Я-гражданин России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Иванова Людмила Петровна

Конспект урока в 3 классе по теме:"Я-гражданин РОссии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya.doc523 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я – гражданин России.

Цели:

  1. Уточнить права и обязанности гражданина РФ, дать понятие словам «гражданин», «конституция».
  2. Развивать чувства любви к родному краю, поселку, к его славному прошлому и будущему, к его людям.
  3. Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, стремясь вызвать у детей положительную реакцию: восхищение, гордость, любовь.

Оборудование:

Литература:

  1. Антонов, В. В. Изучаем права человека. Рабочая тетрадь для учащихся. [Текст]./В.В. Антонов. «Виета – Пресс», 1996, 32 с.ил
  2. Данилов, Д.Д. Окружающий мир. «Мое отечество».3 класс. Часть 4[Текст]/Д.Д. Данилов, С.В. Тырин. «Баласс», 1998. 37с.ил.
  3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. –М.: «Айрис пресс», 2004, 64с.
  4. Чутко, Н.Я. Я – гражданин России. Учебник хрестоматия для третьего класса четырехлетней начальной школы. [Текст]/Н.Я. Чутко. Обнинск: «Духовное возрождение». 2002. 184с. Ил.
  5. Шабельник, Е.С. Ваши права. Книга для начальных классов. [Текст]/Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. – М.: «Вита пресс», 1995. 64 с.ил.
  6. Шабельник, Е.С. Права на всякий случай. [Текст]/Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. – М.: «Вита пресс», 1995. 48 с.ил.

Ход урока:

Этап

Содержание

Примечание

I






II


































III





IV




























































































































V















































VI





VII

Организация класса на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. А теперь давайте встанем все ровно, выпрямим спины, успокоимся и тихо сядем. Меня зовут: Людмила Петровна.

Проверка знаний и умений учащихся.

-А чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, давайте проведем тест. Дежурный раздайте листочки.

- Я читаю два раза. Первый раз – слушаем, на второй – записываем ответ.

И так начнем:

1.Как называется государство, в котором вы живёте?

____________________________________________

2.Столицей нашего государства является:

А) Кемерово

Б) Волгоград

В) Москва

3. Чем отделено наше государство от соседних государств?

А) горами

Б) забором

В) реками

Г) границей

4. Перечислите государственные символы

______________, _______________, ______________

5. Запишите, какого цвета флаг России?

______________, ______________, ______________

6. Главная песня нашей страны называется ________

- А теперь передайте листочки с ответами с последних парт, на первую.

Сообщение темы и постановка целей.

Сегодня тема нашего урока «Я – гражданин России». Мы с вами узнаем, что значит быть гражданином, познакомимся с основным законом и документом – конституцией, поговорим о правах ребенка.

Изучение нового материала.

1- Работа над понятием гражданин.

- Ребята, а как вы понимаете слово «гражданин», какого человека мы можем назвать гражданином?

Гражданин – это лицо, обладающее определёнными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

 - А как вы понимаете слово «права»? (это то, что ты можешь делать.)

- А слово «обязанности»? (это то, что ты должен делать)

- Все мы живем в обществе, чтоб жизнь была хорошей, радостной, спокойной нужно соблюдать законы и порядки.

- А чтобы знать какие права и обязанности есть у нас в государстве, они должны быть где-то записаны.

2- Знакомство с конституцией и ее содержанием.

- А вы знаете, в каком документе прописаны права и обязанности граждан РФ? (конституция)

- Конституция – это основной закон, в котором изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными и неизменными, и каждый гражданин должен их знать. Конституцию приняли 12 декабря 1993г. всенародным голосованием. В календаре есть праздник, который отмечается 12 декабря и называется он «день Конституции». Мы все должны запомнить эту дату, дату в честь основного закона, который мы с вами должны знать и соблюдать.

- Посмотрите вот, так выглядит наша с вами Конституция. Она состоит из двух разделов. В первом разделе есть следующие главы: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент РФ», «Федеральное собрание», «Правительство РФ», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр конституции». А во второй главе: «Заключительные и переходные поправки».

 Давай мы с вами прочитаем, какие права и обязанности есть у гражданина и человека, во второй главе «Права и свободы человека и гражданина».

Статья 18.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, место самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19.

Все равны перед законом и судом.

Статья 20.

Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22.

Каждый имеет право на личную свободу и личную неприкосновенность.

Статья 29.

Каждому человеку гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Статья 60.

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

- Ребята, вы с самого рождения являетесь гражданами того государства, в котором родились. Вашим родителям, выдают свидетельство вашего рождения, в котором говорится, что вы являетесь гражданин РФ. В 14 лет вы получите основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ - паспорт. Паспорт нужно бережно хранить и беречь, а так же  гордиться , что вы являетесь гражданином России.

- Я надеюсь, вы многое узнали, и теперь вы точно будете знать, на что вы имеете право.

3- Знакомство с «Конвенцией прав ребенка».

- А как выдумаете, есть ли какие-нибудь права у детей. (Да)

- Правильно, они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых наций (ООН). В ней говорится о том что:

- В каждом ребёнке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

- Ни один ребёнок не может быть продан или куплен.

- Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

- Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей матерью, кроме исключительных случаев.

- Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании.

- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

Закрепление изученного материала.

- А теперь давайте мы с вами поработаем в группах. Каждая группа будет состоять из 4 человек. Я раздаю вам листочки, на которых изображены различные ситуации из хорошо знакомых вам сказок. Если  вы любите читать сказки, и вас волнует судьба главных героев. Попробуйте посмотреть на них с точки зрения законов. Составьте рассказ от имени одного из персонажей и определите, какие права героев были нарушены?  Затем каждая группа будет защищать свой ответ.



- Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием.

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что кроме прав у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Дача домашнего задания.

- Дома вам необходимо будет прочитать в учебнике со страницы 10 по12. И ответить на вопросы после параграфа.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Кого мы можем назвать гражданином?

- Что полезного для себя узнали?

- Вставить в текст пропущенные слова:

– Моя страна, моя родина – Россия, поэтому я – ……….. России. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – …………. В Конституции России перечислены важнейшие ……….. и ………… граждан нашего государства

На уроке мы с вами успешно потрудились. Всем спасибо!

Приветствие












Тест делается на листочках





























Поставить перед детьми цель и задачи








Д.к.




Схема










Демонстрация книги



Д.к







Д.к.







Чтение содержания











Выборочное чтение статей.







































Демонстрация паспорта










Демонстрация книги






Содержание конвенции














Групповая работа


















Задание на карточках




























Запись на доске














Запись на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....