Лес-природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шлякова Валентина Геннадьевна

Окружающий мир ( А.А.Плешаков. 4 класс).

Тема: Лес - природное сообщество.

Цель: - формирование представления учащихся о лесе, как о природном  сообществе.

Задачи: - познакомить с разнообразием лесных обитателей;

            - систематизировать представления о видах леса и ярусности в них;

            - развивать познавательную активность учащихся,

            - умение использовать в работе раннее полученные знания,

            - умение рассуждать, выражать свои мысли,

            - воспитать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Лес - природное сообщество.

Цель: - формирование представления учащихся о лесе, как о природном  сообществе.

Задачи: - познакомить с разнообразием лесных обитателей;

            - систематизировать представления о видах леса и ярусности в них;

            - развивать познавательную активность учащихся,

            - умение использовать в работе раннее полученные знания,

            - умение рассуждать, выражать свои мысли,

            - воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование:  учебник, индивидуальные карточки, предметные картинки, ИКТ, компьютер, колонки, проектор.

      I.Организационный момент.  Погружение в путешествие

Ребята, вы сегодня будете работать  тремя группами. В конце урока активные участники получат отметки, которые вы сами себе и выставите. И мы сегодня, работая в группах,  должны будем ответить на один очень каверзный вопрос. Какой? – спросите вы. Скажу чуть позже.  Перед  тем, как отправиться в путь, убедимся, у всех ли «полный рюкзак знаний».

II.Проверка домашнего задания.

Выполните тест по теме прошлого урока «Земля - кормилица».  (карточки двух уровней)

III. Работа над новой темой.

1.Объявление темы урока.

слайд 1, 2

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда? Отгадайте. (Звуки леса)            

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

 Заходи в зеленый дом.

 Чудеса увидишь в нем.    (Лес)

-Сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу.

 Слайд 3

2. Природное сообщество – лес.                                                                                                                    

Лес не только для нашей забавы.

В нем – деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери и прочие твари.

Ученые тоже работают тут

Лес они сообществом зовут.

- Что такое сообщество? Какую информацию об этом вы нашли, готовясь к уроку?

Слайд 4

Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе.                 

          (толковый словарь Ожегова)

Слайд 5, 6

Лес - уникальное природное сообщество.

-Тема сегодняшнего урока не просто лес, а лес как природное сообщество.                       

Слайд 7

3.Ярусность.

- Чем является лес для живых организмов?  (домом)                                                              

-А какой этот дом?  (большой, многоэтажный)

Слайд 8,9

-Почему растения не мешают   расти друг другу?                                                                  

   (Растения в лесу располагаются ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса. Главное – они не должны мешать друг другу. )

Слайд 10   Почему растения размещены в лесу ярусами?           (Потому что они борются за свет. )

Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, которые образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 – 4 яруса.

 При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.

Низкорослые деревья растут под пологом высоких или между.

Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними -2 ярус.

Ниже кустарников располагаются травы - 3 ярус и мхи - 4 ярус.

      Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам

Корни растений под землёй тоже растут ярусами. Самые глубокие корни у деревьев, у кустарников – меньше, а у трав ещё меньше.

Слайд 11

Перечислите ярусы в лесу, начиная с верхнего.                                                 

Слайд 12  

 - А давайте создадим свой лесной дом.                                                        

Что нам необходимо сначала сделать? (Посадить растения)    

Слайд 13

4.Практическая работа                                                                                                          

                                                                                   

Первый ярус - многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем

Сейчас мы работаем  в группах. У вас лежат на столах конверты. Выберите только растения 1 яруса.

(наклеивают на доску деревья)

Второй ярус - многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей

  (наклеивают на доску кустарники)

Третий ярус - растения с зелёными стеблями

(наклеивают на доску травянистые растения)

Четвертый ярус - растения стелются по земле, покрывая её, как ковёр.

(наклеивают на доску мхи)

Слайд 14, 15, 16.

В жизни растений очень важное значение имеет свет. Потребность в нем у разных растений разная. Посмотрите, как деревья сигнализируют другим растениям о разных световых условиях.

Если это ель, то, отбрасывая  тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место.

А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.        

А вот если наше деревце – береза, то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю света

5.Грибы.

Слайд 17

А какой же лес без грибов?

Слайд 18

А что мы должны знать про грибы? (Съедобные и несъедобные)

-Как поступить, если мы не можем определить, съедобный ли гриб перед нами? (не брать его)

Слайд 19

-А какие съедобные грибы знаете?

Слайд 20

- А где мы будем искать подосиновик?

- Подберезовик?

- Белый гриб?                                              

- Сыроежку?

Вывод: Грибам нужны деревья.

А деревьям нужны грибы?

