Наполеона разгромить основные силы российских войск.

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. После сдачи Смоленска стал снижаться боевой дух русской армии. И Александр I был вынужден назначить главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова. Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили “Приехал Кутузов бить французов”. Узнав, что Смоленск оставлен, Кутузов с огорчением сказал: “Ключ к Москве взят”.

Учитель. Какое значение имело это сражение?

Выступление 3 группы ребят.

Под Москвой находилось селение Бородино. Бородинская битва началась 26 августа. За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. К ночи бой затих. Поле боя осталось за русскими. Но какой ценой!

Учитель. Стихотворение “Бородино” написано в 1837 году к 25-летию Отечественной войны 1812 года.

Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.

Учитель. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик: 

Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:

Письмо Кутузова жене.

“А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.

Письмо Наполеона жене.

“Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.

Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.

Учитель. Какое значение имело это сражение?

(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

УЧИТЕЛЬ. Выслушав  доклад своих генералов Кутузов собирает военный совет.

4 группа:

 На военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранив при этом армию и  подготовившись к последующим битвам.

Французкий император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….

Чтение стихотворения

“Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою…

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.

Входя в опустелую Москву, наполеоновские воины надеялись отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг.

2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.

У нас не было вдоволь свеч про вас,
Вдоволь не было воску ярого:
Мы зажгли за вас лишь одну свечу
И поставили в храме  Божием,
Лишь одну свечу - Москву-матушку,
Вам, друзьям нашим, в упокой души,
А врагам лихим к посрамлению.

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников. Не дождавшись предложения о заключении мира, 7 октября Наполеон покинул Москву.

Учитель.        

 Численное превосходство французов сказывалось на русской армии, и тогда российский император Александр I решился на необыкновенный шаг. Он издал манифест с призывом создать народное ополчение. Это послужило началом для формирования и партизанских отрядов тоже.

Выступление 5 группы

Рассказ о партизанах

Учитель ( о чудесах героизма.)

Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой , заставил французов отступать по старой Смоленской дороге, где села были сожжены и разграблены. Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади французской кавалерии, голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода .  Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти.

Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли Неман, откуда начинали свой поход.

Французы жаловались, что русские воюют “неправильно”: неожиданно нападают на обозы с продовольствием, забирают оружие и скрываются в лесах.

Да, русский народ проявлял чудеса храбрости, мужества и смекалки. Когда корпусу Дохтурова пришлось переправляться через реку Прорва, чтобы преградить путь наполеоновской армии к Малоярославцу, на которой не было мостов, крестьяне разобрали свои избы, связали из бревен плоты, и корпус двинулся на помощь защитникам Малоярославца, где проходил путь к победе в этой страшной, необычной войне. Итальянским полкам, которые были верны Наполеону, оставалось только перейти реку по мосту... Но моста не было. Вернее, он был — только весь в огне. Местный городничий догадался поджечь его деревянные пролеты. С лихорадочной поспешностью саперы неприятеля стали наводить переправу, и вот она почти готова... Но вдруг обвал студеной воды, сметая солдат, унося патроны, пронесся вниз по реке Луже. Это молодой смекалистый чиновник из местного суда с ватагой малоярославцев разрушили плотину городской мельницы, и освобожденная река грозно вздулась, разлилась и на долгие часы стала непреодолимою.

Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вам сим именем”.

Учитель. 14 декабря – полное изгнание “великой армии” из России.

25 декабря Александр I известил об окончании войны 1812 года.

Изгнав французов из России, закончилась Отечественная война. Мы сказали Европе, что Наполеона можно победить.

Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?

Уч.: Молодцы, ребята! Вы славно потрудились. А теперь давайте еще раз посмотрим на опорный конспект.

Закрепление материала.

  1. Назовите тему урока.
  2. Между какими государствами шла война?
  3. Каковы ее результаты?
  4. Почему война названа Отечественной?

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0_1812_%E3%EE%E4%E0

http://www.1812.rsl.ru/

http://hero-1812.narod.ru/

http://sex.ochek.ru/index.php?q=uggc://jjj.yvirvagrearg.eh/gntf/%R4%R5%RQ%R8%S1+%R4%R0%R2%SO%R4%RR%R2/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Презентация: "Отечественная война 1812 года"

Классный час о войне 1812 года....

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....