Урок по истории "День народного единства"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект пробного урока по истории.
Дата: 24.04.13
Класс: 4 «Г»
Тема: «День народного единства».
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с историей праздника; подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
- Развивающая: развивать долговременную память, мышление, внимание.
3. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Этапы | Содержание | Примечания |
I II III IV V | Орг. момент - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алена Александровна и сегодня урок истории проведу у вас я. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Актуализация знаний. - Ребята, вспомните, пожалуйста, события более чем 300-летней давности. - Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай событие и личность». - Вы правы. Когда Русь была раздроблена, ее было легко завоевать, чем воспользовались монголо-татары. - Как вы считаете, в какой ситуации страну невозможно победить и завоевать? - Верно, в единстве – сила народа и государства. - Вспомните, пожалуйста, какой праздник страна празднует 4 ноября? - Верно, 4 ноября мы празднуем день народного единства. - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - О чем мы будем говорить? Изучение нового материала. - День народного единства в России – это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. - В истории нашей страны было немало дней, когда весь народ как один человек поднимался на защиту Родины. Сегодня мы вспомним некоторые моменты, которые свидетельствуют о том, что, объединившись, русский народ способен противостоять любому врагу. Достаточно нам вспомнить время монголо-татарского ига, его окончание. - Вспомните, какое событие произошло в 1380 году. - Верно, 8 сентября 1380 года на поле Куликовом все полки русских княжеств сошлись под знаменами великого князя московского Дмитрия Ивановича и под этими знаменами одержали полную победу над монгольскими полчищами. - Это первый пример единения русского народа. В начале XVII века над Россией нависла новая угроза. - В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время. - За это время на Руси произошло много трагических событий. Было страшное время: неурожаи, голод, восстания. - В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного. - Всем этим и воспользовались поляки. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий I был с почестями встречен в Москве. - Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. - За это время русский трон неоднократно переходил из рук в руки: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Лжедмитрий2, боярские группировки – все боролись за право быть русским царем. - К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории, включая Москву, была захвачена поляками. В стране хозяйничали многие самозванцы. Более или менее нормальным было положение в Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, где правили дворяне и горожане. - Ребята, я предлагаю вам мысленно перенестись на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени. На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей. - До нас дошли документы того времени в плохом состоянии. - Ваша задача, объединившись в микрогруппы по 4 человека, расшифровать отрывок из этой грамоты. «Гибнет…. от поляков, а…. есть основание. Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чем оно будет держаться?». (слова для справок: Россия, Москва, Новгород, столица, Киев, Лондон, империя). - Молодцы. - А теперь представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение, первое или второе?
- Почему выбрали именно этот вариант? - Те из вас. Кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова. - Вам нужно снова объединиться в микрогруппы по 4 человека. Каждая микрогруппа получила отрывки предложений. Из этих отрывков вам нужно составить рассказ (устно) о последующих действиях Кузьмы Минина. На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты. Первым показал пример Принес все деньги и украшения жены Все нижегородцы Несли деньги, дорогую одежду, меха, посуду И богатые, и бедные. - Кузьма Минин не только призывал других отдавать свое имущество, но и первым показал пример. Он принес на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, и старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, кто посуду. - В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И все-таки они что-то отдавали на общее дело. - Как вы думаете, что это было? - Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было. - Были собраны необходимые средства. Оставалось выбрать предводителя народного ополчения. - Им стал Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года оно выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль. Там войско значительно пополнилось отрядами из других городов. Пожарский посылал своих людей расчищать дороги на Москву от шаек польских грабителей. Районы постепенно освобождались от врага и осуществляли охват Москвы с севера и юга. Большие неприятности полякам приносили и партизаны из местных сел. - В октябре 1612 года поляки силой народною были изгнаны из Москвы, а потом и со всей территории земли русской. Подвиг героев остался не только в памяти народной. Кто из вас бывал в Москве? На Красной площади, возле храма Василия Блаженного установлен памятник Минину и Пожарскому. Это самый первый памятник в России. - Давайте рассмотрим этот памятник. - На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). - Как вы думаете, что изображено на первой картине? (На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей). - А что изображено на второй картине? (Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами). - Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. - Каким изображен Пожарский? (Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч). На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818»). «Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной» (Н. Кончаловская) Закрепление. - А теперь, возвращаясь к теме нашего урока, попытайтесь ответить, почему праздник носит название День народного единства? - Что означает название праздника? (он символизирует единение общества, населения страны перед внешней угрозой, опасностью). - Как вы думаете, почему Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника? - За какие подвиги стоит в Москве памятник Минину и Пожарскому? Итог урока. Главное — вместе! Главное — дружно! Главное — с сердцем горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! - Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго! | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9, 10 Слайд 11 Слайд 12,13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21,22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26,27 Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 |
Учитель:
Методист:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Урок народного Единства"
Внеклассное мероприятие было разработано к о дню народного единства. надеюсь этот материал вам понравиться....

Конспект урока по окружающему миру "День народного единства" 4 класс ПНШ
Конспект урока по окружающему миру на тему "День народного единства", 4 класс, Перспективная Начальная Школа....

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс
Тема: «День народного единства»Цели деятельности учителя:1) содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Конспект урока по окружающему миру «4 ноября – день народного единства»
Урок используется для того, чтобы углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; познакомить с современной историей праздника; содействовать у...
Сценарий спортивного мероприятия, посвященное Дню народного единства "В единстве наша сила!"
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Закрепилять знания о флаге, гербе и гимне России. Развивать интерес к народным играм. Воспитывать уважение к людям ра...

Сценарий мероприятия посвященного Дню народного единства для учащихся 4-х, 5-х классов, интерактивная игровая программа «Россия – единство народов».
Данная интерактивная игровая программа направлена на формирование чувства гражданственности и помогает сформировать у детей чувство патриотизма, чувство ответственностьи за судьбу своей Родины.Д...
«В единстве наша сила» (викторина ко Дню народного единства)
laquo;В единстве наша сила»(викторина ко Дню народного единства)Цель: Содействовать гражданско – патриотического воспитанию детей. Задачи:1. В...
