Рабочая программа по окружающему миру ПНШ 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Крутько Вера Ивановна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру ФГОС  и основной образовательной программы школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

          Согласовано                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

    Управляющим советом                                                                                                                                     Директор МБОУ «СОШ №4»__

протокол №____ от_____     _ 2012 г.                                                                                                         __________________ Лапина Г.А.

_______________     Грипич Н.А.                                                                                                                               приказ №   от               2012 г.

                                                                                                                                                                              (протокол педагогического совета №___                

                                                                                                                                                                               от ________________ 2012 г)

«______»  ________________ 2012 г.                                                                                                       "_____"______________2012

Рабочая программа

по окружающему миру

УМК

Перспективная начальная школа

Количество часов

_______68_______

Уровень базовый

Учитель:   Крутько Вера Ивановна

Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру  О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)    Проект  «Перспективная начальная школа»,  соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г

 Программу разработала

 учитель  начальных классов

 МБОУ «СОШ №4» с. Сотниковское

 Крутько В.И.                                                                                                                                                                                      

Сотниковское,  2012 г.

Пояснительная записка

                     

     Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному  постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ  к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет  «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 178 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» - 17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).

        Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена;

 

Методические пособия для учащихся:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1-4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1-4 класс. – М: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя 

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

Программа по курсу «Окружающий мир»:

Авторская  программа по окружающему миру  О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой  «Программы по учебным предметам»,   М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1:  240 с.    Проект  «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Общая характеристика   учебного предмета «Окружающий мир»

        Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

        Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

        С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

      Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

     

Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета   «Окружающий мир»

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) окружающий мир

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  1.  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  2.  ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
  3.  базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  4. любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
  5. базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
  6. учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой  природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов

   природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные  объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать

   инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на  основании полученных результатов;  

* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители  (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе

   изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада,презентации;  

* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника   или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга   событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;

* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту,  карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков   и свойств объектов;

* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,  использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её    сохранение);

* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить   примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и  безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в    быту);

* Использовать знания о строении и функционировании организма человека   для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим   дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

* Работать с картой;

* Различать государственную символику РФ, символику городов России,  описывать достопримечательности городов и своего края;

* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные   исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место

   изученных событий на ленте времени;

* Используя дополнительные источники информации находить факты,   относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных   группах (школьный коллектив, семья, общество);

* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,   понимать необходимость здорового образа жизни;

* Воспитывать пиетет к  культовым сооружениям и уважение к чувствам  верующих людей;

* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные   договорённости и правила;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;  обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Предметными результатами  изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:

* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,   процессов и явлений, характерных для природной и социальной

  действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных

   объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,   религии;

* сформированность умения работать с информацией, представленной в   разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,   интернет);

* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях,  справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных    носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для    практических целей;

* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,   схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой   информации и объяснения социальных и природных явлений;

* способность использовать готовые модели и другие источники информации   (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы  экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой   информации в быту. 

* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;

* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в   учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,

   взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность   существования у партнера другой точки зрения, в том числе не

   совпадающей с его собственной точкой зрения;

* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания

    школьного клуба «Мы и окружающий мир»)

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Выпускник  научится:

  1. узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  2. описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;
  3. сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  4. проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  5. использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  6. использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  7. использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  8. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  9. определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  10. понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник  получит возможность научиться:

  1. использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  2. моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  3. осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  4. пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  5. выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  6. планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Выпускник  научится:

  1. узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  2. различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  3. используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  4. оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник  получит возможность научиться:

  1. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  2. ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  4. проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  5. определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

 

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  2. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  3. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  6. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  2. Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  5. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Выразительно читать и пересказывать текст.
  4. Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  5. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»

во 2-м классе является формирование следующих умений:

 

  1. объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  2. объяснять влияние притяжения Земли;
  3. связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  4. наблюдать за погодой и описывать её;
  5. уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  6. пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  7. называть основные природные зоны и их особенности.
  8. оценивать правильность поведения людей в природе;
  9. уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа»

Учащиеся научатся:

