КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Окружающий мир.
Количество часов: всего - 68, в неделю - 2
Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции « Начальная школа 21 века». Руководитель - член -корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана - Граф, 2010г
Учебник Н.Ф Виноградова. Окружающий мир. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ; Вентана-Граф, 2010г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости 1} системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание
в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 4 года изучения. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменять соотношение часов.
Содержание тем учебного курса
Третий класс (68 ч) Введение (1ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды и водоемов от загрязнения.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Почва — среда жизни организмов. Состав почвы. Плодородие почвы. Охрана почв.
Природные зоны России: ледяная зона, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня (общая характеристика).
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Особенности жизнедеятельности животных: передвижение, питание, дыхание, выделение. Размножение. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Охрана животного мира.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Основные требования к уровню подготовки учащихся третьего класса.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
называть (приводить примеры):
- тела живой и неживой природы;
- планеты Солнечной системы (2-3);
- свойства воздуха, воды;
- состав почвы;
- древние города и их достопримечательности;
- имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
- причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
К концу обучения в третьем классе обучающиеся получат возможность научиться:
различать (соотносить):
- год, век, арабские и римские цифры;
- названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
- растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные - позвоночные);
- приспособления животных к среде обитания;
- особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
- понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
- объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
- характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
- характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
- раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
- составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
- соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
- рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Календарно– тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. Проектная деятельность | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Дата проведения | Наглядные пособия и ТСО, ИКТ | Корректи- ровка | |
план | факт | ||||||
1 | Введение. Где ты живёшь? Когда ты живёшь? | 1 | Получат возможность научиться «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. | географическая карта | |||
2 | Земля – наш общий дом. Солнечная система. | 1 | Получат возможность научиться: находить информацию о представлении людей древних цивилизаций о происхождении Земли, об истории возникновения жизни на Земле, о том, как человек исследовал Землю, об истории возникновения карты. | презентация « Солнечная система» | |||
3 | Земля – наш общий дом. Земля – планета солнечной системы. | 1 | т. «Земля», «Форма земной поверхности» | ||||
4 | Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле. | 1 | «Уроки Кирилла и Мефодия» «Экологическая система-ячейка живой оболочки Земли» | ||||
5 | Земля – наш общий дом. Солнце – источник тепла и света. | 1 | «Уроки Кирилла и Мефодия», «Вещество и энергия» | ||||
6 | Земля – наш общий дом. Значение воды для жизни на Земле. Экскурсия на водоём. | 1 | т. «Водоёмы», слайд-альбом «Вода, которую мы пьём» | ||||
7 | Земля – наш общий дом. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | слайд-альбом «Воздух, которым мы дышим» | ||||
8 | Земля – наш общий дом. Изображение Земли. | 1 | карта | ||||
9 | Земля – наш общий дом. Глобус – модель Земли. | 1 | глобус | ||||
10 | Земля – наш общий дом. Карта. Географическая карта. | 1 | географическая карта | ||||
11 | Земля – наш общий дом. Масштаб, условные обозначения карты (практическая работа). | 1 | карта России, Саратовской области | ||||
12 | Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. | 1 | Научатся: приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, знать правила сбора грибов. Описывать признаки отравлений грибами. | плакат «Грибы нашей местности» | |||
13 | Растительный мир Земли. Распространение растений на Земле. Значение растений для жизни. | 1 | Научатся: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). Находить информацию о разнообразии растений родного края, о ядовитых растениях, о том, как предупредить отравлений ими. | т. «Многообразие растений» | |||
14 | Растительный мир Земли. Растения и человек. | 1 | Уроки Кирилла и Мефодия «Растения и их роль на Земле» | ||||
15 | Растительный мир Земли. Разнообразие растений на Земле. Проект. Начало работы над проектом. | 1 | презентация | ||||
16 | Растительный мир Земли. Разнообразие растений на Земле. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами (практическая работа). Защита проекта « Разнообразие растений» | 1 | гербарий, презентации к проектам | ||||
17 | Растительный мир Земли. Растения – живые существа (организмы). | 1 | т. «Живые организмы» | ||||
18 | Растительный мир Земли. Жизнь растений. | 1 | т. «Части растений» | ||||
19 | Растительный мир Земли. Питание растений. | 1 | т. «Части растений» | ||||
20 | Растительный мир Земли. Размножение растений. | 1 | коллекция «Семена и плоды» | ||||
21 | Растительный мир Земли. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. | 1 | гербарий | ||||
22 | Растительный мир Земли. Растения и человек. | 1 | презентация | ||||
23 | Растительный мир Земли. Охрана растений. | 1 | презентация « Охрана растений» | ||||
24 | Животный мир Земли. Животные – часть природы. Роль животных в природе. | 1 | Научатся: описывать признаки животного и растения как живого существа. Приводить примеры животных родного края, их цепи питания. Составлять небольшой рассказ о том, как животные воспитывают своих детенышей. | слайд-альбом «Домашние и дикие животные» | |||
25 | Животный мир Земли. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия «Животные и их роль на Земле»» | ||||
26 | Животный мир Земли. Животные – живые тела (организмы). | 1 | Научатся находить информацию о животных родного края. Получат возможность научиться : составлять небольшой рассказ о поведение животных, об их особенностях жизнедеятельности: передвижении, питании, дыхании, размножении; приспособлении к среде обитания. | иллюстрации | |||
