Тематическое планирование по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Моторина Наталья Васильевна

Планирование составлено согласно требованиям стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_okruzhayushchemu_miru.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутое тематическое планирование

№ п/п

Наиме-нование раздела программы

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы

дополнительного

содержания

Дата проведения

I ТРИМЕСТР

1.

Что такое окружающий мир – 26 часов

Школа. Правила  поведения и культура общения с учителями и  работниками в школе.

1

Урок-

экскурсия

«Знакомство со школой».

Знакомство со школой (класс, столовая, спортивный зал, кабинет музыки, туалет)

Знать правила поведения в общественных местах и на улице. Знать правила вежливого общения.

Фронт.

Опрос

04.09

2.

Что такое окружающий мир.

1

Урок-

экскурсия

 «Что окружает человека».

Что окружает человека, объекты природы и объекты, сделанные человеком.

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Умение называть окружающие предметы и их признаки. Умение вступать в диалог.

Фронт.

опрос

Понятия «окружающий мир» и «объекты, сделанные человеком».

 

07.09-11.09

3.

Где мы живем? Родной город, страна Россия, столица Москва.

(У – с. 2, Р/Т – с. 3 – 4)

1

Комб.

Природа и человек.

Уметь ориентироваться в учебнике.

Фронт.

опрос

Понятие

 «окружающий мир».

4.

Где мы живем? Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

(У. – с. 3, Р/Т – с. 5 – 7)

1

Урок - игра

Правила поведения на дороге.

Знать маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Взаимо-контроль

Практическая работа

«Отработка правил перехода улицы».

14.09-18.09

5.

Природа – источник познания.

(У. – с. 4, Р/Т – с.10)

1

Комб.

Компоненты окружающего мира: природа, человек, сделанное или придуманное человеком.

Должны иметь представление о связи между деятельностью человека и состоянием природы.

Взаимо-контроль

6.

Природа и ее изменчивость.

(У – с. 5, 7; Р/Т с. 11)

1

Комб.

Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времен суток, рассвет, закат, дождь, гроза.

Должны иметь представление о живой и неживой природе. Уметь различать объекты природы и  объекты, созданные человеком.

Взаимо-контроль

Как вести себя во время грозы.

21.09-24.09

               

7.

Наблюдения за осенними изменениями в природе.

(Р/Т – с. 8)

1

Урок-

экскурсия

«Осенние  изменения в природе».

Наблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных, собрать природный материал.

Знать правила поведения на улице.

Фронт.

опрос

8.

Природа – первый «учебник» человека.

(У. – с. 6, Р/Т – с. 9)

1

Комб.

Изучение мира древним человеком. Выражение наблюдений в рисунках, пословицах, поговорках и загадках.

Умение работать с загадками и доказывать выбор отгадки

Взаимо-контроль

28.09.-02.10

9.

Вселенная- это Космос. Звезды, планеты. Солнце- звезда.

(У. – с.8 – 9)

1

Урок – путешествие

Начальное представление о  Вселенной, о строении Солнечной системы.

Иметь представление о значении Солнца для жизни на Земле. Различать изученные объекты по названным признакам.

Взаимо-контроль

Космические тела: звёзды, планеты. Солнце. Человек и космос.

10.

Земля как планета.

(У. – с. 10)

1

Комб.

Смена времён года. Смена времени суток.

Уметь объяснить смену времен года, времени суток.

Взаимо-контроль

Естественные и искусственные спутники Земли.

05.10.-09.10.

12.10-16.10

 

11.

Луна- спутник Земли.

(У. – с. 11, Р/Т – с. 12)

1

Комб

Смена времён года. Смена времени суток.

Уметь определять орбиту Земли по рисункам.

Взаимо-контроль

Луна как спутник Земли.

12.

Значение воды на Земле.

(У. – с. 12-13; Р/Т – с.13)

1

Комб.

Вода- источник жизни. Три состояния воды.

Доказывать, что вода- источник жизни. Называть три состояния воды.

Взаимо-контроль

Влияние воды на разнообразие природы.

Практическая работа «Значение воды на Земле, ее свойства».