  1. различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры  взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года,  влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
  2. устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой  природе;
  3. сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц,  млекопитающих;
  4. группировать объекты природы по их  признакам (насекомые, рыбы, птицы,  млекопитающие)
  5. назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
  6. сравнивать характерные для животных способы питания;
  7. характеризовать роль грибов в жизни человека;
  8. ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
  9. наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
  10. наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  11. учиться работать со справочной литературой
  12. определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть  представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
  13. понимать необходимость вести здоровый образ жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
  2. характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  3. называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
  4. отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
  5. называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
  6.   называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
  7.   иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
  8.   иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
  9.   знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
  10.   знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

В результате изучения раздела «Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  1.  рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении  этого труда;
  2.  знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена,   режим труда и отдыха, физкультура);
  3.  названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной  площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности  столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля  (Спасская башня);
  4.  принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день  Победы, День города и т.д.
  5.  название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного   города (села);
  6.  использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а   также учиться работать с оглавлением учебника;

* называть своих ближайших родственников;

 * знать профессии взрослых и важность каждой профессии.

      * описывать изученные события из истории Отечества (история Московского    Кремля, Великая Отечественная война);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1.   знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
  2.   называть  государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
  3.   узнать правила безопасного поведения в природе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  2. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
  3. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
  4. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

Описание места учебного предмета «Окружающий мир»

  В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Во  2 -4  классах -  2 часа в неделю – по 68 часов в год.

Таблица тематического распределения количества часов.

По примерной программе:

270 ч  = 66 ч (1 кл) + 68 ч (2 кл) + 68 ч (3 кл) + 68 ч (4 кл)

По рабочей программе: 237 ч =  33 ч + 68 ч + 68 ч + 68 ч

№ п/п

Разделы, темы.

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

1.1

1.2

1.3

 1.4

1.5

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Человек и природа.

1 класс

Живая природа

Природа. Сезонные изменения – осень

Природа. Сезонные изменения – зима

Природа. Сезонные изменения – весна

Природа. Сезонные изменения – лето

2 класс

Звёзды и планеты

Условия жизни на планете Земля

Разнообразие растений

Культурные растения

Грибы

Человек и животные

3 класс

Изображение Земли на глобусе

О чём рассказала карта

Из чего всё на свете

Вода и её свойства

Воздух и его свойства

Тайны недр

Почва

Природные сообщества

Человек и природные сообщества

4 класс

Земля – планета Солнечной системы

Природные зоны России

Родной край – часть великой России

Человеческий организм

Изучаем органы чувств

178

155

23

7

2

7

4

3

40

6

9

4

8

3

10

52

4

8

2

11

9

6

3

7

2

40

2

13

9

11

5

2

2.1

2.2

2.3

2.1

2.2

2.3

2.1

2.2

2.3

2.1

2.2

2.3

2.4

Человек и общество.

1 класс

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире

Труд людей осенью

Наша Родина – Россия

2. класс

Обмен письмами. Общение со старшими

Человек разумный – часть природы

Наша Родина – Россия

3 класс

Права и обязанности человека

Лента времени

Города России

4 класс

История Отечества

Путешествие по странам мира

Москва как летопись истории России

Мы – граждане России

75

68

8

2

1

5

24

5

9

10

12

2

1

9

24

10

5

4

5

3

3.1

3.2

3.1

3.2

3.1

3.1

3.2

Правила безопасного поведения

1 класс

Правила безопасного поведения во время зимних игр

Правила сбора лекарственных трав

2 класс

Режим дня

Правила безопасного поведения на улице, в быту

3 класс

Правила безопасного поведения

4 класс

Забота о здоровье

Оказание первой помощи

17

14

2

1

1

4

1

3

4

4

4

3

1

Итого

270

237

33

68

68

68

Материально- техническое обеспечение учебного предмета   «Окружающий мир»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по окружающему миру  УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, хрестоматии)

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

Методические пособия для учителя

К

П

П

+

Д

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Плакаты по основным темам естествознания

Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)

Географические и исторические настенные карты

Атлас географических и исторических карт.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток)

Д

Д

Д

Д

К

Ф

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

                

                                       Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

Д

Д

Д

Д

Д/П

Д

Д

По возможности

С диагональю  не менее 72 см

При наличии

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д-------+,

Д

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для определения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Рельефные модели

Модель «Торс человека»

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, грибов, фруктов.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников

К

Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Д

Д/П

Д/Ф

Д

Д

П

Размер каждого объекта не менее 5 см.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты ( комнатные растения, животные)

Ф/П

Ф/П

Ф/П

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

Д

К

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры – путешествия и т.д.)

