Тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Хархавкина Марина Геннадьевна

Тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_okruzhayushchemu_4_klassa.docx48.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса

Пояснительная записка к рабочей программе.

        Цель курса – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического           образования в современных условиях. Учебный курс носит «Мир вокруг нас» личностно-развивающий характер.

Приоритетной задачей курса является:

  • Формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • Воспитание любви к своему городу, к своей Родине;
  • Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития, у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих идей:

  1. Идея многообразия мира.
  2. Идея экологической целостности мира.
  3. Идея уважения к миру.

В основе преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Учащиеся:

  • Ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни;
  • Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
  • Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира;

Важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Задачи организации учебной деятельности:

  • Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.
  • Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы:

1. Подвести детей к сознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству. Дети должны расширить представления о стране и познакомиться с государственной символикой.

2. Уточнить понятия: объект природы, живая –неживая природа, изделия; начать пользоваться терминами: тело природы, явление природы; познакомить с понятием историческое время.

3. Основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя.

4. Школьникам нужно научиться осознавать себя как часть природы  и человеческого общества. Дети должны понять , что все люди разные, но вместе с тем каждый человек имеет и общие для всех живых существ особенности. Дети должны понять необходимость здорового образа жизни и значение физической культуры для сохранения хорошего самочувствия и работоспособности.

5. Дети должны иметь представления: правил поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми, в учреждениях и местах отдыха людей. Формируются  и знания об особенностях семьи как  части общества людей.

6. Различать основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; холм, овраг, гора; разнообразие водоёмов; части реки;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

 Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • традиционное обучение
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Содержание программы «Окружающий мир» 4 класс

по учебнику «Окружающий мир» 4  класс в 2-х частях,

автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова  (2 часа в неделю, 68 часов)

Земля и человечество (10 часов)

Формировать общие представления о солнечной системе. Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Определить понятие «география» как древнейшей науке о поверхности Земли. Ознакомить с суточным движением Земли, сменой времён года, дня и ночи. Глобус и карта полушарий. Определение сторон горизонта на глобусе и карте полушарий. Северный полюс, Южный полюс, экватор. Вращение Земли вокруг своей оси; смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца; смена времён года. Материки и океаны. Моря. Низменности, возвышенности, горы. Изображение нашей страны на глобусе и карте полушарий. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте.

Природа России(10 часов)

Россия на карте. Равнины, горы, моря, реки России (в форме путешествия по карте). Представление об островах и полуостровах. Природные зоны России: зона арктических пусть (ледяная зона), зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь. Карта природных зон.

Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Изменения в природе под влиянием человека в каждой из зон. Охрана природы каждой из зон; виды растений, животных. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление о природном равновесии. Необходимость учёта природного равновесия при хозяйственной деятельности людей для предупреждения отрицательных изменений в природе.

Экскурсии: в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края.

Практические работы: найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озёра, реки, острова и полуострова, изучаемые природные зоны; рассматривание гербарных экземпляров растений природных зон, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.

Моделирование: цепи питания в различных природных зонах; нарушение природного баланса в результате деятельности человека.

Родной край-часть большой страны  (14 часов)

Наш край на карте. План местности. Ориентирование на местности. Погода в нашем крае. Поверхность края её красота.

Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр.

Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёма от загрязнения.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Значение почв для существования живых организмов на суше. Общее представление о круговороте веществ в природе с участием растений, животных, микроорганизмов. Охрана почв.

Лес, луг, водоём – природные сообщества. Организмы в сообществах: растения, животные, грибы, микроорганизмы, их разнообразие и приспособленность к условиям жизни, роль в сообществе. Взаимосвязи в сообществах.

Растениеводство края и его отрасли. Животноводство края и его отрасли.

Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

Экскурсии: поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края; природные сообщества родного края.

Практические работы: работа с планом своего города (села), картой края с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты.

Моделирование: круговорот веществ в природе; цепи питания в сообществах края.

Страницы всемирной истории  (5 часов)

Понятие «лента времени». Понятия «наша эра», «до нашей эры». Дать представление о первобытных людях; познакомить с древним Египтом, Грецией и Римом; формировать представление о Средневековье; познакомить со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, открытиями.

Страницы истории Отечества  (20 часов)

«Повести временных лет». Первые русские князья. Былинные герои Древней Руси. Языческие верования древних славян. Крещение Руси. Сформировать представление о жизни древних славян, о Древней Руси, русских князях, о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества. Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Иван III – государь всея Руси. Конец ордынского ига. Начало книгопечатания: Иван Фёдоров. Смутное время на Руси. Польская и шведская интервенция. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Петр I. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Изменения в повседневной жизни. М.В. Ломоносов  и создание первого университета. Екатерина Великая. Успехи русского оружия. Генералиссимус А.Суворов и адмирал Ф.Ушаков. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.Кутузов. Партизанская война. Путешествия и открытия 19 века. Начало 20 века. Развитие России в 20-30 годах. Великая Отечественная война. 1945 год – год Победы.