13.

Значение воздуха на Земле.

(У. – с.14-15, Р/Т. – с.14)

1

Комб.

Воздух- необходимое условие жизни.

Уметь объяснять значение воздуха на Земле.

Взаимо-контроль

Сравнение свойств воздуха и воды.

Практическая работа

«Свойства воздуха».

14.

Разнообразие природы Земли.

(У. – с. 16-17)

1

Урок – путешествие

Причины, влияющие на разнообразие природы (рельеф, климат).

Уметь указывать причины разнообразия природы на Земле.

Взаимо-контроль

Особенности природных условий своей местности.

19.10-23.10

15.

Неживая и живая природа. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.

(У. – с. 18-19; Р/Т –с.15))

1

Комб.

Выявление  признаков, присущих объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.

Уметь выделять и классифицировать признаки живой природы; классифицировать объекты живой природы.

Взаимо-контроль

Приспособленность живых организмов к условиям обитания.

Практическая работа

«Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету».

16.

Живая природа. Царства живой природы.

(У. – с. 20-21)

1

Комб.

Самостоятельная классификация объектов живой природы.

Уметь самостоятельно классифицировать объекты живой природы.

Взаимо-контроль

Четыре царства живой природы: царство растений, животных, грибов, микробов.

26.10-30.10

17.

Растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя)

(У. – с. 22)

1

Комб.

Понятие «части растения». Конкретизация и уточнение понятий.

Уметь называть и показывать части растений.

Взаимо-контроль

Вид растений.

Практическая работа «Сопоставление внешнего вида растения и его частей».

18.

Растения. Деревья, кустарники, травы.

(У. – с.23; Р/Т – с. 16)

1

Комб.

Понятия:  «дерево», «кустарник», «трава».

Уметь выделять признаки, характерные для каждого конкретного понятия.

Взаимо-контроль

Практическая работа

«Распознавание деревьев, кустарников и трав».

02.11-13.11

19.

Зависимость растений от природных условий.

Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности).

(У. – с.24-25; Р/Т – с. 17)

1

Комб.

Соотнесение внешнего строения растений с количеством тепла и воды в природе.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Различать растения-деревья, кустарники, травы. Приводить примеры.

Взаимо-контроль

16.11-20.11

20.

Животные. Группы животных.

(У. – с. 26-27, Р/Т – с.18-19)

1

Комб.

Понятие «животные». Классификация животных.

Уметь проводить классификацию представителей животного мира на группы.

Взаимо-контроль

Признаки животных разных классов: рыб, земноводных, пресмыкающихся. птиц. млекопитающих. моллюсков, паукообразные.

21.

Разнообразие растений и животных.

(У. – с. 28-29, Р/Т – с.21)

1

Комб.

Обобщение знаний о живой природе, о ее разнообразии и изменчивости.

Уметь давать характеристику, описывать условия, в которых живут растения или животное.

Взаимо-контроль

23.11-27.11

22.

 Природа и человек.

(У. – с. 30, Р/Т – с.22-23)

1

Комб.

Зависимость человека от природы, его воздействие на природу. «Красная книга». Разумное использование природных богатств.

Уметь устанавливать взаимосвязи природы и человека.

Взаимо-контроль

23.

Земная поверхность. Почва. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве.

(У. – с. 31)

1

Комб.

Почва, ее значение для живой природы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение человека к полезным ископаемым.  

Уметь объяснять значение почв для живой природы и использование некоторых полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.

Взаимо-контроль

Практическая работа «Какие окружающие нас вещи сделаны из материалов, добытых в земле?»

30.11.-04.12.

24.

Труд человека.

(У. – с 32 -33)

1

Комб.

Воздействие человека на природу. Разумное использование природных богатств. Пословицы и поговорки о труде.

II ТРИМЕСТР

Знать пословицы и поговорки о труде.

Взаимо-контроль

Изобретения человека. Взгляд из прошлого в будущее.

25.

Обобщение по разделу «Что такое окружающий мир». Упражнения «Проверьте себя».

(У. – с. 34)

1

Комб.

Проверочная работа.

