Урок окружающего мира в 3 классе
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Лузина Ирина Александровна

Урок по теме "Воздух" - прозрачный невидимка. Учащиеся познакомятся с составом и свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mariny_konstantinovny.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

                   Открытый    урок   окружающего мира в   3 классе

Тема урока: Прозрачный невидимка (воздух).

Цель урока: Познакомить учащихся с составом и свойствами воздуха, учить быть наблюдательными, бережливыми.

Оборудование:   Образцы поваренной соли, сахара, крахмала. Схема - опора « Состав воздуха», лупы, листики тополя, полиэтиленовый пакет, спиртовка, колба, трубка, влажная тряпка.

                         Ход урока.

Организационный момент.

              Долгожданный дан звонок-

              Начинается урок

              Каждый день -  всегда, везде,

              На занятиях, в игре,

              Смело, четко говорим

              И тихонечко сидим.      

Проверка домашнего задания.

          На прошлом уроке мы говорили с вами о разнообразии веществ. Скажите, ребята, каковы главные свойства поваренной соли и сахара? Где эти вещества встречаются в природе?

Ответы детей:

Поваренная соль - это одна из минеральных солей. Встречается не только под землей. Ее очень много содержится в морской воде. Есть она и в почве и в телах живых организмов. В природе она встречается в виде камня.

На вкус соленая. Используют для приготовления пищи.

Сахар - получают из сахарного тростника и сахарной свеклы

В природе встречается в растениях в виде глюкозы. Особенно богаты глюкозой плоды винограда и виноградный сок.

Учитель: Что представляет собой крахмал?

Ответы детей: Это белый порошок. Используют, когда варят кисель.

Учитель: Где он содержится?

Ответы детей: В продуктах растительного происхождения.

Учитель: Как его обнаружить в продуктах питания?

( Рассказать опыт).

Ответы детей: Ученые подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть на продукт в котором содержится крахмал, настойка йода приобретет сине - фиолетовый цвет (Можно взять разрезанный картофель)

Учитель: Большая группа веществ, с которыми мы познакомились это -  кислоты.

Какие кислоты встречаются в природе?

Ответы детей: Лимонная, яблочная, щавелевая, молочная, уксусная кислоты. Свойство этих веществ кислый вкус.

Учитель: Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

Ответы детей: Многие очень едкие - они разрушают кожу человека, одежду, бумагу.

«Что такое воздух»– лекция учителя

Тема нашего урока « Прозрачный невидимка». Кто же такой этот прозрачный невидимка?

Загадка.           Через нос проходит в грудь

                         И обратный держит путь.

                         Он не видимый и все же

                         Без него мы жить не можем.

В реальности существования воздуха легко убедится, проделав опыт:

Наполним полиэтиленовый пакет воздухом, завяжем и попробуем его осторожно смять.

- Легко ли он сжимается?

Что произойдет если развязать пакет и выпустить немного воздуха?

-Пакет можно сжать.

Вывод: В пакете находился воздух и поэтому мы не могли его смять , а когда выпустили воздух то пакет сжался.

Состав и свойства воздуха.

 Учитель: Так что же такое воздух? Воздух – это смесь газов. Рассмотрим схему. Какие газы входят в состав воздуха?

Какого газа больше всего?

Лишь два века назад ученые узнали, что воздух смесь газов:

                  Азота –78%

                  Кислорода – 21 %

                  Углекислого газа – 1 %

Разминка:

                 Мы немножко отдохнем,

                 Встанем, глубоко вздохнем.

                 Руки в стороны, вперед,

                 Руки вниз, на пояс, вверх,

                 Убегаем мы от всех (бег на месте)

                 Побежим скорее в класс

                 Там послушаем рассказ. (Уч-ся садятся)

 Продолжаем разговор о свойствах воздуха.

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Изучим его свойства.

1.Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то,  что мы видим через него все окружающие предметы (Сравните: дверь, книга непрозрачны. Через них не видно других предметов).

Свойства воздуха будем записывать в тетрадь. Запишите первое свойство.

2.Воздух бесцветен. Шкаф желтый, классная доска коричневая, комнатные растения зеленые. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого другого цвета.(записать в тетрадь второе св-во)

3.Воздух не имеет запаха.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

В столовой, аптеке, парикмахерской частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не пахнет.(записать в тетрадь третье св-во).

4.При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыт:

Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Значит, при нагревании воздух расширяется.

Как же это объяснить? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они  отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

5.При охлаждении воздух сжимается.

Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух сжимается.

6.Воздух плохо проводит тепло.

Почему растения, зимующие  под снегом не замерзают?

Растения не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло. Осенью белочка, заяц, волк, лиса линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний.

Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным не страшен мороз.

При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ.600 литров кислорода человеку необходимо для дыхания только на один день. Человек может прожить без воздуха не более 5 минут.

-Ребята, скажите, где чище воздух в лесу или в городе?

Ответы детей.

Давайте внимательно рассмотрим листочек  дерева. Нижняя поверхность листа, покрыта прозрачной пленочкой и усеяна мелкими отверстиями. Их можно разглядеть только в лупу.

(возьмем лупу и рассмотрим листочек). Они то открываются, то закрываются, собирая углекислый газ. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают бактерии.

А вот в городах воздух совсем другой. Он пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть заводы, которые тоже загрязняют воздух.

- Скажите, что нужно делать, чтобы очистить воздух?

Ответы детей: Сажать деревья, кустарники: липы, тополя, сирень. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль и сажу, ядовитые газы.

Итог урока: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое воздух? Какие его свойства? Как надо охранять, и заботится о его чистоте?

Домашнее задание: по учебнику прочитать статью « Воздух и его охрана» стр. 44 – 48, в тетради на стр. 11 нарисовать плакат « Берегите воздух».

Оценить учащихся.

Урок окончен. Молодцы все работали хорошо.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...