Современная Россия   (9 часов)

Россия (Российская Федерация) – наша Родина.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание. Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Важнейшие события, происходящие в стране.

Экскурсии: к местам исторических событий, памятникам истории и культуры. 

Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.

Требования к знаниям и умениям по  окружающему миру к концу 4  класса

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  •  основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
  • Учащиеся должны уметь:
  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  • рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  •  ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Рабочая программа по математике для 4  класса составлена на основе программы «Школа России».

 Авторы: .А.А. Плешаков. Концепция и программы для начальных классов. «Окружающий  мир».

Учебный комплект учащихся:

1..А.А. Плешаков «Окружающий мир»  Учебник для 4 класса  ( Ч.1,  ч.2)    Москва, Просвещение,  2010.

2. А.А. Плешаков «Окружающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь  для 4  класса в двух частях, – М., 2010.

Методический комплект учителя:

1..А.А. Плешаков «Окружающий мир»  Учебник для 4 класса  ( Ч.1,  ч.2)    Москва, Просвещение,  2010.

2. А.А. Плешаков «Окржающий мир» (Мир вокруг нас). Тетрадь  для 4  класса в двух частях, – М., 2010.

Распределение часов по разделам

Раздел

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по планированию

Примечание

1. Земля и человечество.

10

10

Количество сохранено

2. Природа России 

10

10

Количество сохранено

3. Родной край – часть большой страны.

14

14

 Количество часов по разделу сохранено

4.Страницы всемирной истории.

5

5

Количество часов по разделу сохранено

5.Страницы истории Отечества.

20

20

Количество часов по разделу сохранено

6.Современная Россия.

9

9

Количество часов по разделу сохранено

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Кол-во ч. по теме

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 10 ч.

1

1

Мир глазами астронома

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

текущий

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Понимать общие 
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

2

2

Планеты солнечной системы

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальный опрос

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Понимать общие 
условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные 
модели

3

3

Звёздное небо – Великая книга Природы

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальный опрос 

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

4

4

Мир глазами географа

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты 
(без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

Фронтальный опрос 

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

5

5

Пояса Земли. Тест.

Условия жизни 
на Земле: свет, 
тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты
(без масштаба)

Фронтальный опрос

Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать 
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли фронтальный опрос

6

6

Мир глазами историка

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Тест

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории 
Отечества

7

7

Когда и где?

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Фронтальный опрос

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

8

8

Прошлое и настоящее глазами эколога

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека 
от природы и ее состояния

Тест

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, 
выполнение правил 
поведения в природе 
и участие в ее охране Тест 
(5 мин)

9-10

9-10

Сокровища Земли под охраной человечества.

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения в природе.  Охрана растительного и животного мира

Фронтальный опрос

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу фронтальный опрос

Природа России 10 ч.

11

1

Равнины и горы России

Россия на карте. Неживая и живая 
природа. Формы земной 
поверхности. Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

фронтальный опрос

Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

12

2

Моря, озёра и реки России

Водоемы, их разнообразие, использование человеком.

Тест

(10 мин)

Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

13

3

Зона арктических пустынь

Растения и животные, их разнообразие. Понимание 
связи неживой 
и живой природы. Условия, необходимые для жизни

фронтальный опрос

Знать общие условия, необходимые 
для жизни живых 
организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

14

4

Тундра

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни

фронтальный опрос

Знать общие условия, необходимые 
для жизни живых 
организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений 
и животных тундры

15

5

Леса России

Роль растений 
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой 
и живой природы

графический диктант

Знать общие условия, необходимые 
для жизни живых 
организмов, правила 
поведения в природе.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений 
и животных леса

16

6

Лес и человек

Роль растений 
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

проверочная работа

Понимать основные правила поведения 
в окружающей среде.
Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

17

7

Зона степей

Растительный 
и животный мир, особенности труда и быта людей, 
влияние человека на природу зоны, охрана природы

фронтальный опрос

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

18

8

Пустыни

Растительный 
и животный мир, особенности труда и быта людей, 
влияние человека на природу зоны, охрана природы

фронтальный опрос

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить 
примеры представителей разных групп 
растений и животных пустыни

19

9

У Чёрного моря

Растительный 
и животный мир, особенности труда и быта людей, 
влияние человека на природу зоны

фронтальный опрос

Знать общие условия, 
необходимые для жизни живых организмов. 
Уметь приводить 
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

20

10

Экологическое равновесие. Обобщение по разделу. Тест.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

Работа с Красной книгой родного края

Знать общие условия, 
необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять 
правила поведения 
в природе

РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ 14 ч.

