"Арктика-царство снега и льда" - конспект урока и презентация
план-конспект урока по окружающему миру по теме

ЦОПА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ЛЕДЯНАЯ ЗОНА»

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

Задачи: 

  1. сформировать у учащихся представления о природной зоне арктических пустынь;
  2. познакомить с особенностями природы, условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использования;
  3. развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
  4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умения пользоваться атласами и энциклопедиями.

Формируемые УУД:

 Личностные:  положительное отношение к процессу познания;  применять правила делового сотрудничества; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

 Коммуникативные УУД участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы;  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить     дополнительную информацию;  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Планируемый результат:

Предметные:

Знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны.

Знать животный и растительный мир Арктики, деятельность человека.

Уметь находить и показывать на карте ледяную зону .

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: Арктика, ледяная зона, Северное сияние, полярная ночь, полярный день, Северный морской путь

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Методы обучения:

  1. проблемные методы обучения;
  2. частично-поисковый;
  3. объяснительно-иллюстративный;
  4. принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;
- коллективная;
- групповая;
- в парах;
- индивидуальная

Оборудование:

  1. карта природных  зон  России, у учащихся – атласы;
  2. презентация;
  3. картины;
  4. фотографии с изображением изучаемых объектов;
  5. раздаточный материал, карточки – «помогайки»;
  6. энциклопедии природы;
  7. листы самооценки (на каждого ученика)

Ход урока

(рассказ учителя сопровождается показом слайдов)

1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока).

Слайд 2. Сегодня мы начинаем длительное путешествие по природным зонам России, и  наша научная экспедиция отправляется в направлении с севера на юг …….В АРКТИКУ!

(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”)

Где-то на белом свете, там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи о земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи, вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, 
Где царство холода, снега и льда.

Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг в зону арктических пустынь.

2. Работа над новой темой.

 Слайд 3. Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы

Слайд 4. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам лежит наш путь.  

Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи, экологи. Мы знаем, что это царство льда и холода. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Работа ведется в группах. Каждой группе даётся раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды, дети выбирают меховые шапки, костюмы, унты, варежки, шерстяные маски.

Найдите в своих атласах на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне. (острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля).

При ответе используется атлас или карты в учебнике. Учащиеся находят данные географические объекты у себя в атласах, а затем их показывают на карте природных зон, которая висит на доске.

 Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

Слайд 5. Нашей экспедиции предстоит выяснить: ( план работы ) Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные встречаются в этой зоне? (задача для зоологов). Какова деятельность человека в зоне арктических пустынь? (задача для экологов)

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-“ПОМОГАЙКУ”.

Географы

Арктика - это огромное пространство………………океана, с ……… и ………..Солнце направляет на это пространство……………..лучи. Оно …………., но не …………Зимой в Арктике……………………………….Темноту освещают: луна, звёзды и …………………Дуют ……………,бушует …………….Температура опускается до минус……………………градусов.

Летом в Арктике ………………., но тепла тоже нет. Это зависит от географического……………….арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ ЛЕДЯНОЙ ЗОНЫ

Слайд 6. Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров.  Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).

Слайд 7. Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Слово предоставляется ботаникам.

Ботаники

На островах на голых ……………встречаются………………., они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях………….и……………в толще воды, не покрытой……………, большое количество планктонных растений водорослей. Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются зелёные льдины.

РАСТЕНИЯ ЛЕДЯНОЙ ЗОНЫ

Слайд 8. Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются.

Слайд 9. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь. Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли.

Слайд 10. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

Слайд 11. В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

Слово предоставляется зоологам.

Зоологи.

Животных арктической зоны кормит……. Морскими водорослями питаются ……., а ими - …….. Основная пища птиц и животных – это ……. На скалистых берегах собираются………., ………….. и …………….., здесь они выводят ………………………. Птиц с необычными клювами называют ……………. Все звери - прекрасные …………….. От холода их защищает ………………………. Это…………………. и ……………. На тюленей охотятся ………………………………….. У них длинная густая шерсть ……………цвета и ……………….. лапы, чтобы удобнее было……………………………………………………

ЖИВОТНЫЕ ЛЕДЯНОЙ ЗОНЫ

Слайд 12. Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

Слайд 13. У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

Слайд 14. На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Дети вставляют пропущенные слова в карточки-«помогайки» и озвучивают рассказ, сопровождая показом схем и картин.

Слайд 15. Какой вывод, исходя из вышеизложенного вами материала можно сделать?: В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.

3. Физкультминутка. 

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама чуть поменьше ростом.

Ну, а сын – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

4. Продолжение новой темы

Слово предоставляется экологам.

Экологи

Вставьте слова, подходящие по смыслу:

Человек ……………….коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают ……………….. Проложен …………………………... Люди занимаются рыболовством, …………………. Но не всегда это разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен ………... Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в …………… книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды загрязняются …………., вредными веществами с проходящих судов.

 ( серьезный ущерб, не является, Северный морской путь, охота, научные станции, Красная, мусор )

АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК

Слайд 16.  Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут.

Слайд 17. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

Слайд 18. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа.  

Слайд 19. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.  

Слайд 20. Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

5. Закрепление изученного материала.

а) фронтальный опрос.

            Слайд 21.

- Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

- Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

- Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

- Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

б) цепи питания:

             Слайд 22.

Водоросли – рачки – рыбы – птицы

Водоросли – рачки – рыбы – тюлени

Рыбы – тюлени – белые медведи

в) Заполните таблицу сегодняшней экспедиции (взаимопроверка в парах) 

            Слайд 23.