-Оказывается, грибы- это не только лакомство.  Зачем нужны грибы лесу?

Найдите ответ на стр.179

Слайд 21.

Грибы воду и соли.

Деревья дают питательные вещества, сахар.

Это пища , а иногда и лекарства для многих животных.

Способствуют образованию перегноя.

Слайд 22

О лесной подстилке- А знаете ли вы, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой – служит дополнительной защитой от холодов.  

Слайд 23,24,25.

6.Физкультминутка  «Ярусы леса»

Ребята, мы достаточно времени путешествуем  по лесу. Не пора ли нам отдохнуть.                                                                                                                                

*Встаньте, поднимите руки вверх, посмотрите на ладошки, потрясите ими. Высоко вверху шумят листочками деревья. Это верхний ярус.

*Опустите руки на пояс. Встаем на носочки, на пяточки. Снова на носочки, на пяточки.  Это следующий ярус -кустарники.

*Присядьте. Это какой ярус? Встаньте, посмотрите себе под ноги, там растут мхи – нижний ярус. Шагаем на месте, высоко поднимая колени. Шагаем осторожно, чтобы никого и ничего не помять.

Слайд 26

- РЕБЯТА, посмотрите. Вам не кажется, что наш лес очень скучный? Чего не хватает в лесу?  (Животных)

- А давайте заселим в наш лес животных. Для этого поработаем в группах.  ( конверты с животными)

-Какие группы животных вы знаете?

Слайд 27

Для начала поселим в нашем лесу насекомых.

Что вы знаете о пчеле? О божьей коровке? Какие еще насекомые живут в лесу?

(приклеивают насекомых)

Слайд 28, 29, 30,31

Представителей следующей группы вы назовете, прослушав запись.

-Послушайте, что нам расскажет о филине …………

(сообщение: : Филин - самая крупная птица из семейства совьих, размах её крыльев достигает двух метров. Питается грызунами. Хочу заметить, что этой птице грозит исчезновение. Филин занесён в Красную книгу )

-Каких ещё лесных птиц знаете?

(приклеивают птиц)

Слайд 32, 33, 34, 35.

Очень богаты наши леса млекопитающими. Смотрите и слушайте.

Лось – самый крупный зверь наших лесов. Что ещё можете о нем сказать?

(сообщение: Рога лося очень похожи на соху, поэтому лося называют сохатым.

Лосиные рога - прекрасное средство для защиты от врагов. А их у лося в природе немало: это волк, медведь. Для борьбы за свою жизнь у лося есть ещё одно оружие - длинные сильные ноги с большими острыми копытами. Удары их смертельны не только для волков, но и для медведей. От человека лось уходит тихо и незаметно.

     Весной у лосихи появляется один или два лосёнка. При защите маленького лосёнка лоси очень агрессивны. Встреча человека с ним в это время опасна.

     Лосиный корм - молодые побеги, листья деревьев и кустарников.

     Летом в жару лоси забираются в озеро или реку по самую голову, где спасаются от кровососущих насекомых. Там они поедают сочную водную растительность.»

Дополнение учителя: Во многих хозяйствах нашей страны проводились эксперименты по одомашниванию лося и использованию его в качестве ездового животного. Организовывались лосиные фермы, где животных доили и получали очень питательное молоко. Как ездовое животное лось имеет ряд преимуществ по сравнению с лошадью. Он намного выносливее, бег его быстр. И самое главное: лось не нуждается в тёплом помещении и для него не нужно запасать корм. Он без труда разжёвывает мёрзлые ветки кустарников и деревьев в палец толщиной!

(приклеивают зверей)

-Представители каких групп животных остались в ваших конвертах?

(приклеивают ящерицу, лягушку)

Слайд 36

Все этажи нашего леса заселены. Лес – это не только дом для животных, но и источник питания.

Слайд 37, 38, 39

Составь цепочку питания в нашем лесу          ( листва, олень, волк)

                                                                                     (осина, заяц, лиса)

                                                                                      (трава, полевка, филин)

Слайд  40

-Ребята, замечательный у нас получился лес.  А что будет, если в нашем лесу расплодятся жуки – короеды и листогрызы?

Вывод: Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть. За ним начнут гибнуть растительноядные животные: насекомые, птицы, пресмыкающиеся, некоторые млекопитающие. Это отразится и на жизни хищных животных.                            

- Это говорит о том, что в таком лесу стало меньше птиц, поедающих насекомых.

- А чтобы этого не происходило, существуют природные весы, которые и поддерживают естественные соотношения между обитателями сообщества, т.е. экологическое равновесие.

Кто чаще всего нарушает экологическое равновесие? (человек)

К сожалению, человек пока еще плохо понимает лесной «язык».  Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса.

Какие действия человека могут нанести вред природе?