21

1

Наш край 

Наблюдение 
в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

текущий

Знать название родного города (села). Уметь показывать 
на карте родной край, 
выполнять основные 
правила поведения 
в окружающей среде

22

2

Поверхность нашего края

Особенности 
поверхности 
(на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

текущий

Уметь показывать 
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы 
и изделия; объекты 
неживой и живой 
природы

23

3

Водоёмы нашего края

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика)

Графический диктант

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

24

4

Наши подземные богатства

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

текущий

Уметь использовать 
полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, 
поиска дополнительной информации о подземных богатствах

25

5

Земля – кормилица

Почва, ее состав

текущий

Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять 
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

26

6

Жизнь леса

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

работа с Красной книгой

Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, 
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

27

7

Жизнь луга

графический диктант

28-29

8-9

Жизнь пресного водоёма.

текущий. фронтальный опрос

30

10

Растениеводство в нашем крае

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Тест

(10 мин)

Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

31-32

11-12

Незаметные защитники урожая

Роль животных 
в жизни людей, 
бережное отношение к животным

фронтальный опрос

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

33

13

Животноводство в нашем крае

Роль животных 
в жизни людей, 
бережное отношение к животным

фронтальный опрос

Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать за домашними животными

34

14

Обобщение по разделу. Проверочная работа.

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе

Тест

Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять 
правила поведения 
в природе

СТРАНИЦЫ  ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 5 ч.

35

1

Начало истории человечества

Человек – часть 
природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры.

фронтальный опрос

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

36

2

Мир древности: далёкий и близкий

Способы познания окружающего мира

фронтальный опрос

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

37

3

Средние века: время рыцарей и замков

Способы познания окружающего мира

фронтальный опрос

Знать историю средних веков

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки

Выдающиеся люди разных эпох

фронтальный опрос

Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу. Тест.

Выдающиеся люди разных эпох

фронтальный опрос

Знать выдающихся людей новейшего времени

СТРАНИЦЫ ИСТОРИ ОТЕЧЕСТВА 20 ч.

 40

1

Жизнь древних славян 

История Отечества.

фронтальный опрос

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать 
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории 
Отечества

41

2

Во времена древней Руси

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

фронтальный опрос

42

3

Страна городов

Москва – столица России

тематический

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

фронтальный опрос

Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории 
Отечества

44

5

Трудные времена на Русской земле

Выдающиеся  люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

фронтальный опрос

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать 
на карте границы России, некоторые города России, описывать 
события Куликовской 
битвы

45

6

Русь расправляет крылья

Россия на карте 
(границы, города, места  изученных сражений, исторических событий).

фронтальный опрос

46

7

Куликовская битва

Выдающиеся люди разных эпох.

фронтальный опрос

47

8

Иван III

Выдающиеся люди разных эпох.

фронтальный опрос

Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории 
Отечества

48

9

Мастера печатных дел

Охрана памятников истории и культуры

фронтальный опрос

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать 
полученные знания 
для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

49

10

Патриоты России

Выдающиеся люди разных эпох

фронтальный опрос

50

11

Петр Великий

Выдающиеся люди разных эпох

тест

(10 мин)

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов

Выдающиеся 
люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

фронтальный опрос

Знать историю развития образования на Руси

52

13

Екатерина Великая

Выдающиеся люди разных эпох

тематический

Знать реформы Екатерины Великой

53

14

Отечественная война 1812 года

Выдающиеся люди разных эпох

фронтальный опрос

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой

54

15

Страницы истории XIX века

Выдающиеся люди разных эпох

фронтальный опрос

Знать историю России XIX века. Уметь показывать 
на карте границы России, некоторые города России

55

16

Россия вступает в XX век

Россия на карте 
(границы, города, места  изученных исторических 
событий)

тематический

Уметь использовать 
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

56

17

Страницы истории 20 – 30-х годов

Отдельные яркие 
и наиболее важные события общественной 
и культурной 
жизни России

фронтальный опрос

Знать страницы истории России в 1920– 1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

57

18

Великая война и Великая Победа

Россия на карте 
(границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

фронтальный опрос

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого 
космонавта, выдающихся людей

58

19

Страна, открывшая путь в космос.

Государственные праздники (День Победы)

фронтальный опрос

Уметь описывать 
исторические события, пользуясь исторической картой

59

20

Обобщение по разделу. Тест.

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

тест

тематический

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 9 ч.

60

Основной закон России и права человека

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники
(День Конституции)

фронтальный опрос

Знать государственные праздники, Основной 
закон России.
Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

фронтальный опрос

62

Мы – граждане России

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

тематический.

тест 
(5 мин)

Знать основной закон России и права человека, название нашей 
родной страны 
и ее столицы.
Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

63

Славные символы России

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

фронтальный опрос

Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна,
герба, флага

64

Такие разные праздники

Государственные праздники (День 
независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

фронтальный опрос

Знать государственные праздники. Уметь описывать 
государственные 
праздники, традиции 
народов России

65-67

Путешествие по России. Проверочная работа.

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры

тест

Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

68

Обобщение изученного материала в 4 классе. Урок викторина.

текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.

Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...