Игровая деятельность
занимательные факты по окружающему миру по теме

Летунова Екатерина Николаевна

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии

«Игра-это возможность отыскать себя в обществе,

себя в человечестве, себя во Вселенной»

Я.Корчак.

Перед началом выступления учителям предлагается ответить на вопросы анкеты.(Приложение1.)

Уважаемые коллеги, я очень часто использую на своих уроках игровую деятельность, а вы используете игровые технологии на своих уроках?

(выслушиваются ответы)

Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам  самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора: его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

Широкое понимание термина «занимательность» идет еще от Н.И.Лобачевского, он считал, что занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса.

  Профессор С.А.Шмаков  в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» (1994год) ставит перед педагогами задачу: создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам.

Мой  Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника их игры, то есть действительным носителем информации, педагог должен научиться играть.

Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

 Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Главнейшим является значение игры для мотивационно – потребностной сферы ребенка. Согласно работам  Д.Б.Эльконина проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план. Указание на мотивы  является недостаточным, необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать воздействие.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

* К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей.

По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

По форме проведения: игры – аукционы, защиты,  путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым  и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний,  и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

 Критерии игр.

1.Игра должна быть рассчитана на один урок.

2.Игра не должна быть сложной для понимания их правил.

3.Игра не должна морально устаревать.

4.Игра должна быть массовой, охватывающей всех учеников.

5.Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6.Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся  в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра - хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских  и других способностей.

Требования к проведению  игр.

1.Соответствие темы игры теме и цели урока.

2.Четкость и определенность цели и направленности игры.

3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4.Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

5.Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.

6.Понятность и доступность  замысла участника игры, простота  игрового сюжета.

7.Стимулирующий характер игры.

8.Точность и однозначность игровых правил и ограничений.

9.Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.

10.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

11.Благоприятный психологический климат отношений.

12.Простор для личной активности и творчества.

13.Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

Уроки- упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления  и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры - путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается  от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания – такими как  лекция, дискуссии и письменная работа – можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными,  по меньшей мере,  в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения  слишком сложно, чтобы быть сведенным  к нескольким простым правилам. Интерпретация  ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.

Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)

1.Помогает ученику выразить скрытые чувства.

2.Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

3.Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

4.Высвечивает общие социальные  проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

5.Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный  материал.

6.Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

7.Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.

8.Группа может контролировать содержание и темп.

9.Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

10.Изменяет установки.

11.Учит контролировать чувства и эмоции.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования  является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами  дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать  и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного  материала, возрастом учащихся и  другими педагогическими факторами.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Я хочу подарить вам небольшие памятки, о нашем методическом объединении.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для учителей.

1.Используете ли вы игры в педагогическом процессе?

2.Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?

3.В каких случаях вы используете игру?

4.На каких этапах урока предпочтительнее использовать игру или ее элементы?

5.Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?

6.Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?

7.Каких результатов вы чаще всего хотите добиться, и удается ли вам это сделать?

8.Любят ли дети играть на уроках?

9.Выполняют ли дети все правила игры?

10.В каких случаях не нужно применять игры?

11.Какие психологические качества ребенка развивает игра?

12.Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Урок окружающего мира

по теме: «В гости к зиме»

Подготовила:

Летунова Екатерина Николаевна

Тема урока: В гости к зиме.

Цели урока:

Цели урока:

Образовательные: 

  • Расширить представление у обучающихся о признаках зимы;
  • Систематизировать знания детей о зимних изменениях в  живой и неживой природе.

Развивающие: 

  • Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, наблюдательности;
  • Воспитывать потребность в открытии нового на каждом уроке;

Воспитательные: 

  • Содействовать воспитанию у младших школьников любви к родной природе;
  • Развивать навыки сотрудничества ;

Основные понятия, формируемые на уроке: живая и неживая природа, признаки погодных изменений.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, слова -  зима, декабрь, январь, февраль, ёжик, медведь, заяц, лиса, карточка для индивидуальной работы, ель большая, 15 игрушек и снежинок, красная звезда.

Ход урока.

  1. Мотивационный.

Позвольте сказать вам: «Здравствуйте!»

И пожелать здоровья.

Пусть день будет добрым праздником,

Ведь горя и так довольно.

Пусть солнышко вам улыбается,

Пусть люди добрее смотрят.

А мы, друзья, постараемся

Никому этот день не испортить.

Я рада приветствовать вас. Меня зовут Екатерина Николаевна.

- Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазами пожелайте товарищу хорошего настроения и интересной работы на уроке.

- Пожалуйста, садитесь.

  1. Проблемный.

Ребята я так торопилась к вам на урок, что тема урока рассыпалась, и я не могу ее собрать, помогите мне.

ЗИМА

Мы вспомним, какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой.

  1. Работа с информацией.

Включается  фонограмма звуки  зимы, читается стихотворение.

              «Зима»

Летят снежинки, кружит снег,

И все гулять стремятся дети.

Ведь столько радости и смеха,

Когда летишь стрелой с горы.

На санках обгоняя ветер.

Зима! Чудесная зима!

И сколько не грусти о лете,

Зима тебя развеселит,

И будут счастливы все дети!

А вы любите зиму?

И сегодня мы отправимся в гости к зиме. Но чтобы отправиться нам в путешествие, мы должны вспомнить

 - Сколько календарных месяцев будет длиться зима?

 Составьте последовательность зимних месяцев.

Декабрь, январь, февраль.

(ребята составляют по порядку на парте, затем помогают учителю на доске.)

  1. Аналитический.

А вот мы собрались на улицу, что же вы оденете?

Помогите выбрать одежду  Мише.

Майка, кепка, шапка, рукавички, сандалии, валенки, шуба, шорты, штаны теплые и т.д.

