Окружающий мир. Пояснительная записка
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Рязанова Светлана Андреевна

Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

2 класс

Пояснительная записка

    Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной  начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Зависимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьников целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и его места в этой среде как личности.

    Программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:  

  1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: учебник: в 2 ч./ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №1, 2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: хрестоматия/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  4. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: методическое пособие/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

    Программа рассчитана на 70 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течении года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

    Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  1. дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщении е;
  3. специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
  4. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  5. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

    Задача первых двух лет обучения – вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности граждан».

    Количество часов:

  1. в год – 70;
  2. в неделю – 2;
  3. в 1-й четверти – 18;
  4. во 2-й четверти – 14;
  5. в 3-й четверти – 22;
  6. в 4-й четверти – 16.

   Количество контрольных работ (тестов, викторин):

  1. обобщение по теме «Планеты и звезды»;
  2. обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»;
  3. обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»;
  4. обобщение по теме «Разнообразие растений»;
  5. обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»;
  6. обобщение по теме «Животные»;
  7. обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»;
  8. обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»;
  9. обобщение по теме «В родном краю».

Требования к уровню подготовки учащихся

    В условиях действия государственного общеобразовательного стандарта начальной школы приоритетным является формирование межпредметных по характеру умений, навыков и способов деятельности.

    В связи с этим предметное содержание программы данного курса рассчитано на формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. 

    Программа предусматривает, что ученик обучается:

  1. устно формулировать цель наблюдения;
  2. устно описывать объект наблюдения;
  3. соотносить результат наблюдения с поставленной целью (отвечать на вопрос: «Удалось ли достичь цели наблюдения?»);
  4. проводить простейшие опыты;
  5. устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;
  6. распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как…);
  7. использовать сравнение для установления общих и специфичных свойств объектов ; высказывать суждение по результатам сравнения;
  8. использовать простейшие модели (модель Земли) для изучения и описания природных явлений (смена дня и ночи, смена времен года на Земле);
  9. осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, каталогах;
  10. строить простейшие логические высказывания с использованием связок «и», «для всех», «или», «не»;
  11. выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, записанные в письменном виде;
  12. работать в группе (умение договориться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад).
  1. В области обществознания

Называть:

  1. фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
  2. основные права ребенка (право на жилье, бесплатное обучение, лечение, защиту от насилия взрослых);
  3. описать внешность своего друга.

Приводить примеры основных государственных праздников:

23 февраля – День защитника Отечества, 8 марта – Международный женский день,1 – 2 мая – Праздник      весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России,12 декабря – День Конституции.

Кратко характеризовать:

  1. средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура, знание правил безопасного поведения в природе);
  2. своего друга.
  1. В области естествознания

Различать на уровне представлений и кратко характеризовать:

  1. наблюдение и опыт как разные способы получения ответов на вопросы об окружающем мире;
  2. живые и не живые природные тела;
  3. звезды и планеты;
  4. Солнце среди других звезд (Солнце как ближайшая к Земле звезда);
  5. Землю как одну из планет Солнечной системы;
  6. форму Земли;
  7. ось вращения Земли;
  8. смену дня и ночи как следствие вращения Земли вокруг своей оси;
  9. дикорастущие и культурные растения своей местности;
  10. цветущие растения, папоротники, мхи, водоросли;
  11. сельскохозяйственные растения своей местности;
  12. особенности диких и домашних животных;
  13. значение природы для здоровья и жизни человека;
  14. смену времен года по основным признакам своей местности;
  15. группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, папоротники, мхи, водоросли);
  16. группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие).

Решать практические задачи:

  1. планировать и проводить несложные опыты и наблюдения;
  2. демонстрировать с помощью глобуса вращение Земли вокруг своей оси;
  3. демонстрировать с помощью глобуса и настольной лампы (фонарика) вращение Земли вокруг Солнца;
  4. ухаживать за комнатными растениями.

Приводить примеры:

  1. разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  2. названий растений своего края, внесенных в Красную книгу России (не менее 2 – 3);
  3. животных: насекомых, рыб, птиц, зверей (не менее 2 – 3 представителей каждой группы);
  4. названий животных своего края, внесенных в Красную книгу России (не менее 2 – 3);
  5. отдельных видов труда, связанных с природой; значение этого труда.

Соблюдать:

  1. правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  2. правила охраны природы во время экскурсий;
  3. режим смены труда и отдыха в процессе учебных занятий (пропедевтика обучения режиму дня).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа с пояснительной запиской по курсу "Окружающий мир" для 2 класса А. А. Плешаков

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир»...

Окружающий мир Пояснительная записка. ФГГОС

Пояснительная записка к КТП по окружающему миру в рамках ФГОС....

Поурочное планирование учебного материала по окружающему миру. Пояснительная записка к Рабочей программе

Календарнно-тематическое планирование по окружающему миру  3 класс УМК "Школа России"  создано с учётом программы А.А. Плешакова. Пояснительная записеа к Рабочей программе по окружающем...

Окружающий мир. Пояснительная записка 1-4 классы ПНШ

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1-4 классов. Программа соответствует ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты....

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с основными требованиями Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...