Урок окружающего мира "Как путешествует письмо"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Череватенко Елена Викторовна

Уурока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России», знакомит детей  с работой почты, видами почтовых отправлений и другими способами отправления писем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_puteshestvuet_pismo.docx28.06 КБ
Файл kak_pushestvuet_pismo.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Как путешествует письмо.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений,
  2. раскрыть роль почтовой связи в жизни людей,
  3. расширить представление детей о жизни почтовых голубей,
  4. развивать информационную грамотность учащихся,
  5. развивать коммуникативные способности учащихся.

Планируемые достижения учащихся: усвоить этапы путешествия письма.

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Основной акцент

на этапе урока

1.Организация

учащихся.

2.   Актуализация знаний.

3. Сообщение

темы урока.

4. Работа над новым материалом.

Физкульт-минутка.

5.Первичное

закрепление.

Физкульт-минутка.

6. Включение в систему знаний и повторение.

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Мотивация к учебной деятельности.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

1.Чтение отрывка  из стихотворения

(один из учеников, исполняя роль  почтальона Печкина, раздаёт конверты ).

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

 С цифрой 5 на медной бляшке,

 В синей форменной фуражке?

 Это он, это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

 Писем

 В сумке на боку -

 Из Ташкента, Таганрога,

 Из Тамбова

                    И Баку.

В семь часов он начал дело,

 В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам…

- Сегодня к нам на урок пришел почтальон из деревни Простоквашино и  будет вместе с вами учиться.

2. Работа с пословицей.

- Объясните смысл пословицы:

«Семь дел в одни руки не берут»

1.Отгадывание кроссворда.

 (Учитель – Печкину):

- А что это у тебя в руках?

(Печкин  показывает  конверт и говорит, что в нём кроссворд, который он разгадать не может и просит ребят  помочь  разгадать его и выяснить ключевое слово):

1. Хвост раскрылся сам собой,

Словно веер расписной.

У хвоста есть властелин,

А зовут его ... (Павлин)

2. Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

3. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

4. Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый ... (голубь сизый).

5. Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовет обедать,

Крошек отведать. (Кормушка)

- Помогайте птицам зимой!

6. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина ….( орла)

2. Беседа ( с элементом инсценировки):

- О каких птицах были загадки?

( О диких.)

- А все эти птицы дикие?  (нет)

- Почему?

(Голуби бывают домашними)

- Прочитайте ключевое слово.

        (Письмо)

- Печкин! Кроссворд о птицах, а почему ключевое слово  «письмо»?

  (Печкин показывает конверт)

-Я написал  письмо родителям дяди Фёдора  о книге  про  птиц, которую он нам читал, и  хочу, чтобы оно дошло. А как быть дальше я не знаю.

- Кто поможет   Печкину?

- Молодцы!

-Предположите, какой будет тема урока?

- Тема урока: « Письмо, и как оно путешествует».

-Как бы вы, ребята, поступили дальше?

(Надо нодписать конверт. Написать куда и кому это письмо.  Пойти на почту. Спросить у родителей. Отдать почтальону.)

- Вариантов много.

(Учитель предлагает  Печкину подписать конверт. Тот делает вид, что  не знает.)

- Ребята, какая цель стоит перед нами?

знать , как нужно правильно подписывать и отправлять письмо.)

- Что еще нужно узнать про письмо?

(Как оно путешествует.)

1.Беседа.

а) Знакомство с видами почтовых отправлений.

(Учитель  предлагает заглянуть в толковый  словарь. )   

Письмо- сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.

Открытка- особый вид почтовой карточки для открытого письма.

Бандероль- небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете.

Посылка- почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной обертке.

б) Знакомство с видами писем  

 с понятиями «отправитель», «адресат»;

 «марка» ;

(- Марка –это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Марки бывают очень интересными и красивыми. Многие люди их коллекционируют. Их называют филателисты.)

«индекс»:

- Индекс- указатель, первые три цифры- это код города, еще три- номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами- на конвертах есть образец- т.к. его расшифровывает специальная  машина.

 - Письма бывают разные: письмо - извещение, заказное, рекомендательное, поздравительное и др. Подписанный конверт с маркой и указанным индексом от отправителя до адресата проходит целое путешествие.

(Печкин)

- Я понял! На конверте нужно написать адрес, фамилию, имя и отчество того, кому отправляешь письмо!  Я - отправитель и на конверте напишу, что письмо от меня. (Делает вид, что пишет.)

-Что еще нужно сделать ребята?

(Приклеить марку и указать  индекс.)

- Молодцы!

1.Самостоятельная работа.

(Учитель предлагает группам составить из условных обозначений в большом конверте  схему  доставки почтовых отправлений.)

2. Проверка.

1) Рассказы о  созданной  схеме путешествия письма.

2) Сравнение по  образцу. 

(Печкин раздаёт  учащимся памятки «Правила переписки»)

3. Просмотр фрагмента  электронного приложения  «Работа почты».

-Какой вывод сделаем?

(Можно  сказать «спасибо»

 почтальонам за их труд!

  Почтальон - очень нужная и

 важная профессия!)

(Печкин приглашает кота Матроскина и Шарика. У них для ребят интересная информация.)

Раздел «Это интересно!»  

-В прошлом, когда не было телефонов, радио, самолетов, голуби - почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги  голубям даже поставлены памятники во Франции и в Англии.

 - Рассказ по слайду 12 ( с фотографиями).

Работа по учебнику.

- Посмотрите на задание в учебнике: с.65.

-Какой вопрос можно поставить?