Уметь работать с объектами природы; называть их и классифицировать

Само-

контроль

07.12-11.12

26.

Наблюдения за зимними изменениями в природе.

(Р/Т – с. 28)

1

Урок-

экскурсия

«Зимние  изменения в природе».

Наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных.

Знать правила поведения на улице.

Фронт.

опрос

Зимние виды спорта. Олимпиада.

27.

Из истории Земли – 8 часов

Ознакомление с глобусом- моделью Земли.

(У. – с. 36-37)

1

Комб.

Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли.

Глобус как модель  Земли.

Материки и океаны.

Глобус- модель Земли.

Взаимо-контроль

Материки, части света, океаны.

14.12-18.12

28.

Географическая карта.

Азбука географии.

(У. – с. 38-41; Р/Т – с.24)

1

Комб.

Географическая карта.

Материки и океаны. Формы земной поверхности: равнины, горы (общее представление, условные обозначения на глобусе и  географической карте).

Учиться читать условные обозначения на карте.

Взаимо-контроль

Масштаб.

Практическая работа 

«Условные обозначения на  географической карте».

29.

Тепловые пояса Земли.

(У. – с. 42-43; Р/Т – с. 26-27)

1

Комб.

Солнце – источник тепла.

Запомнить расположение тепловых поясов на Земле.

Взаимо-контроль

Тепловые пояса Земли.

21.12-25.12

30.

Облик Земли постоянно меняется.

(У. – с. 44-45)

1

Комб.

Москва – столица нашей Родины.

Знать столицу России.

Взаимо-контроль

История нашей планеты.

31.

Так или не так? Проверь себя.

(У. – с. 46-49)

1

Урок - игра

Стихи, загадки о природе. Игра «Так или не так».

Учиться работать с загадками, доказывать выбор отгадки.

Взаимо-контроль

Разгадывание кроссворда.

28.12

32.

Место и время. Как учили наших предков.

(У. – с. 50-51; Р/Т – с. 25, 35)

1

Комб.

Слова обозначающие место нахождения предмета (справа и слева). Значение времени в жизни человека.

Понимать значение времени в жизни человека.

Взаимо-контроль

Историческое понятие места и времени. Реформы Петра I.

12.01-13.01

33.

Как открывали новые земли.  Плавание Ганнона.

(У. – с. 52-53)

1

Комб.

Работа с исторической картой.

Учиться работать с картой.

Взаимо-контроль

Мифы Древней Греции. Плавание Ганнона.

16.01-20.01

34.

Как открывали новые земли. Сказка и быль.

(У. – с. 54-55, Р/Т –с. 28)

1

Комб.

Работа с исторической картой.

Учиться работать с картой.

Взаимо-контроль

Сказка и быль о мореходе Неархе.

35.

Главная особен-

ность

Земли –

13 часов

Появление и развитие жизни на земле.

(2 часть – У. – с.2-3)

1

Комб.

Условия, необходимые для развития жизни на Земле. Понятие «земноводные».

Уметь называть условия, необходимые для развития жизни на Земле.

Взаимо-контроль

Гипотезы возникновения жизни на Земле.

23.01-27.01.

36.

Влияние природных условий на развитие окружающего мира.

(У. – с. 4-7)

1

Комб.

Общие представления о древних животных.

Уметь описывать и сравнивать основные этапы развития жизни на Земле.

Взаимо-контроль

37.

Древние и современные  растения и животные. Древняя и современная природа Земли.

(У. – 8-11; Р/Т – с.28)

1

Комб.

Знакомство с некоторыми видами древних животных,  причины гибели одних и выживание других.

Уметь сравнивать древних и современных животных, анализировать, видеть изменения, которые с ними произошли.

Взаимо-контроль

Причины вымирания  древних животных.

30.01-03.02

38.

Растительноядные и хищные животные.

(У. – с 12-13; Р/Т – с. 29)

1

Комб.

Растительноядные, хищные животные. Их внешние признаки.

Уметь сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам.

Взаимо-контроль

39.

Общее представление об истории людей. Предки человека.

(У. – с. 14)

1

Комб.

