Конспект урока - игры по теме: "Классификация животных"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Шеварова Елена Борисовна

Данный материал содержит конспект урока-игры "Самый-самый-самый". В процессе урока учащиеся в игровой форме обобщают и закрепляют знания о классификации животных. Дети должны осознать важность и необходимость каждого живого существа на планете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА-ИГРЫ

«САМЫЙ-САМЫЙ-САМЫЙ»

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 2 КЛАСС

ТЕМА: «РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

                                      Составитель: Шеварова Елена Борисовна,

учитель начальных классов МОУ-СОШ №4 г.Клина

Цели и задачи:

                        1. обобщить и закрепить знания учащихся об основных представителях шести групп животного мира: их внешнем виде, отличительных признаках, повадках, среде их обитания;

                        2. развивать познавательные и коммуникативные способности, умение анализировать, обобщать; развивать внимание, память, ассоциативное мышление; расширять кругозор; развивать творческое мышление, умение фантазировать;

                        3. воспитывать любовь к природе, чувство необходимости беречь природу, чувство ответственности перед окружающим миром.

Оборудование: 

А) картинки с изображениями животных и основы для их размещения на доске, раздаточный материал (фотографии животных);

Б) выставка  книг о животных, выставка лучших проектов детей по теме «Животные Красной книги»;

В) кормушки, изготовленные детьми дома; нагрудные значки с изображениями животных, которые дети делали на уроке технологии и изобразительного искусства («кого я буду изображать на уроке»).

***

Учитель. Сегодня мы закрепим наши знания о многообразии животных в природе и их классификации. Урок – игра поможет нам это сделать. В процессе урока за верные, полные и интересные ответы я буду давать жетоны, которые потом вы «обменяете» на отметки. Итак – начнём!

Однажды собрались животные на поляне. Надо было решить очень важный вопрос – кто самый важный, нужный, самый сильный, самый ловкий и самый красивый.

Чтобы решать важные вопросы, сначала надо всем занять свои места.

А вот и первое задание: почему поляну для собрания поделили на четыре части?


?


?



?



?

Ученик - её поделили на четыре части потому,  что все животные разделены на четыре группы – звери, птицы, рыбы, насекомые. Каждая группа займёт одну из четырёх частей поляны. Размещает на прямоугольнике надписи: звери, птицы, рыбы, насекомые.

Учитель награждает жетонами.

Учитель. Все животные нашли свои места, только волк, кузнечик, карась и аист никак не могут понять – куда же им сесть?

Второе задание – помоги животным понять, куда и почему им надо сесть (перемести картинки на нужные места).

звери

птицы

рыбы

насекомые


           

 

Ученик - Волк должен сесть к зверям, т.к. его тело покрыто шерстью, а волчицы выкармливают детёнышей молоком. Это признаки зверей.

Ученик - Аист должен сесть к птицам. Тело аиста покрыто перьями, это говорит о том, что он – птица.

Ученик - Карась должен сесть вместе с рыбами. Он – водное животное. Его тело покрыто чешуёй. Поэтому его относят к группе «рыбы».

Ученик - Кузнечик сядет к насекомым: у него три пары ног, как и должно быть у насекомых.

звери


волк

птицы


аист

рыбы


карась

насекомые


кузнечик

Учитель награждает жетонами.

 

 Задание третье. Открывается ещё одна часть доски.

А вот отдельно пустуют ещё два места…  Кто-то опоздал…

Догадайся, кому оставлены эти места, объясни своё решение.




                  ?




              ?

Ученик -Эти места оставлены для особой группы животных: земноводных и пресмыкающихся.

К земноводным относятся лягушки и жабы, а к пресмыкающимся – змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы. Размещает на «отдельных местах» надписи: лягушки, жабы, змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы.

Распредели картинки по нужным местам.

 земноводные


лягушки

 жабы


пресмыкающиеся


змеи

ящерицы черепахи    крокодилы


                

Учитель награждает жетонами.

Ну вот, все расселись по местам.

Теперь задание четвёртое: пусть каждая группа животных расскажет об одном своём представителе так, чтобы все догадались, о ком идёт речь. Можно показывать движения животного. Либо нескольким детям раздаются изображения, либо каждый ребёнок подбирает для себя изображение сам. Если класс разбивается для игры на группы, то каждой группе даётся заранее задание – подобрать картинки с изображением  животного конкретной группы.