-На карточках поставьте цифру возле подходящего слова.

-Выберите на лесенке успешности ступеньку - определите свою работоспособность на уроке.

- Что узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Где сможете применить свои знания?  (Написать письмо.)

- А что было сложным?

-  Что показалось самым  интересным?

- Как пословица «Семь дел в одни руки не берут» связана с нашим уроком?

(В группе у каждого было  своё  задание. Мы работали дружно.

Когда путешествует письмо, каждый делает свое дело, но дружной командой.)

 (Печкин благодарит ребят:

-Спасибо за урок! Мы с  Матроскиныи  и Шариком вернёмся в Простоквашино  и обо всём расскажем дяде Фёдору. Конечно, я как почтальон,  многое уже знал, мне просто хотелось посмотреть, как вы будете учиться отправлять письма своим близким.)

Учащиеся объединены в группы по 4-5 человек.

Личностные УУД: мотивация учения 

-рассматривают предметы на партах

Познаватель-ные УУД.

-объясняют  смысл пословицы

Работа в парах:

разгадывание кроссворда, (находят ключевое слово «письмо»)

Познавательное УУД.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Дети предлагают свои варианты.

Познавательное УУД. (общеучебные)

Высказывания учащихся.

Регулятивные УУД.

Варианты ответов детей.

Познавательное УУД:

общеучебные

Регулятивные УУД.

целеполагание

Учащиеся  рассматривают слайд 6  и

 исследуют почтовые отправления на партах.

Познавательные  УУД: логическое и общеучебные.

Регулятивные УУД.

Дети выполняют упражнения под стихотворение

(читает и показывает ученик)

Ребята помогают советом.

Познавательные УУД.

Коммуникативные

УУД:  

Работа  в группах.

(Работают  по плану- схеме (с памяткой);

делают выводы.)

Познавательные УУД.

Коммуникативные

УУД:  планирование,  сотрудничество

 Выступление капитана каждой группы.

Познавательное УУД: логическое,

общеучебные

Коммуникативные.

Регулятивные УУД.

Познавательное УУД

Выполнение упражнений.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов

Определяют по рисункам вид почтового отправления и находят нужную цифру.

Самостоятельная работа.

Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточки успешности.

Регулятивные УУД: оценка

Личностные УУД:

смыслообразование

 Слайд 1

(иллюст-рация: почтальон)

Слайд 2.

( текст

пословицы)

Слайд 3

(фото птиц)

Слайд 4.

(кроссворд

с выделен-

ным  ключе-

вым словом)

Слайд  5.

(Письмо-анимашка на распутье дорог)

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

(«Почтовые голуби» )

Слайд 12.

(«Почтовое отделение

в городе»)

Слайд 13.

(Спасибо за урок!)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир вокруг нас Как путешествует письмо

Слайд 2

Сбоку марка и картинка. В круглых штампах Грудь и спинка. Маленькое очень, Быстрое, как птица, Если захочешь — За море умчится.

Слайд 4

ОТПРАВИТЕЛЬ АДРЕСАТ Отправитель – это тот, кто отправляет письмо. Адресат – это тот, кто получает письмо.

Слайд 5

На стене на видном месте Собирает вести вместе, А потом его жильцы Полетят во все концы.

Слайд 6

Из этих ящиков работники почты забирают в специальных мешках все опущенные письма и отвозят их на почту для сортировки. На каждое письмо работники почты ставят штамп с датой отправления письма.

Слайд 11

Кто она — полным полна, С почтальоном путь-дорогу Делит вместе: Носит вести И худеет понемногу?

Слайд 12

Мы синего цвета, Висим на стене. И много приветов Храним мы в себе.

Слайд 13

Что пересылают по почте?

Слайд 14

Что это за предметы и зачем они на почте?

Слайд 15

Весы нужны для взвешивания. За пересылку тяжёлого письма надо заплатить дороже, поэтому письма взвешивают перед тем, как наклеить на них марки.

Слайд 16

Знаете ли вы, что бывают почтовые голуби? В прошлом, когда не было телефонов, радио, самолётов, голуби – почтальоны доставляли письма.

Слайд 17

Голубь стал почтальоном поневоле. Несколько тысячелетий назад люди заметили способность голубей ориентироваться на местности и возвращаться домой с относительно большой скоростью – 60 – 80 км/ч (с такой скоростью едет машина).

Слайд 18

В военные годы голуби передавали срочные донесения. За эти заслуги голубым даже поставлены памятники во Франции и Англии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)

Урок окружающего мира "Путешествие тучки по Европе. Скандинавский полуостров»" (2-й класс)...

Урок окружающего мира "Путешествие в страну симметрии"

Урок по окружающему миру во 2 классе. УМК "Гармония" О.Т. Поглазова...

Урок окружающего мира "Путешествие во времени". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Конспект урока с нагладностью. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Человек и прошлое человечества" и позволяет организовать комплексное повторение изученного материала в форме интеллектуа...

Урок окружающего мира "Путешествие письма"

Данный урок знакомит детей с работой почты и видами почтовых отправлений и направлен на формирование навыка самостоятельной работы, развитие умения работать в группе....

Урок окружающего мира "Путешествие в дальние страны. Австралия" (2 класс, ОС "Школа 2100").

Урок знакомтсва с новым материком (Австралия)  по плану, которого мы придерживались, знакомясь с другими материками....

Конспект урока окружающего мира и письма в малокомплектной школе

Данный конспект урока можно использовать во время подготовки к урокам в малокомплектной школе. Тема урока окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" и урока письма в 1 классе "Строчная буква ...