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П

П

К

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

2 класс (68 часов)

Человек и природа (40ч)

        Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

         Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

        Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

         Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

        Цветковые растения. Части  (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

         Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

        Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

         Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

        Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24ч)

        Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.         

        Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

        Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

        Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

        Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

        Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

        Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд  и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

        Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

        Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4ч)

        Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

        Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

        Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 2 класс 68 часов 

Раздел

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во  ч

Учебные материалы

Дата

предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

уч-к, ч.; стр.

п/т,

№; стр.

2.1

1

Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы».

Письмо экологов школьникам.  

ОБЖ  Безопасное поведение на природе. ЦОР, ЭОР

-объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

-объяснять влияние притяжения Земли;

-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

-наблюдать за погодой и описывать её;

-уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;

-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;

-называть основные природные зоны и их особенности.

-оценивать правильность поведения людей в природе;

-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

-усвоить первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов,   процессов и явлений, характерных для природной и социальной

  действительности;

- уметь наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,   религии;

- уметь работать с информацией, представленной в   разных формах;

-уметь осуществлять информативный поиск в словарях,  справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных    носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для    практических целей;

-использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,   схемы маршрутов)  и их условные обозначения для поиска необходимой   информации и объяснения социальных и природных явлений;

- использовать готовые модели и другие источники информации   (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы  экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой   информации в быту;

-  сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в   учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,  взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность   существования у партнера другой точки зрения, в том числе несовпадающей с его собственной точкой зрения;

- выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»)

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Знакомство с УМК.

Работа со Словариком

(эколог, экология).

Работа в парах: работа с

письмом экологов:

-чтение по абзацам;

-вопросы для соседа;

-обмен мнениями по

ответам соседа;

-поиск ответа на вопрос

«Почему аист вернулся?»

(после ИКТ).

Разгадывание загадок.

    1

с. 6-8  

с. 2

2.1

2

Где и как найти ответы на вопросы. Мишины вопросы.  

ПДД. Наиболее безопасный путь в школу – самый лучший.  ЦОР, ЭОР

Наблюдения: игра «День и ночь».

Работа с учебником: ответы на вопросы с опорой на картинки.

Выявление разницы между опытами и наблюдениями:

-работа с учебником

-вывод.

    1

с. 9-10

с. 3

2.1

3

Советы старших.

ОБЖ   Правила поведения в природе  ЦОР, ЭОР

Взаимосвязь живой и неживой природы.

Разнообразие растений и бережное отношение к ним.

Работа по группам: (конкурсы):

-«Лучшие знатоки правил поведения во время экскурсии»;

-«Самые наблюдательные и смышлёные»;

-«Лучшие знатоки природы»;

-«Кто живёт вокруг нас?».

Подведение итогов конкурсов, награды.

    1

с.11-12

2.3

4

Осенние работы на пришкольном участке. Экскурсия.

Наблюдения за изменениями в природе.

    1

2.1

5

Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике.  

    1

с. 13-15

с. 4

2.1

6

Опыт и наблюдение.

    1

с. 15-16

1.1

7

Земля. Модель Земли.

Работа в парах:

-обмен мнениями о планетах;

-работа со Словариком (м-л о Солнце и Земле).

Введение понятия «модель»-работа со Словариком+т. для с/р.

Работа с пословицей «День и ночь-сутки прочь.».

Работа в т для с/р.

Работа с хрестоматией: работа в парах: ответы на вопросы по содержанию и по названию.

    1

с. 17-20

с.5-6

1.1

8

Почему на Земле день сменяется ночью?

ПДД. Детский дорожно-транспортный травматизм, его причины

    1

с. 20-23

с.7-8

1.1

9

Звёзды и созвездия.

Работа в парах: обмен мнениями о путешествиях.

Фронтальный опрос «Почемучка» (методичка, стр.36-37).