 Помогают выбрать одежду.

Итак, отправляемся в путешествие. Надо одеться (все вместе одеваемся, воображая одежду.)

 Первый месяц декабрь.

Звучит фонограмма.

Кружатся снежинки

Надо мной во мгле

И ложатся мягко

На руку ко мне,

И хотя снежинка

Очень нам всем нравится,

Превратится в капельку

Белая красавица.

- А какие изменения в неживой природе  характерные для декабря вы знаете?

(Снег укрыл землю, ветви деревьев, крыши домов. Водоемы замерзают. )

Январь

Открываем календарь,

Начинается январь

Почему так говорят?

А что же в январе происходит с живой природой?

 Мне нужны четыре  помощника?

 

Ёж:             Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору.

(Даша)         Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.

                Трудился – не ленился!

Медведь:  Я в берлоге крепко сплю, и меня нельзя будить.

(Саша)       С осени свой жир коплю, много ем и много пью

Заяц:         Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.

(Катя)         К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел.

Лиса:         Я зимы не боюсь: в шубу тёплую ряжусь,

(Маша)      Хвост, красивый какой – он мне нравится самой!

              Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Карточка:

- Какие звери запасают корм?          (белка,)

- Какие звери впадают в спячку?       (медведь, , ёж)                  

- Какие звери ищут корм в природе зимой?         (заяц, лиса, волк)

Молодцы! Какие вы наблюдательные и внимательные. Теперь вы знаете, как звери приспособились к зиме.

Соедините вопросы с правильными ответами.

Взаимопроверка.

Февраль:

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, какие изменения в природе вы услышали:

 А потом настал февраль,

Всюду иней, как хрусталь,

Под пушистой старой ёлкой

Встретил лис знакомца волка.

«Лис сказал ему с укором:

Мерзнешь серый? Рыл бы нору.

Снег скрипит, мороз трескучий»

«Рыть я норы не приучен»

Отвечал с усмешкой волк,

 - но в приметах знаю толк.

Если ясная погода,

Звезды светят с небосвода – Быть морозу, а пока

Есть на небе облака.

Не крепчать морозу. Значит, не отпустит, не иначе.

За зимой весна идет.

Стал прозрачней небосвод.

День прибавился, а ночи

Раз от раза все короче.

Какие признаки февраля и приметы вы услышали?

(Признаки и приметы выносятся на доску).

  1. Рефлексивный.

Итак, пора нам возвращаться, снимаем теплые вещи.

Ребята изображают, как они снимают одежду.

   - Вам понравилось работать на уроке?

У меня есть елочка, если вам очень понравилось на уроке, и вы легко справлялись с заданиями, то повесьте  свои игрушки на верх, если испытывали небольшую сложность в серединку, а если очень сложно вниз.

Я прикреплю звездочку на самый верх, потому что мне было очень приятно работать с вами на сегодняшнем уроке.

Продолжите фразу.

Самым интересным на уроке для меня было - … .

Сидя на уроке я представлял - … .

Мне захотелось - … .

Самоанализ.

Урок по окружающему миру.

Тема урока: В гости к зиме.

Цели урока:

Цели урока:

Образовательные: 

  • Расширить представление у обучающихся о признаках зимы;
  • Систематизировать знания детей о зимних изменениях в  живой и неживой природе.

Развивающие: 

  • Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, наблюдательности;
  • Воспитывать потребность в открытии нового на каждом уроке;

Воспитательные: 

  • Содействовать воспитанию у младших школьников любви к родной природе;
  • Развивать навыки сотрудничества ;

Основные понятия формируемые на уроке: живая и неживая природа, признаки погодных изменений.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, слова -  зима, декабрь, январь, февраль, ёжик, медведь, заяц, лиса, карточка для индивидуальной работы, ель большая, 15 игрушек и снежинок, красная звезда.

Урок состоял из пяти этапов:

  1. Мотивационный
  2. Проблемный.
  3. Работа с информацией.
  4. Аналитический.
  5. Рефлексивный.
  1. Этап «Мотивационный»

Цели: Привлечь и заинтересовать обучающихся к уроку. Создать ситуацию успеха.

Универсальные Учебные Действия : Личностные: Снятие фобий. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

     2 Этап «Проблемный»

  • Цели: Поставить перед обучающимися проблему. Выяснить тему урока.

Универсальные Учебные Действия : Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: анализ, синтез. Коммуникативные: Владение формами речи.

 3 этап «Работа с информацией»

  • Цели: Расширить представление у обучающихся о признаках зимы;

Универсальные Учебные Действия : Личностные: самоопределение. Регулятивные: планирование, коррекция, контроль. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

4 этап «Аналитический»

Цели: Формировать у обучающихся умения выделять признаки зимы.

Универсальные Учебные Действия : Личностные: нравственно – этическое оценивание. Регулятивные: планирование, коррекция, контроль. Познавательные: поиск необходимой информации. Коммуникативные: Владение формами речи.

5 этап «Рефлексивный»

Цели: Отследить границу знаний и незнаний по теме. Самооценка.

Универсальные Учебные Действия : Личностные: нравственно – этическое оценивание. Регулятивные: прогнозирование, контроль. Познавательные: Рефлексия способов и условия действий. Коммуникативные: Выражать свои мысли.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети справились со всеми заданиями, отвечали на вопросы. Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучающихся этого класса. Выбранная  форма проведения урока себя оправдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в процессе обучения.

Игровая деятельность как средство обучения....

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте

  В младшем школьном возрасте игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидак...

Программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность школьников"

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Игровая деятельность школьников"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность" 1 класс

Рабочая программа "Игровая деятельность" составлена в соответствии ФГОС...

творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности

творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды....

Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.

Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке....