Конспект урока по окружающему миру. Программа Занкова. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Зозуля Марина Ивановна

Разрешите представить вам конспект урока по окружающему миру 4 класс. Программа  Занкова . Тема урока : « Полезные ископаемые .Руды металлов»

Материал урока подаётся так, чтобы знания детей «встроились»  в систему уже имеющихся, т.е.известное становится своеобразным фоном для нового. Обучающиеся  вместе с учителем ставят цели и задачи урока, определяют источники, из которых будут брать информацию.

Практическая работа по выращиванию кристаллов соли, определение свойств железной руды – всё это вызывает живой интерес у детей.

Особоё внимание на уроке уделено работе с учебником, как первостепенному источнику информации для обучающихся начальной школы.

Дети получили творческое домашнее задание, был проведён инструктаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Полезные ископаемые. Руды металлов.»

Цели : 1. Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием, помочь осознать важность открытия человеком железа и его роль в развитии цивилизации.

2. Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, диалогической и монологической речи.

3. Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, наблюдательность и ответственность к окружающей среде.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Я надеюсь, что сегодняшний урок для вас будет ещё одним открытием, удивлением. Итак, мы продолжаем постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты. А что мы о ней уже знаем? И о чём будем говорить сегодня?


- Прочитайте внимательно текст. О какой планете идёт речь?

- Что находится в недрах земли? Что является её богатством?

-Прочтите определение – Что такое земля?

Поговорим о полезных ископаемых. Обратимся к словарю:

Дети читают термины по карточкам.

- Все ли слова вам знакомы?

-Какое слово вы считаете лишним и почему?

- Оставшиеся слова распределите на две группы. Догадались, по какому признаку?

В результате работы на доске получается запись.

- Какие еще металлы вы знаете?

- Как вы думаете : какой металл главный из них?

2. Постановка целей и задач урока.

Итак, давайте определимся, что мы хотим сегодня на уроке выяснить.

  1. Что находится в недрах земли?
  2. Какой металл люди считают главным?
  3. Почему он главный?

Из каких источников мы можем получить эти сведения?

3  Фронтальный опрос.

Постараемся ответить на первый вопрос путём фронтального опроса.

Фронтальный опрос.

1.Что такое полезные ископаемые?

2.Назовите способы образования горных пород.

3 . Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата?                  

4. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение  

   машины?      

5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает

   желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек.                                            

6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета.  

    Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки .                      

7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений?              

8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков?                        

9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым

 пламенем, является ценным топливом?                                                                      

10. О каком минерале загадка:

Одну её не едят,

А без неё мало  что едят?

-Дома вы проводили опыты по выращиванию кристаллов соли .Расскажите, что у вас получилось.

4 Практическая работа

Давайте, как геологи отправимся дальше.

- Какой важный прибор мы должны взять с собой, чтобы не заблудиться?

- Расскажите правила работы с компасом.

Положите компас на коробочку, которая лежит у вас на парте. Она же имеет ровную поверхность.

- Что вы заметили?

-В чём дело?

-Попробуйте её убрать. Почему стрелка успокоилась? Что там в коробочке?

- Достаньте кусочки железной руды. Что можете сказать о свойствах руды.

   Ещё при Петре 1 землемеры под Курском обнаружили, что стрелка компаса показывает не на север , а на восходящее солнце. Так много руды под Курском. И в наше время лётчики геологической экспедиции во время полёта заметили отклонение стрелки компаса и сообщили об этом на землю. В указанном месте обнаружили  богатое месторождение железной руды.

   Давайте по карте в учебнике рассмотрим эти месторождения. Самые крупные в России- Магнитогорское, Курское, Братское.

- Каким условным значком обозначено на карте месторождение?

- Что получают из этих руд?

Как это происходит , давайте посмотрим на экран.

5. Просмотр учебного фильма «Добыча руд чёрных и цветных металлов».

Ответьте на вопрос , заданный в конце фильма.

6. Физминутка.

7. Работа с учебником.

Прочитайте  текст и подчеркните главное на ваш взгляд.

8. Практическая работа.

Давайте на практике определим свойства металлов и узнаем самый главный металл.

(Каждый ученик заполняет таблицу в результате проведённого опыта)

                       Свойства       металлов

1.

2.

3.

4.

1 опыт .  Возьмите чугунную пластинку или гвоздь, попробуйте согнуть, продавить. Вывод: имеют твёрдость.

2  опыт. Металлы тверды, но пластичны. Возьмите проволоку, её можно согнуть. При нагревании металлы расплавляются и принимают любую форму. Вывод : пластичны и поддаются ковке.

3  опыт. Из чего сделана монета? Вот такой размер монеты. Попробуем её нагреть. Почему теперь она не проходит? Вывод: расширяются при нагревании.

4  опыт.  Почему батареи делают из металла , а не из дерева или пластмассы? Сожмите металлический предмет в одной руке, а ручку или карандаш в другой. Какой предмет быстрее нагревается? Вывод : проводят тепло и электричество.

Прочтите ещё раз все свойства металлов. Вот почему металлы так важны для человека.

- Как называется наш век, в котором мы живём?

-Почему?

- Что дороже и важнее золото или железо?

9. Сообщения детей.

  • Где можно обнаружить железо?
  • Почему железо всегда было дороже, чем золото?
  • Железо из космоса.

10. Вывод.

-Какие задачи мы ставили на уроке?

- Ответьте на вопросы , которые мы поставили в начале урока.

- Что было бы, если бы люди не открыли металлы?

- Важно ли охранять полезные ископаемые?

11. Домашнее задание.( по выбору на карточках)

  • Подбери интересный материал по теме «Железо»
  • Сочини легенду о сказочном богатыре, потерявшем свой чудо- меч.
  • Разузнай, что называют «чёрным золотом».

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Кровь" система Л. В, Занкова

В данном конспекте урока подробно описан ход урока. В ходе исследования ученики получают сложный материал в доступной форме.  Презентация составлена по материалу учебника Н.Я.Дмитриевой и А....

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по системе Л.В.Занкова

Урок даёт представление о Петре I как личности. Формирует представление о преобразованиях, происшедших в России, связанных с правлением Петра; доводит до сознания учащихся значение этих преобразован...