Работа с учебником:

-чтение текста по абзацам;

-ответы на вопросы.

Работа со Словариком (созвездие).

Работа в парах: задания к рисунку учебника.

Работа в т. для с/р.

    1

с. 23-28

с. 9-10

1.1

10

Планеты.

Работа в парах: ответы на вопросы о звёздах (обмен мнениями).

Решение кроссвордов (т. для с/р).

Работа со Словариком.

Работа в парах:

-учебник,

-т. для с/р,

Работа по группам:

игра «Да-нет» (методичка, стр. 40

    1

с. 29-32

с. 11-13

1.1

11

Движение Земли вокруг Солнца.

    1

с. 33-34

с. 13-16

1.1

12

Как связаны живая и неживая природа?

Работа в парах: 

установление связи живой и неживой природы (учебник и карточки с текстами (методичка, стр.46).

Работа со Словариком (горизонт, атмосфера, кислород, углекислый газ).

Работа с учебником: движение Земли вокруг Солнца (смена времён года).

Работа в парах: рассказы по картинкам.

Работа в т. для с/р: условия жизни на Земле.

Работа с хрестоматией: работа в парах: обмен мнениями.

    1

с. 35-41

1.2

13

Условия жизни на планете Земля.  

ПДД. Осенние дороги.

    1

с. 41-44

1.2

14

Свойства воздуха. (практическое занятие )  ЦОР, ЭОР

Правила поведения во время проведения опытов (методичка, стр.47).

Работа в т. для с/р.

Ответы на вопросы к текстам хрестоматии – работа в парах.

    1

с. 45-49

с. 17-18

1.2

15

Кому и для чего нужна вода?  ЦОР, ЭОР

Работа в группах: подготовить общий ответ на вопрос «Что мы уже знаем о воде?».

Кому и для чего нужна вода?

-работа с учебником

(текст и иллюстрации);

    1

с. 50-51

с. 19-20

1.2

16

Вода и её свойства.  ЦОР, ЭОР

    1

с. 52-58

с. 21-23

1.2

17

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды»  ЦОР, ЭОР

    1

с. 59-60

1.2

18

Условия необходимые для развития растений.  

ОБЖ   Ядовитые растения, правила поведения в природе

Работа в парах:

-обсуждение экологических знаков;

-обмен мнениями по вопросам учебника.

Работа в т. для с/р.

    1

с. 61-63

с. 24-25

1.2

19

Корень, стебель лист. (практическое занятие)  ЦОР, ЭОР

Повторить части растений.

Работа в парах:

-рассматривание листьев через лупу;

-обмен мнениями при ответе на вопрос учебника.

Работа с учебником: проверка личных мнений.

Отгадывание загадок – т. для с/р.

Игра «О чём это я?» (методичка, стр.58).

Работа с текстами из хрестоматии:

-чтение текстов;

-ответы на вопросы.

    1

с. 61-66

с. 26-27

1.2

20

Питание растений.  ЦОР, ЭОР

Работа с текстом учебника:

-чтение текста;

-коллективное обсуждение прочитанного;

-выводы и их запись (методичка, стр. 59-60).

Игра «Мозаика».

Работа в т. для с/р.

Работа в парах:

Обсуждение и обмен мнениями по вопросу «Смогут ли человек и животные жить без растений?».

    1

с. 67-70

с. 28

1.2

21

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и растения»  ЦОР, ЭОР

    1

с.71-72

1.3

22

Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения.  ЦОР, ЭОР

Работа с текстами учебника и хрестоматии.

Работа в т. для с/р.

Работа со Словариком (хвойные растения, цветковые растения).

Работа в парах: обсуждение составленных цепей питания.

Игра «Угадай-ка» (составление таблицы групп растений).

    1

с. 73-75

с. 29-30

1.3

23

Папоротники, мхи и водоросли.

ОБЖ  Правила обращения с комнатными растениями  ЦОР, ЭОР

Работа с текстами учебника и хрестоматии.

Работа в т. для с/р.

Работа со Словариком:

папоротники, мхи, водоросли, органы растений.

Игра «Угадай-ка» (продолжение составления таблицы групп растений).

    1

с. 76-80

с. 30-33

1.3

24

Красная книга России. Правила поведения в природе   ЦОР, ЭОР

ОБЖ Правила обращения с животными

Работа   в т. для с/р.

Работа с текстом учебника: чтение правил поведения на природе и обсуждение их (работа в парах).

    1

с. 81-85

с. 34-35

1.3

25

Обобщение по теме «Разнообразие растений»   ЦОР, ЭОР

    1

с. 86

1.4

26

Для чего люди выращивают культурные растения?

Установление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих.

Игра «Угадай-ка» (разнообразие групп культурных растений-составление таблицы: овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные).

Работа с иллюстрацией учебника:

-рассматривание;

-работа в парах: обмен мнениями по вопросу «Откуда берутся дикорастущие растения?».

Работа в т. для с/р.

    1

с. 87-91

с. 36-38

1.4

27

Какие части культурных растений используют люди?   ЦОР, ЭОР

    1

с. 92-93

1.4

28

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?  ЦОР, ЭОР

ПДД. На загородной дороге.

Работа в парах : обмен мнениями по вопросу «Можно ли крапиву отнести к культурным растениям?» (использовать таблицу).

Работа со Словариком (агроном, теплица).

Работа с текстом:

-выделение главных мыслей (причин), относящихся к теме урока.

Игра «Узнай, чьи это семена».

    1

с.94-96

с. 39-41

1.4

29

Отчего зависит урожай зерновых?    ЦОР, ЭОР

Работа в парах: разложить растения (или карточки с названиями) по группам-использование частей растения в пищу.

Работа в т. для с/р.

Игра «Угадай-ка» (продукты питания из зерновых культур).

Работа с текстами учебника и хрестоматии (чтение и ответы на вопросы).

Работа в парах: работа с пословицами (объясни смысл соседу):

-«В срок не вспашешь, не заборонишь-того гляди, хлеб проворонишь»;

-«Знай, хлебороб: снег-одеяло для пшеницы, чем толще, тем лучше ей спится».

    1

с.97-100

с. 42-43

1.4

30

Растения сада.  ЦОР, ЭОР

Работа в парах:

-распределение растений (или карточек с названиями) по группам;

-обмен мнениями о выбранных признаках деления;

-взаимоконтроль выполненной работы.

Работа в т. для с/р.

Работа с учебником:

-чтение текста и ответы на вопросы;

-работа с рисунком.

Работа с индивидуальными  карточками «Зачем?» (методичка, стр. 76-77).

    1

с. 100-102

с.44

1.4

31

Сколько живут растения?  ЦОР, ЭОР

ПДД. Какие опасности нас поджидают на ж/д переезде?

Основные правила перехода улиц и дорог

В результате работы составить таблицу:

-однолетние,

-двулетние,

-многолетние растения.

Беседа об охране деревьев-долгожителей.

Комментированное чтение текста учебника (сходства и различия трёх групп растений в таблице).

Работа в т. для с/р.

Работа с текстом хрестоматии: определение возраста деревьев.

    1

с. 102-104  

с. 45

1.4

32

Размножение растения своими частями.

ЦОР, ЭОР

Игра «Займи своё место» (продолжительность жизни растений).

Работа с иллюстрацией: способы размножения растений.

Работа со Словариком (усы).

Работа по группам:

 (чтение текстов из хрестоматии):

«Стрень»,«Тюль-

пан»,«Чеснок»

(коллективное чтение и подготовка к пересказу, который озвучит один из группы).

    1

с. 105-106  

1.4

33

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность их жизни.  ЦОР, ЭОР

Рассказы детей о шляпочных грибах.

Работа в т. для с/р.

Работа в парах:

-рассматривание рисунков в учебнике;

-обмен мнениями по вопросу «Чем питаются грибы?»;

-уточнение названий-вопросов (хрестоматия).

Игра-имитация (лесные загадки).

Игра «Веришь-не веришь»

    1

с. 107-108

1.5

34

Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?  ЦОР, ЭОР

    1

с. 109-112

1.5

35

Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? ЦОР, ЭОР

Работа в группах:

-чтение текстов о грибах-двойниках;

-выполнение рисунков к текстам;

-составление пересказа своего текста;

-один из группы озвучивает рассказ.