Дать общее представление об истории людей.

Понимать, что изменения происходили и происходят в природе и с человеком

Взаимо-контроль

40.

Человек – охотник и кочевник.

(У. – с. 15; Р/Т – с.30)

1

Комб.

Продолжить знакомить учащихся с изменениями человека; выяснить способы охоты, виды их деятельности.

Учиться устанавливать связи между климатическими условиями и образом жизни древних людей.

Взаимо-контроль

Человек – охотник и кочевник.

06.02-10.02

41.

Человек прямоходящий.

(У. – с. 16)

1

Комб.

Продолжить изучение этапов развития человека.

Уметь сравнивать предков человека на разных этапах его развития.

Взаимо-контроль

20.02-24.02

42.

Орудия труда. Занятия древних людей.

(У. – с. 16-17)

1

Комб.

Знакомство с орудиями труда древнего человека.

Уметь сравнивать орудия труда древнего человека с современными орудиями труда.

Взаимо-контроль

Орудия труда.

43.

Родовой строй.

(У. – с. 18)

1

Комб.

Понятие «родовой строй», жизнь с родовым строем, общиной.

Усвоить понятие «родовой строй».

Взаимо-контроль

Причины объединения людей в племена.

44.

Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.

(У. – с.19-20; Р/Т- с.30)

1

Комб.

Знакомство с тем, как происходило одомашнивание животных.

III ТРИМЕСТР

Называть признаки домашних животных и их поводки

Взаимо-контроль

Причины одомашнивания диких животных.

27.02-02.03

45.

Начало оседлой жизни.

(У. – с. 21)

1

Комб.

Как древние люди стали земледельцами.

Называть профессии, связанные с сельским хозяйством

Взаимо-контроль

Причины оседлости. Развитие хозяйства.

05.03 – 09.03

46.

Земля рассказывает о себе.

(У. – с. 22-23)

1

Комб.

Этапы развития Земли.

Знакомство с профессиями – археологи, палеонтологи, историки.

Взаимо-контроль

Пласты Земли. Результаты раскопок.

47.

Обобщение по разделу «Главная особенность Земли». Упражнения «Проверьте себя».

(У. – с. 24)

1

Комб.

Проверочная работа по теме «Становление человека»

Уметь работать с объектами природа; называть их и классифицировать.

Само-

контроль

12.03-16.03

48.

Мы -   часть окру-жаю-щего мира – 19 часов

Современное человечество. Мы - часть окружающего мира.

(У. – с. 26-27; Р/Т – с. 31-32)

1

Комб.

Что такое общество?

Уметь устанавливать связь прошлого с настоящим.

Взаимо-контроль

С изменением и развитием общества изменяется и развивается человек.

49.

Мы разные по внешнему виду и возрасту.

(У. – с. 28-29)

1

Комб.

Человеческие расы.

Уметь объяснять смысл слов: родственник, родитель, родословная..

Взаимо-контроль

Человеческие расы. Родственные связи.

19.03-23.03

50.

Мы живём в разных природных условиях.

(У. – с. 30-31; Р/Т – с. 33)

1

Комб.

Природные условия и зависимость образа жизни людей от них.

Учиться сравнивать разные природные условия и жизнь людей в этих условиях.

Взаимо-контроль

Зависимость образа жизни людей от природных условий.

51.

Наблюдения за весенними изменениями в природе.

1

Урок-

экскурсия

«Весенние  изменения в природе».

Наблюдать за весенними изменениями в жизни растений и животных.

Знать правила поведения на улице.

Фронт.

опрос

02.04-06.04

52.

Люди живут в разных странах.

(У. – с.32; Р/Т – с. 34)

1

Комб.

Государство, границы государства. Столица. Язык.

Уметь показывать на карте границу государства, столицу.

Взаимо-контроль

Государство, границы государства. Столица. Язык.

53.

Обычаи разных народов.

(У. – 33)

1

Комб.

Государство. Обычаи и порядки.

Знать обычаи своей местности.

Взаимо-контроль

09.04-13.04

54.

Мы живём в разном времени суток.

(У. – 34 – 35; Р/Т – с. 36)

1

Комб.