Слайд  41

Какую работу над ошибками человек может сделать для восстановления экологического равновесия?

-лесоводство

-особые дорожные знаки

-борьба с браконьерами

-осторожное обращение с огнем

-очистные сооружения на предприятиях

Слайд 42- 51

Как вы,  школьники можете помочь лесу оставаться живым и здоровым?

IV.Подведем итоги:

– Что вы можете сказать о жизни леса?

(Растения в лесу растут ярусами.  Животные делят между собой эти этажи: одни живут в деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)

– Как можно назвать лес? (Мы назовем его природным сообществом.)

Слайд 52

Наше путешествие по лесу подошло к концу.

- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным прикрепите желтый листик

Слайд 53 Аудиозапись «Лесной марш»

Дети прикрепляют листочки.

- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. 

Слайд 54

V.Домашнее задание

1 группа – о  представителях 1 яруса.

2 группа – о  представителях 2 яруса

3 группа – о  представителях 3 яруса

4 группа - о  представителях 4 яруса



Подписи к слайдам:

Дом со всех сторон открыт.Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. 
Лес не только для нашей забавы.В нем – деревья, ягоды, травы.Птицы, звери и прочие твари.Ученые тоже работают тутЛес они сообществом зовут.
Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе. (толковый словарь Ожегова)
Лес - уникальное природное сообщество.
Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других
- Чем является лес для живых организмов? 
ЭТО ДОМ
БОЛЬШОЙ, МНОГОЭТАЖНЫЙ
А какой этот дом? 
Почему растения не мешают расти друг другу?
Растения в лесу располагаются ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса. Главное – они не должны мешать друг другу.
Почему растения размещены в лесу ярусами?
Потому что они борются за свет и тепло.
Корни растений под землёй тоже растут ярусами. Самые глубокие корни у деревьев, у кустарников – меньше, а у трав ещё меньше.
Ярусы леса
деревья
кустарники
травы
Мхи , грибы и лишайники
Ярусы леса.
А давайте создадим свой лесной дом
Первый ярус - многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем
деревья
Второй ярус - многолетние растения,у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей
Третий ярус - растения с зелёными стеблями
кустарники
травы
Четвертый ярус - растения стелются по земле, покрывая её, как ковёр.
мхи
Деревья
Если это ель, то, отбрасывая  тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место.     
А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками.        
А вот если наше деревце – береза, то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю света.
А какой же лес без грибов?

А что мы должны знать про грибы?
(Съедобные и несъедобные)
Какие съедобные грибы знаете?
Грибам нужны деревья
- А где мы будем искать подосиновик? - Подберезовик? - Белый гриб?                                              - Сыроежку?
В природе всё взаимосвязано.Деревья и грибы дружат между собой.
Деревья дают питательные вещества, сахар.
Грибы воду и соли.
В природе всё взаимосвязано. Деревья и грибы дружат между собой. Деревья дают питательные вещества, сахар. Грибы воду и соли.
А знаете ли, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку.
1 га
100м
100м
Физкультминутка «Ярусы леса»
 Встаньте, поднимите руки вверх, посмотрите на ладошки, потрясите ими. Высоко вверху шумят листочками деревья. Это верхний ярус.
 Опустите руки на пояс. Встаем на носочки, на пяточки. Снова на носочки, на пяточки. Это следующий ярус -кустарники.
 Присядьте. Это какой ярус? Встаньте, посмотрите себе под ноги, там растут мхи – нижний ярус. Шагаем на месте, высоко поднимая колени. Шагаем осторожно, чтобы никого и ничего не помять.


Подписи к слайдам:

Чего не хватает в лесу?
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей.
Насекомые
Так кукует лесная птица - КУКУШКА
Птицы
А это стучит своим крепким клювом ДЯТЕЛ.
Так поет-заливается СОЛОВЕЙ
А так ухает гроза мышей - филин
В лесу живут разные животные. Послушай, как рычит бурый МЕДВЕДЬ
Звери
А так воет серый ВОЛК. А еще он умеет лаять, ведь он родственник собаки.
А так лают ЛИСЫ
А это голос могучего ЛОСЯ. Говорят, что лось трубит.
Составь цепочку питания в нашем лесу
Восстанови цепочку
Восстанови цепочку


Подписи к слайдам:

Не разоряйтептичьи гнезда
Не разоряйте муравейники
Не забирай из леса домой животных
Не рвите редкие цветы
Не ловите бабочек и стрекоз
Не шумите в лесу
Не разжигай костёр в лесу без взрослых
Не оставляй мусор в лесу
интересно
скучно
Домашнее задание.
1 группа – о представителях 1 яруса.2 группа – о представителях 2 яруса3 группа – о представителях 3 яруса4 группа - о представителях 4 яруса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...