Первое описание.

Ученик - Я покрыта рыжевато-коричневой курчавой шерстью, у меня мягкие длинные уши, короткий хвостик, мокрый чёрный  нос; у меня бывает до шести детёнышей, я кормлю их своим молоком. Я живу в доме человека, иногда он берёт меня с собой на охоту. Я очень люблю своего хозяина, и когда он приходит с работы – встаю на задние лапы и делаю так  (изображает лай).

Ученик - Это собака! Спаниэль. Группа – звери.

Второе описание.

Ученик - Я живу около воды. Я довольно большая. У меня длинные тонкие ноги, длинная шея, длинный клюв. У меня красивые серо-белые перья. Я брожу по воде и хватаю лягушек,

мелких рыбок. Я немного похожа на  журавля и аиста. Про меня есть сказка, там ещё есть журавль. А хожу я вот так (изображает).

Ученик - Это  цапля! Группа – птицы.

 

Третье описание.

Ученик - Я очень длинный, умею шипеть и свиваться кольцами, лап у меня нет. Могу проглотить очень большую добычу. А убиваю я добычу так: обвиваю её своим телом и душу.

Ученик - Это удав! Группа – пресмыкающиеся.

Четвёртое описание.

Ученик - Я нежно-коричневый, у меня есть усики-антенны, они похожи на маленькие веера. Животик у меня покрыт пушинками. У меня шесть лапок. У меня есть крылышки – одни прозрачные и мягкие, другие жёсткие и прочные. Я появляюсь в мае, меня очень любят ловить дети. А я люблю листочки берёзы.

Ученик - Это майский жук! Группа – насекомые.

Пятое описание.

Ученик - Я бываю просто огромный, живу в реке. Я тяжёлый, иногда меня не могут поднять несколько человек. За мной охотятся рыбаки. У меня есть усы!

Ученик – Это  сом! Группа – рыбы.

Шестое описание.

Ученик - Я живу около воды и в воде. Ем мелких насекомых. Умею и ходить, и плавать, и прыгать. Я покрыта бугорками. Некоторые думают, что от меня бывают бородавки, но это не так! А ещё я умею надувать мешки по бокам головы и громко урчать!

Ученик - Это жаба! Группа – земноводные.

Учитель. Как интересно вы отвечали! И за это получаете жетоны. Молодцы!

А сейчас давайте сделаем небольшую переменку.

Физминутка  «На водопой».

 Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. Дети идут по кругу друг за другом.

За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисенок, Идут крадучись.

За мамой-ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

За мамой-зайчихой — косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Волчица вела за собою волчат. Идут «на четвереньках».

Все мамы и дети напиться хотят! Останавилваются.

Задание пятое. Давайте поиграем в ассоциации. Посмотрите на доску. Здесь изображения птиц и людей разных профессий. Пофантазируем – какая птица какой профессией могла бы заниматься (нужно сопоставить изображение птицы с изображением человека определённой профессии и объяснить свой выбор )

Ученик - Сова  -  учёный (у совы есть «очки»)

 

 Ученик - Пингвин   -   дерижор (у него красивый, строгий,  чёрный фрак)

 Ученик - Павлин -  фотомодель (он самый красивый!)

 Ученик - Попугай  -   диктор (он умеет говорить), клоун (у него яркое оперенье, как костюм клоуна)

Ученик - Дятел  -   врач (он лечит, только не людей, а деревья )

 

Учитель награждает жетонами.

 Задание шестое. Перед вами кроссворд. Я буду читать загадки, а кто быстрее придумает правильный ответ, тот и будет отвечать и вписывать ответ в кроссворд.

 1. Нос долог голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар)

2.. На лугах живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

3. То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек.
   Угадай, как он зовется? Ну, конечно:  …     (светлячок)

4. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет.  (бабочка)

5.. Сок из цветков она берет и в сотах копит сладкий мед.   (пчела)

Учитель награждает жетонами.

Задание седьмое. Перед вами на доске слова – названия рыб. Но буквы в словах перепутались. Поставьте их в нужном порядке! В помощь вам – картинки с изображением этих рыб.         

"В подводном царстве."

1)  кбамала   (камбала)                

2) укащ (щука)

3) раська (карась)

4)  куала (акула)

5) смо   (сом)        

Учитель. Хорошо! Вот жетоны за удачные ответы. Можно немного отдохнуть.