Часовые пояса Земли.

Получить представление о часовых поясах на Земле.

Взаимо-контроль

Часовые пояса Земли.

55.

Мы заняты разным делом.

(У. – с.36-37; Р/Т – с. 37)

1

Комб.

Разнообразие профессий.

Уметь называть качества необходимые людям разных профессий.

Взаимо-контроль

Разнообразие профессий

Достижения российских спортсменов.

16.04-20.04

56.

Мы должны охранять окружающую среду.

(У. – с. 38-39; Р/Т – с. 38-39)

1

Комб.

Представления о положительном и отрицательном воздействии человека на природу. Охрана природы.

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне бережного  отношения  к природе.

Взаимо-контроль

Что такое экология.

57.

Страна, где мы живем. Наша страна на карте.

(У. с. 40-41)

1

Комб.

Наша Родина – Россия. Россия на карте. Москва – столица России. Россия – многонациональная страна Народы, населяющие Россию.

Уметь на карте определять расположение России, называть столицу.

Взаимо-контроль

Практическая работа

«Наша страна на карте».

23.04-27.04

Наземный, воздушный, водный и подземный транспорт. Правила пользования транспортом. Городской транспорт.

(У. – с. 42, Р/Т – с. 40-41)

1

Комб.

Общественный транспорт. Транспорт родного города.

Знать правила пользования транспортом, правила уличного движения.

Взаимо-контроль

58.

59.

Средства связи: почта, телеграф, телефон.  Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.

(У. – с. 43, Р/Т – с. 44)

1

Комб.

Средства связи: почта, телеграф, телефон.

Средства массовой информации: радио, телевидение.

Номера телефонов экстренной помощи.

Знать правила безопасного поведения в повседневной жизни.

Взаимо-контроль

30.04-04.05

60.

Знакомство с родным городом. Тула – город мастеров.

1

Комб.

Основание города, почётные звания.

Знать, какие почетные звания имеет наш город; почему Тулу называют городом мастеров.

Взаимо-контроль

61.

Знакомство с природой родного края.

1

Урок-

экскурсия

«Природа родного края».

Растительный и животный мир родного края (экскурсия в краеведческий музей).

07.05-11.05

62.

Урок- игра по карте. «Что вы знаете о своей стране?» Государственные символы России.

(У. – с. 44-45, 54; Р/Т – с. 42)

1

Комб.

Страна, где мы живем. Географическое положение. Богатство и уникальность природы России. Государственный флаг, гимн, герб.

Учиться видеть географические объекты, правильно их показывать.

Взаимо-контроль

Государственная символика.

63.

Из истории Древней Руси.

(У. с. 46-47; Р/Т – с.43)

1

Комб.

История Древней Руси: одежда, привычки, жилища славян.

Получить преставление об одежде, привычках и обычаях древних славян.

Взаимо-контроль

Эпизоды из истории России

14.05-18.05

64.

Жизнь современного человека.

(У. с. 48-49)

1

Комб.

Человек постоянно приобретает новые знания, делает открытия в науке и технике.

Получить представление о достижениях человек в области науки и техники.

Взаимо-контроль

65.

Законы современной жизни. Правила поведения в обществе.

(У. – с. 50-51; Р/Т – с. 46-47)

1

Комб.

Законы общежития. Подчинение законам общества. Конституция Российской Федерации. Нравственные законы жизни.

Усвоение правил поведения в общественных местах, на улице, в школе.

Взаимо-контроль

Права и обязанности граждан.

Практическая работа

«Отработка основных правил этикета».

21.05-25.05

66.

Что мы узнали на уроках «Окружающий мир». Упражнения «Проверьте себя».

(У. – с.52-53; Р/Т – с.47)

1

Урок - игра

Проверка и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу.

Само-

контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиепо окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК ПНШ

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС (66 ч) по УМК "Перспективная начальная школа"...

Тематическое планирование окружающему миру 4 кл.

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

тематическое планирование окружающего мира в первом классе

рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ с учётом ФГОС...

Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе.

Тематическое планирование окружающего мира  в 4 классе....