Работа с текстом учебника: правила сбора грибов.

Работа в парах: задания к тексту хрестоматии.

Рассказ учителя о признаках грибного отравления и первой помощи пострадавшему.

Работа в т. для с/р.

    1

с. 113-116

с. 46-47

1.5

36

Обобщение пройденного материала.  ЦОР, ЭОР

    1

с.117-120

1.6

37

Разнообразие животных.

ПДД. Правила поведения в общественном транспорте.  ЦОР, ЭОР

Работа в парах: признаки живой природы (игра «Что лишнее?»).

Работа с таблицей из учебника «Группы животных»:

-отличительные признаки каждой группы (см. ИКТ).

Игра-имитация «Рыба, птица, зверь».

Работа в парах:

-чтение текстов в учебнике;

-пересказ прочитанного соседу.

Работа с Т.С. и Словариком.

Дополнение таблицы «Группы животных» (см. ИКТ).

Работа в т. для с/р.

Работа с Оглавлением хрестоматии (все группы животных).                                                                                                            

    1

2 часть

с.5-8

2 часть

с. 2-3

1.6

38

Насекомые.   ЦОР, ЭОР

ОБЖ  Съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящие насекомые

Отличительные признаки насекомых (рисунок в учебнике).

Работа в т. для с/р.

Игра с мячом «Насекомые» (методичка, стр. 104).

Работа с иллюстрациями (учебника):

 питание насекомых (составление таблицы: всеядные, хищные, растительноядные).

    1

с.9-11

с. 4-5

1.6

39

Рыбы.   ЦОР, ЭОР

Работа с учебником: отличительные признаки рыб.

Работа с т. для с/р.

Способы передвижения рыб (наблюдения за аквариумными рыбками).

Работа в парах: соотнесение формы рыб с их названиями.

Игра-пантомима «Плаваю-летаю».

Работа в парах: работа с текстами хрестоматии:

-«Что рыбы едят?»;

-«Как охотятся рыбы?»;

-обмен мнениями по прочитанному.

Составление таблицы «Виды рыб» (на основе способов питания: растительноядные, хищные, всеядные).

Работа со Словариком (аквариум).Работа с иллюстрац. учебника.

    1

с. 12-14

с. 6-9

1.6

40

Земноводные.  ЦОР, ЭОР

Работа со Словариком (температура, перепонка, тропические леса).

Работа с текстом хрестоматии «Чем земноводные отличаются от амфибии?»

-признаки земноводных.

Работа в парах:

-составление рассказов по рисункам учебника;

-объяснение друг другу признаков сходства и различия земноводных и животных).

Работа в группах:

-чтение текстов из хрестоматии по цепочке:

-в своём тексте выделить главную мысль, чтобы ответить на вопрос в названии;

-один из группы рассказывает классу.

Работа с текстом  – все земноводные-хищники.Работа в т. для с/р.

    1

с. 15-17

с. 10-12

1.6

41

Пресмыкающиеся.   ЦОР, ЭОР

Работа по группам

составление рассказов-описаний по картинкам учебника.

Работа с т. для с/р.

Рассказы детей по личным наблюдениям и впечатлениям «Пресмыкающиеся в нашем крае».Чтение по цепочке и ответы на вопросы к тексту хрестоматии «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?».Работа с иллюстрациями учебника: питание.

Беседа о правилах безопасности в лесах, где водятся змеи (советы записать).

    1

с. 18-20

с. 13-15

1.6

42

Птицы.   ЦОР, ЭОР

Работа со Словариком (птицы).

Фронтальная беседа по вопросам (Составление таблицы «Виды птиц».

Работа в парах: обмен мнениями о названиях перьев (маховые, рулевые, покровные).

Работа в т. для с/р.

Игра «Не ошибись!» (Работа с текстом хрестоматии «Что птицы едят?»  (разделить на группы по питанию) Игра «Мозаика» (по группам) Игра «Угадай-ка» (названия птиц).

    1

с. 21-23

с. 16-19

1.6

43

Звери.

ЦОР, ЭОР

Игра «Цепочка» (названия любых зверей): установление общих черт.

Работа в т. с/р.

Игра «Маленькие-большие».

