Обобщающие уроки по окружающему миру
статья (окружающий мир) по теме

Мамасуева Нина Ивановна

Обобщение знаний имеет большое значение. В процессе этой работы происходит систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений, устанавливается взаимосвязь между предметами и явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchie_uroki_po_okruzhayushchemu_miru.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающие уроки по окружающему миру

Мамасуева Нина Ивановна, учитель начальных классов                                                             ГБОУ школы № 102  г.Санкт-Петербурга

        Обобщение знаний имеет большое значение. В процессе этой работы происходит систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений, устанавливается взаимосвязь между предметами и явлениями природы. Таким образом, обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся.

        Обобщение возможно в том случае, если у школьников имеется определенный запас фактического материала. Необязательно, чтобы накопился большой объем этих знаний.

        В процессе изучения окружающего мира у учащихся накапливается определенный круг представлений о неживой и живой природе. Например, к концу обучения во втором классе учащиеся имеют представления о неживой и живой природе, в частности об изменениях в мире растений, насекомых, птиц, диких зверей и домашних животных, о сезонном  труде людей в зависимости от времени года. Эти представления и составляют конкретные фактические знания, которые являются материалом для обобщения.

        В курсе окружающего мира практически на каждом уроке есть элементы обобщения. Важно, чтобы эти уроки не превратились только в уроки повторения и закрепления изученного материала. Рекомендовано во втором классе проводить четыре обобщающих урока, а в третьем-четвертом классах – семь уроков.

        Одновременно обобщающие уроки выполняют и контрольно-измерительную функцию, так как дают возможность учитывать уровень и прочность сформированных ранее у учащихся знаний, и если есть в этом необходимость, то исправлять и пополнять эти знания.

        Научить учащихся обобщать материал можно по плану:

1. Выделять главное, основное содержание в обобщаемом материале.

2. Выделять основные характеристики предметов, отношения между ними.

3. Сравнивать предметы между собой, выделять общие, фундаментальные особенности, которые могут лечь в основу обобщения.

4. Формулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность и т.д.).

При правильной организации урока эффективным методом обобщения и систематизации знаний может быть беседа, основным условием ее эффективности является уровень или степень подготовки учащихся по теме. Учащихся надо готовить к такой работе: они должны владеть фактическим материалом, навыками сравнения, знать свойства предметов, их основные характеристики. При недостаточной подготовке учащихся беседа-обобщение может превратиться в монолог учителя.

Для обобщения и систематизации знаний нужно составить такие вопросы, ответы на которые позволили бы получить обобщение знаний по этой теме. На уроке желательно использовать наглядные пособия, которыми учащиеся пользовались в ходе изучения материала.

В структуре обобщающего урока можно выделить следующие моменты:

- организация учащихся, в ходе которой выясняется их подготовка к уроку, проверяется наличие необходимых наглядных пособий, обобщаются тема, цели и задачи предстоящего урока;

- проверка знаний, умений и навыков по изученной теме (как правило, отдельные учащиеся получают задания, выполняют их, а остальные учащиеся дополняют по мере необходимости);

- обобщающая беседа по теме;

- заключительное слово учителя, в ходе которого отмечается, какой материал темы и как усвоен учащимися.

Для проверки усвоения материала учащимися всего класса, а также степени сформированности умений и навыков можно провести небольшую самостоятельную работу или тест.

В качестве примера:

Обобщающий урок в 3 классе «Растительный и животный мир нашей местности»

Цели: обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о природе; показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства; установить взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью человека; научить учащихся анализировать материал, сравнивать природные объекты, делать выводы, развивать наблюдательность в процессе демонстрации экранных пособий и гербарного материала; продолжить развитие умения работать с текстом; способствовать природоохранительному воспитанию учащихся.

Оборудование: глобус, физическая карта России, карта природных зон, гербарий растений нашей местности, слайд-фильм «Растения и животные нашей местности», творческие работы учащихся(мини-проекты, рефераты, рисунки, кроссворды), дополнительная литература.

Методы и методические приемы: работа с картой, демонстрация экранных пособий, гербарного материала и слайд-фильма, беседа, работа с текстом дополнительной литературы.

В начале урока дается задание классу: определить местоположение Ленинградской области на глобусе и карте. В ходе беседы выяснить, что характерно для природы нашего региона, в какой природной зоне она находится, какие в ней преобладают растения и животные и т.д.

Вопрос, требующий обобщенного ответа: Какие сезонные изменения в жизни растений и животных характерны для нашей местности?( В ответе должно быть отмечено, что сезонные изменения зависят от расположения природной зоны по отношению к экватору).

Далее учащиеся вспоминают названия растений и животных своей местности, уточняют характерные особенности их строения и жизнедеятельности. Выяснение характерных особенностей растений и животных местности и сравнение их с другими позволяют установить зависимость между основными факторами неживой и живой природы ( беседа сопровождается наглядным материалом).

Учащиеся делают вывод о природе своей местности, отвечают на вопрос, как изменяется труд людей в зависимости от природных условий и от времени года.

В конце урока учитель должен подвести учащихся к выводу: растительный и животный мир разнообразен; человек использует богатства природы в своей хозяйственной деятельности, но должен бережно относиться к ним и охранять их.

По методике проведения обобщающие уроки достаточно сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начнет готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс

Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс УМК "Школа России"...

Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса

Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса...

Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"

Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала...

Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе

Тема урока: «Планета заболела»Обобщающий урок по окружающему миру в 3 классеХод урока.I. Организационный этап.Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне учитель читает стихи.Ах, как часто, ...

КИМ к обобщающему уроку по окружающему миру

КИМ к обобщающему уроку по окружающему миру 2 класс "Школа России"...

Урок по реализации регионального содержания в образовании. Конспект обобщающего урока по окружающему миру «Путешествие по Архангельской области»

Урок по теме «Путешествие по Архангельской области» предназначен для учителейначальных классов, а также для руководителей курсов внеурочной деятельности краеведческой направленности. Данны...