Лес - природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Анненкова Татьяна Владимировна

Конспект урока окружающий мир 3 класс, программа "Перспективная начальная школа", презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka1.doc522.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Лес – природное сообщество. Жизнь леса»

Цели: - сформировать представления учащихся о лесе, как природном    

               сообществе; ознакомить с многообразием лесных обитателей,                  

               ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество»,      

               «ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами                                                                                                      

                природного сообщества леса;

            - развивать познавательную активность детей, умение использовать в    

              работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

              мысли;

            - воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа:        

- Ребята, отгадай те загадку.

(Слайд№1

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной  опять оживает.

  Иллюстрация леса.)     - Лес.

- Что же такое лес?

(Дети отвечают.)

- Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

(Читает Ландграф Кристина)

   «Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

     Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

   Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

   Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

    Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

   Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Итак, что же такое лес?

(Ответы детей)

- Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших  глаз.

- Лес называют природным сообществом.

III. Сообщение темы и цели.

- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.)

- На какое слово оно похоже?

- На слово «общество».

- Как образовано слово «сообщество»?

-С помощью приставки со-.

- Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос:

 «Что же такое природное сообщество».

(Слайд № 2   «Лес – природное сообщество»)

IV. Знакомство с новым материалом

№1.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды и травы.

Птицы, звери.

И прочие твари.

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

- Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, - тоже многоэтажный.  Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем.

Запишите в тетради подзаголовок: «Ярусы леса».

 (Дети записывают)

Фронтальная работа.

- Как вы сами думаете, что же это такое?

(Дети высказываются)

- Какой ярус самый высокий?

- Деревья. 

- Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.

- В лесу много деревьев, вы их все знаете.

-Какой ярус следует за деревьями и находиться ниже?

- Кустарники.   (Дети делают запись в тетради под цифрой 2)

 (Слайд № 6)

- Что находиться ниже кустарников?

- Травы. 

(Слайд № 6 Дети делают запись в тетради под цифрой 3)

- Сюда же относятся маленькие кустарники – черника, брусника.

(Слайд № 6 Иллюстрации черники, брусники.)

- На какие группы можно разделить всех животных?

- Звери, насекомые, птицы.

 (Слайд № 7)

- На какие группы можно разделить всех животных по питанию?

-Хищники, травоядные, всеядные.

(Слайд № 8)

№2.

-А сейчас мы с вами немного передохнем и попробуем разгадать кроссворд.

(Каждый ребенок получает листок с заготовками кроссвордов)

(Слайд № 9)

- Какие изученные словарные слова встретились вам?

- Береза, скворец, подорожник.

- Молодцы. С этим задание вы справились очень хорошо. К нашему  кроссворду мы еще вернёмся, а сейчас продолжим нашу работу.

№3.

-Отгадайте загадку:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я …….  (Подосиновик)

 - Подосиновик – это не кустарник и не трава. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.

- Почему так назвали этот гриб?

- Чаще всего он растет рядом с осинами.

- Какие еще грибы вы знаете?

-На какие группы можно разделить все грибы?

- На съедобные и несъедобные.

(Слайд №10 Иллюстрации грибов)

- Оказывается, грибы в лесу – это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность.

- А какую? Мы узнаем послушав сообщение которое для нас подготовил Тормаков Антон.

<<<Правила сбора грибов>>>

Характерной особенностью многих видов грибов является то, что они годами растут на одних и тех же местах, за исключением случаев, когда при сборе была разрушена грибница. Поэтому очень важно, найдя гриб, не вырывать его из почвы! Начинающим грибникам можно посоветовать срезать ту часть гриба, которая находится у основания, т.к. если срезать часть гриба, что находится над землей.

При сборе грибов также необходимо учитывать возраст гриба, старые и червивые грибы собирать не стоит, так же как и крошечные "пуговки". У только пробившихся грибов еще не проявились характерные признаки вида, так, что их трудно бывает опознать и отличить от ядовитых и опасных двойников. Не надо взрыхлять почву, разрывать или обдирать мох, чтобы обнаружить в нем все крошечные грибочки до последнего.