Самостоятельная работа:

-работа с иллюстрированным Словариком-питание птиц;

-деление на группы (питание птиц, названных в начале урока по списку с доски.

Работа в парах: игра «Угадай, о ком я говорю» (по рассказу-описанию)

Игра-соревнование «Почемучка»

    1

с. 24-25

с. 20-22

1.6

44

Как животные защищаются?   ЦОР, ЭОР

Игра «Согласие»

Комментированное чтение текста учебника

Работа в парах:

-рассказы по картинкам учебника;

-обмен мнениями о способах защиты животных.

Составление таблицы «Способы защиты».

Игра «Кто больше?»

Работа в парах: чтение и рассказывание текстов из хрестоматиио теме.

Работа в группах: (у каждой группы свой вопрос)-обсуждение в группе, один из группы отвечает для всегокласса.

Работа в т. с/р.

    1

с. 26-28

с. 23-25

1.6

45

Домашние  животные.

ПДД  Правила перехода улицы.  ЦОР, ЭОР

Работа в парах: группы домашних и диких животных (разложить карточки).

Игра «Найди моё место

Работа в т. для с/р.

Работа в группах: составление рассказов об одном из:

-всеядных д.ж.;

-растительноядных;

-хищных д. ж.

    1

с. 29-31

с. 26-27

1.6

46

Живой уголок.

ОБЖ  Правила обращения с животными живого уголка

Самостоятельное выполнение заданий в т.с/р.

    1

с. 32-34

с. 28-30

2.3

47

Экскурсия на станцию юннатов.

Работа с Т.С. и Словариком.

Работа в парах: выбор карточек по темам:

-древний человек;

-современный человек;

-вывод: современный человек может обойтись без диких животных.

Работа в группах: составление рассказа на тему «Зачем человеку заботиться и охранять диких животных?»

    1

2.2

48

Значение диких животных.  ЦОР, ЭОР

    1

с. 35-38

с. 31-32

2.2

49

Человек в ответе не только за тех, кого приручил.  ЦОР, ЭОР

Работа со Словариком (заповедник).

Работа в парах: рассказы друг другу подготовленные рассказы о заповедниках России.

Работа в т. для с/р.

Работа с текстами хрестоматии (работа в группах): каждая группа читает свой рассказ и рассказывает для всего класса

    1

с. 39-40

с. 33

2.3

50

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животное».  ЭОР

Работа в парах: 

- обмен мнениями по вопросу учебника к тексту;

-обмен мнениями по вопросу «Люди-тоже часть живой природы?».

Человек-млекопитающиеся.

Работа в т. для с/р.

Коллективная работа с текстом учебника: выяснение, чем отличаются люди друг от друга.

Игра «Снежинка»

    1

с. 41-42

2.2

51

Про  тебя.  ЦОР, ЭОР

    1

с. 43-48

с. 34-35

2.2

52

Что умеет человек.   ЦОР, ЭОР

Работа со Словариком (сезон, водохранилище, профессия); с Т.С. (поколение).

Беседа об условиях, необходимых для роста и развития человека (использовать рисунки учебника).

Беседа о разнообразных профессиях (включить обмен мнениями в парах о профессиях родителей).

Работа в т. для с/р.

    1

с. 49-53

с. 36

2.2

53

Растим здоровым.

ОБЖ  Бережное отношение к своему здоровью  ЦОР, ЭОР

Работа в парах; обмен мнениями о будущих профессиях.

Работа со Словари-

ком (микробы, простуда).

Составление (дополнение) схемы «Здоровье» (использовать оглавление учебника)-коллективная работа.

Беседа о бережном отношении к зрению Работа в т. для с/р.

Работа с текстом учебника: выбрать правила «Как сохранить своё здоровье?».

Самостоятельная работа: работа с индивидуальными карточками-вопросами «Почемучка»

    1

с. 54-59

с. 37-38

2.2

54

Питание и здоровье.  ЦОР, ЭОР

Работа со Словариком (витамины).

Работа в парах:

-рассматривание картинок учебника;

-обмен мнениями по вопросу «Как чело-

век обеспечивает себя пищей круглый год?».

Работа в т. для с/р.

Игра с мячом «Вкусно-полезно».