27 | Животный мир Земли. Особенности жизнедеятельности животных. | 1 | Проект «Животные вокруг нас» | ||||
28 | Животный мир Земли. Поведение животных. | 1 | иллюстрации | ||||
29 | Животный мир Земли. Беспозвоночные животные. | 1 | иллюстрации | ||||
30 | Животный мир Земли. Позвоночные животные. | 1 | иллюстрации | ||||
31 | Животный мир Земли. Птицы и звери – позвоночные животные. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия «Звери и птицы» | ||||
32 | Животный мир Земли. Животные родного края. Проект Начало работы над проектом. | 1 | т. «Многообразие животных» | ||||
33 | Животный мир Земли. Цепи питания. Защита проекта « Животные родного края» | 1 | т. Цепи питания», презентации к проектам | ||||
34 | Животный мир Земли. Охрана животного мира. | 1 | слайд-альбом «Домашние и дикие животные» | ||||
35 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Древняя Русь). | 1 | Научатся: находить информацию о происхождении имен и фамилий, во что верили славяне, о принятии христианства на Руси. Составлять небольшой рассказ о том, каким был человек в разные времена. Получат возможность научиться называть русское государство в разные исторические времена (эпохи); составлять портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. | иллюстрации | |||
36 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Московская Русь). | 1 | иллюстрации | ||||
37 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Российская империя). | 1 | иллюстрации | ||||
38 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Советская Россия. СССР. Российская Федерация). | 1 | государственная символика | ||||
39 | Каким был человек в разные времена. Происхождение имён и фамилий. | 1 | Презентация « Моя родословная» | ||||
40 | Каким был человек в разные времена. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России. | 1 | иллюстрации | ||||
41 | Каким был человек в разные времена. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России. | 1 | портреты | ||||
42 | Каким был человек в разные времена. Культура быта: интерьер дома. | 1 | слайд-альбом | ||||
43 | Каким был человек в разные времена. Интерьер дома в разные исторические времена. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
44 | Каким был человек в разные времена. Одежда. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
45 | Каким был человек в разные времена. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
46 | Каким был человек в разные времена. Русская трапеза. Проект. Защита проекта « Русская трапеза» | 1 | презентации к детским проектам | ||||
47 | Каким был человек в разные времена. Во что верили славяне. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия | ||||
48 | Каким был человек в разные времена. Принятие христианства на Руси. | 1 | слайд-альбом | ||||
49 | Как трудились люди в разные времена. Что такое земледелие. | 1 | Научатся: составлять небольшой рассказ об орудиях труда в разные исторические эпохи. Находить информацию об особенности труда людей родного края. Получат возможность научиться находить информацию из других источников: о торговле, о возникновении денег, развитии техники в России (на примере авиации, автостроения), об освоении космоса, строительстве, о первых славянских поселениях, древних городах (Великий Новгород, Москва, Владимир). | иллюстрации | |||
50 | Как трудились люди в разные времена. Крепостные крестьяне (труд крестьянских детей). | 1 | иллюстрации | ||||
51 | Как трудились люди в разные времена. Крепостные крестьяне (тяжёлый труд крепостных). | 1 | репродукция картины « Бурлаки на Волге» | ||||
52 | Как трудились люди в разные времена. Ремёсла. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия | ||||
53 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси. | 1 | иллюстрации | ||||
54 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (маленькие ремесленники). | 1 | иллюстрации | ||||
55 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (гончарное). | 1 | иллюстрации | ||||
56 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (ткацкое). | 1 | слайд-альбом | ||||
57 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (оружейное). | 1 | иллюстрации | ||||
58 | Как трудились люди в разные времена. Появление фабрик и заводов. | 1 | иллюстрации | ||||
59 | Как трудились люди в разные времена. Рабочие и капиталисты. 97-99 | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
60 | Как трудились люди в разные времена. Развитие техники в России. | 1 | слайд-альбом | ||||
61 | Как трудились люди в разные времена. Развитие техники в России (автостроение). | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
62 | Как трудились люди в разные времена. Развитие техники в России (авиация) | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
63 | Как трудились люди в разные времена. Освоение космоса. | 1 | выставка детских рисунков | ||||
64 | Как трудились люди в разные времена. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||||
65 | Как трудились люди в разные времена. Особенности труда людей родного края. | 1 | иллюстрации, детские рисунки | ||||
66 | Как трудились люди в разные времена. Урок – обобщение. Древняя Русь. | 1 | презентация « Древняя Русь» | ||||
67 | Как трудились люди в разные времена. Урок – обобщение. Россия времён Петра I. | 1 | Медиотека Кирилла и Мефодия | ||||
68 | Как трудились люди в разные времена. Урок – обобщение. Россия XX века. | 1 |
Перечень учебно - методического обеспечения
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Виноградова Н.Ф. и др. Окружающий мир: учебник. 3 класс: в 2ч. М.«Вентана – Граф», 2010г.
Виноградова Н.Ф., Поглазова О.Т. Учимся познавать мир: рабочие тетради к учебнику - М.«Вентана – Граф», 2010г.
Список литературы. Перечень ИКТ.
1. Образовательная система «Школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». / Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф.Виноградова. М. «Вентана – Граф», 2010г. – 158с.
2. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. – 88 с.
3. Журнал «Начальная школа плюс До и После», ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. Министерство образования РФ, Российская Академия образования, Московский психолого – социальный институт, ООО «Баласс»
Литература, рекомендованная для учащихся
1.Я познаю мир: детская энциклопедия. Автор-сост. Н.В. Чудакова. М;издат. АСТ-ЛТД, 2011г.-448с.
2. Энциклопедия «Живой мир»
Образовательные диски
1.Детская энциклопедия о животных. ЗАО «Новый Диск».WWWnd.ru ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....