 Грибы предпочитающие место обитания на деревьях, ножки, как правило, жесткие и невкусные, поэтому принято срезать только их шляпки. Такой способ сбора грибов способствует формированию нового обильного урожая на том же месте.

 Чистить грибы от грязи изъеденных краев или червей нужно прямо на месте, причем очень тщательно. Кроме этого необходимо также сразу снимать кожицу у шляпки гриба, если она очень скользкая, слизистая (как, например, у масленка).

-Все рекомендации, которые вы сейчас услышали, постарайтесь запомнить

- Итак, все ли ярусы мы рассмотрели?

- Остался ещё один ярус.

- Самый нижний ярус – мхи и лишайники

(Слайд №11  иллюстрации мхов, лишайников)

- Запишите в тетрадь под цифрой  4:мхи, лишайники. Где они растут?

-На земле, на корнях деревьев.

 №4 Физкультминутка

(Звучит запись спокойной музыки со звуками журчащей воды)

(Слайд №12)

- Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что по лесу течет ручеёк, этот ручеёк – вы. Вода течёт, перекатывается с камешка на камешек…( 2-3 минуты)

  …-Откройте глаза. Что вы почувствовали, когда представляли себя ручейком?

- А сейчас, чтобы чувствовать себя ещё лучше, давайте сделаем зарядку для глаз.

«Радуга»

-Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?

- Да. Это почва.

- А в почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы.

- Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?

- Четыре.

- Перечислите их.

- Деревья, кустарники, травы, мхи.

(Слайд № 13   «Ярусы леса»

     -деревья;

     -кустарники;

     -травы;

     -мхи, лишайники)

- Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?

- О животных.

- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

1 - Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

 животные питаются растениями.

2 - Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

3 - С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

- Давайте в учебнике  на стр. 47- 48  прочитаем о представителях каждого класса царства животных и насекомых.

VI. Итог урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

Ответ: Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

- Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

 Ответ: Нет, не должен. В лесу всё идет по законам природы.

-Посмотрите к чему может привести плохое отношение человека к природе.

(Слайд №15  «Деятельность человека»)

- Есть ли в лесу полезные и вредные животные?

Ответ: В природе не существует полезных или вредных животных.

(Слайд №16 «Взаимосвязь лесного сообщества»)

- Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Ответ: Лес с его обитателями украшает землю. Он воспитывает у человека чувство прекрасного. Надо любить всё: зверей, птиц, растения – в этом красота жизни!

- А сейчас давайте вернемся к нашему кроссворду. Какое ключевое слово у нас получилось?

- Заповедник.

-Что такое заповедник?

(Слайд №17 «Заповедники»)

-В завершение нашего урока послушайте стихотворение М. Пляцковского

«Это называется природа», а расскажет его Федорова Вика.

 Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речушки  медленную речь…

Всё это называется природа,

 Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить..

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим! 

-Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением

М. Пляцковского?

-Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

(Слайд №18 «Посади свое дерево»)

- Чему вы научились на уроке?

-Лучше понимать жизнь леса как природного сообщества .

-Почему лес называют природным сообществом?

- Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой.

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

VII. Домашнее задание

- Дома  прочитайте материал на с. 43 -49, составьте пищевые цепочки леса:

1 ряд - одним из составляющих ваше цепи питания будет – СОВА

2 ряд - одним из составляющих ваше цепи питания будет – ЗАЯЦ

3 ряд - одним из составляющих ваше цепи питания будет – ЛИСИЦА

Желающие могут придумать и нарисовать свои правила поведения на природе.

- Оценки за урок ……

- Урок окончен, всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"

Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....

Презентация по теме "Луг -природное сообщество"

Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"

презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...

Природное сообщество "Поле"

Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...