Арктика – царство снега и льда

Географическое положение

Северный Ледовитый океан, северные моря, острова

Освещенность

Полярный день и полярная ночь, Северное сияние

Растительный и животный мир

Лишайники, мхи, полярный мак, брусника, морошка, рачки, рыбы, гагарки, белый медведь, морж, тюлень

Деятельность человека

Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

г) разгадать кроссворд: (на доске)

Вопросы:

1. Птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют “птичьи базары”, 2. Близкий родственник тюленя. 3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни. 4. Это животное бывает добычей белого медведя. 5. Растение полярной зоны. 6. Самый крупный обитатель морей и океанов. 7. Пища рыб северных морей

Ответы: 1. Чайка. 2. Морж, 3. Кайры, 3. Тюлень, 5. Лишайники, 6. Кит, 7. Рачки.

Ключевое слово – АРКТИКА

д) Напишите синквейн на тему сегодняшнего урока (зачитывание своих работ)

6. Рефлексия (самоанализ деятельности) организация работы учащихся по заполнению Листа самоанализа деятельности

Оцените каждый свою работу на уроке по листам самооценки

7. Домашнее задание. Листы с вопросами выдаются каждому ученику

Ответить на вопросы викторины “Знаешь ли ты Арктику”.

  1. Что вам известно о природе Арктики. Какие природные явления наблюдаются только в арктических широтах?
  2. Каков животный и растительный мир Арктики?
  3. Северный Ледовитый океан. Чем он отличается от других водных бассейнов океанов?
  4. Что такое Северный морской путь? Его протяженность?
  5. Какие моря и острова расположены по Северному Морскому пути?
  6. Кого из первопроходцев на Северном полюсе вы знаете?
  7. Когда была организована первая Великая Северная экспедиция по изучению и освоению Северного морского пути? Кто ее возглавил?
  8. Когда состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс 1"? Кто ее организатор?
  9. Кто провел первую зимовку на дрейфующей льдине? Когда это было?
  10. Когда был осуществлен переход по Северному морскому пути в одну навигацию? Кто организатор?
  11. Когда был построен первый ледокол в России? Чья это конструкция? Какой памятный знак есть в Мурманске, посвященный этому ледоколу и как его называют?
  12. Что вы знаете о дирижабле "Италия"? Кто принимал участие для спасения его экипажа?
  13. Какой транспортный ледокол дрейфовал 812 дней в Арктических льдах?
  14. Что вы знаете об экспедиции русского морского офицера Г.Седова?
  15. Какой первый в мире атомоход начал первую навигацию по Северному морскому пути и в каком году?
  16. Что вы знаете о лагере Шмидта? Кто был первым летчиком, прилетевшим в лагерь Шмидта?
  17. Кто принимал участие в спасении челюскинцев ?
  18. Когда и кем были осуществлены первые перелеты в Арктику?
  19. О.Ю. Шмидт. Что вы знаете о нем и ледоколе, носившем его имя?
  20. Что вы знаете о затерянных экспедициях?
  21. Почему Мурманск называют воротами в Арктику?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРКТИКА - ЦАРСТВО СНЕГА и ЛЬДА Подготовила учитель начальных классов ГКООУ « Мореновская областная санаторно-лесная школа» Цопа О.Н. 2013 г. (Начало)

Слайд 2

степь лес пустыня тундра АРКТИКА ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Слайд 3

Издавна эту область Земли называют АРКТИКОЙ от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы Северный полюс

Слайд 4

Северный ледовитый океан и его острова

Слайд 5

ПЛАН РАБОТЫ Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов) Какие растения встречаются в этой зоне? (задача для ботаников) Какие животные встречаются в этой зоне? (задача для зоологов) Какова деятельность человека в зоне арктических пустынь? (задача для экологов)

Слайд 7

Освещенность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арктики Растительный мир 2 часть

Слайд 2

ЛИШАЙНИКИ

Слайд 3

Ягель – основная пища северных оленей Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

Слайд 4

Полярный мак Полярная ива

Слайд 5

Животный мир Арктики моржи тюлени Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира

Слайд 6

Белые медведи Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Белые медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

Слайд 7

Птичьи базары Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Слайд 8

Вывод: В Арктике совсем не пустынно. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арктика и человек Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. 3 часть

Слайд 2

Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

Слайд 3

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

Слайд 4

Красная книга

Слайд 5

ЗАПОВЕДНИКИ ПОЛУОСТРОВ ТАЙМЫР ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ

Слайд 6

ВОПРОСЫ: 1. Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики. 2. Какие растения и животные характерны для арктической зоны? 3. Почему люди с давних пор осваивают Арктику? 4. Какие меры принимают люди, защищая природу северного края? 5. Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

Слайд 7

Цепи питания ПТИЦЫ РЫБЫ РАЧКИ ВОДОРОСЛИ ТЮЛЕНИ РЫБЫ РАЧКИ ВОДОРОСЛИ ТЮЛЕНИ РЫБЫ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ

Слайд 8

Арктика – царство снега и льда Географическое положение Северный Ледовитый океан, северные моря, острова Освещенность Полярный день и полярная ночь, Северное сияние Растительный и животный мир Лишайники, мхи, полярный мак, брусника, морошка, рачки, рыбы, гагарки, белый медведь, морж, тюлень Деятельность человека Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота

Слайд 9

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

Конспект урока и презентация к уроку ИЗО "Осенний пейзаж родной Земли"

конспект урока, презентация, музыкальное сопровождение...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...