        Физминутка  «Снегири»

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам
В красных майках снегири.
4 наклона головы.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Частые потряхивания руками, опущенными вниз.
Головой вертят,
Улететь хотят. —
2 поворота головы на каждую строку.
Кыш! Кыш! Полетели!
За метелью, за метелью!
   Взмахивают руками, как крыльями.

А сейчас наши актёры покажут нам сценки о птицах.

Сценка №1 "Ворон и дятел" 

-скажи, ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?

-каждый кулик свое болото хвалит.

-а лиса чего с утра до вечера рыщет?

-голод не тетка.

-а чайки ворон от гнезда, почему отгоняют?

-на чужой каравай рот не разевай.

-а ласка - то рябчиков гоняет, то сама от совы удирает?

-не всему коту масленица.

-до чего же ты мудрый, ворон, все -то ты знаешь?

-век живи - век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.

 Сценка №2 "Скворец и Воробей" 

-угадай, скворец, какое оружие самое страшное?

-знаю, знаю - ружье!

-не угадал!

-знаю, знаю - пушка!

-снова не угадал!

-знаю, знаю:…….не знаю….

-рогатка! Из пушки - то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки - только успевай отскакивать! Уж я -то знаю, я-то стреляный воробей.

Задание восьмое. Объясните пословицы и поговорки. Почему мы вспомнили их на этом уроке?

  • Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.
  • Вода- мать, а без матери не проживешь.
  • Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

Ученик - лес, вода, деревья – всё это дом для животных! И этот дом надо беречь!

На предыдущих уроках мы говорили о невидимых нитях, связывающих всё в нашем мире. Давайте попробуем, помня о невидимых нитях, решить – кто же у нас тут самый-самый-самый?

Ученик - Всё в нашем мире связано. Все зависят от всех. Пропадает один – исчезает и кто-то другой. Важен каждый. И каждый красив по-своему. И каждый занимается своим делом. Поэтому нельзя сказать, кто именно самый-самый-самый…

Учитель награждает жетонами.

Каждый из вас готовил  сообщение о животном, занесённом в Красную Книгу. Я внимательно изучила  все сообщения и сейчас прочитаю лучшие. А потом мы проголосуем и выясним, какое сообщение понравилось вам больше. Учитель зачитывает несколько  сообщений, дети голосуют за лучшее. Все сообщения помещаются после урока на выставку работ, чтобы все могли с ними познакомиться.

Ученик -Все-все
На свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд -
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

Ученик - Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ученик - Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом.

Ученик  - Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Ребята, вы – молодцы! Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдет даром, вы станете настоящими защитниками природы.  

  А какое время года сейчас? (- зима)

- А кому труднее всего зимой? (- птицам)

 Почему? (- трудно найти корм, а голод для птиц страшнее холода!)

Чем мы можем помочь? (- мы можем подкармливать птиц!)

 Правильно! Поэтому я предлагаю всем одеться и выйти в школьный двор, чтобы развесить  замечательные кормушки, которые вы смастерили вместе с родителями.

  После урока дети, активно участвовавшие в игре, получат отметки в дневник и журнал.

       

             КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-ИГРЫ

                 ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

          ТЕМА: «КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ»

                                                  (обобщение и систематизация)

                                                                    Составитель: Шеварова Елена Борисовна

                                                       Должность: учитель начальных классов

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру"Питание животных"

Конспект урока по окружающему миру "Питание животных", 2 класс...

Конспект дидактической игры "Дикие и домашние животные"

Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушением слуха...

Урок математики по теме «Классификация углов:прямой,острый, тупой.»

Данный конспект предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе Л.В. Занкова...

Урок: Игра-викторина "Эти забавные животные"

Внеклассное занятие для 1 класса...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...

конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...


 

Комментарии

Шеварова Елена Борисовна

Данный материал содержит конспект урока-игры "Самый-самый-самый". В процессе урока учащиеся в игровой форме обобщают и закрепляют знания о классификации животных. Дети должны осознать важность и необходимость каждого живого существа на планете.

Шеварова Елена Борисовна

Особая благодарность авторам иллюстраций и текстовых фрагментов,вошедших в конспект урока.

Пермякова Надежда Николаевна

Конспект построен по всем требованиям к структуре занятия, соблюдается охранительный режим, систематизируются знания по теме "Животные".