Игра «Угадай-ка»

    1

с. 60-65

с. 39 - 41

3.1

55

От кого зависит твой режим дня?  ЭОР

Работа в парах: обмен мнениями по составленному меню выходного дня.

Беседа м/с школы о необходимости выполнения режима дня.

Фронтальная беседа «От кого зависит режим дня человека?».

Работа в т. для с/р.

В режиме-чередование труда и отдыха.

    1

с. 66-69  

с 42-44

2.2

56

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы».  ЭОР

Викторина «Если хочешь быть здоров».

    1

с. 70

2.2

57

Чистота – залог здоровья.    ЭОР

Работа в парах: обсуждение составленных расписаний и выбор более правильного.

Работа со Словариком (микроскоп).

Работа в группах: правила личной гигиены (участники составляют, а кто-то один выступает перед классом);  с итогом работы-перечень правил личной гигиены (записать в тетрадь).

Работа в т. для с/р

    1

с. 71-76

с. 45-46

2.2

58

Берегись простуды.    ЭОР

ПДД. Первая помощь при носовом кровотечении.

Инфекционные болезни. Будь осторожен!

Работа в парах: 

-обсуждение составленных обязанностей дежурных по классу и  составление единых;

-ответы на вопросы.

Работа с текстом учебника: выяснение причин простудных заболеваний.

Работа с т. с/р.

    1

с. 77-79

с. 47-48

3.2

59

Твоя безопасность на улице.  ЭОР

ОБЖ   Основы мед. знаний. Ожоги. Противопожарная  безопасность

Работа в парах: обсуждение составленных советов.

Работа со Словариком (террорист).

Работа с Т.С. (бдительность).

Работа с картинками -опасность на улице.

Работа в группах: разыгрывание ситуаций (методичка, стр.151).

Работа в т. с/р.

Закрепление знаний ПДД.

    1

с. 80-85

с. 49-50

3.2

60

Твоя безопасность дома.

ОБЖ   Меры безопасности  в домашних условиях.  ЭОР

Работа со Словариком (злоумышленник).

Работа в парах: обсуждение составленных маршрутов движения детей в школу.

Обсуждение предложенных ситуаций о правилах поведения дома.

Игра «Можно-нельзя» (методичка, стр. 154).

Работа в т. для с/р.

Работа с текстом «Поливальная машина»: найти все нарушения.

    1

с. 86-90

с. 51-52

3.2

61

Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»   ЭОР

    1

с. 91-92

2.3

62

Имя города, села, посёлка.   ЭОР

Работа со Словариком (старожилы, промысел) и Т.С.

Беседа о возникновении названия нашего города, о названиях других населённых пунктов.

Работа с т. для с/р.

Работа в парах: 

задания в учебнике

    1

с. 93-97

с. 53-54

2.3

63

История Московского Кремля.   ЭОР,ЦОР

Рассказ учителя об истории Москвы.

Работа с текстом учебника: чтение и ответы на вопросы.

Работа с т. для с/р.

Работа со Словариком (бор).

    1

с. 98-101

с. 55

2.3

64

Урок-экскурсия по родному городу.

ПДД. Весенние дороги.  ЭОР

Работа со Словариком (музей, экскурсовод, цех, экспозиция).

Работа с текстом учебника.

    1

с. 103-106

с. 56-57

2.3

65

Общий дедушка. Родословная.  ЭОР

Обмен информацией с помощью средств связи-работа в парах.

Ввести понятие «семейный праздник».

Работа в т. для с/р.

    1

с. 107-109

с. 58-59

2.3

66

День Победы.  ЭОР

Встреча с ветераном

    1

с. 110-113

с. 60

2.3

67

День Конституции России.  ЭОР

ПДД. Закрепление знаний и умений по ПДД.

Признаки государства.

Государственные символы.

Государственные праздники.

Конституция-основной Закон государства.

Права и обязанности школьников.

    1

с. 114-117

с. 61-63

2.3

68

Урок-обобщение. Повторение  ЭОР изученного материала за год.

    1

с. 118-121

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                Проверено

                                                                                                         Заместитель директора по начальному образованию

                                                                                           ______________________Алейникова М.А.

                                                                                                _____     __________________________2012 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...


 

Комментарии

Абашева Татьяна Михайловна

Спасибо за материал!