РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (образовательная система Л. В. Занков)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

Зимакова Татьяна Петровна

 

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Сборник программ
для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010) и с учётом стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr_miru_3_klass.docx84.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  

(образовательная система Л. В. Занков)   

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по окружающему миру, созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Сборник программ
для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010) и с учётом стандарта начального общего образования по окружающему миру.

I.        Пояснительная записка

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  •  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
  •  формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Изучение предмета «окружающий мир» способствует решению следующих задач:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться
    в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения
    к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

II.        Общая характеристика учебного предмета

Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих
в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества
с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход
к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе.

Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

На уроках  литературного чтения и окружающего мира интегрировано проводится курс «Литературное краеведение» автор Л.В. Федорова

Учебно  пособие по литературному  краеведению «Край ямальский»  3 класс  /  Составитель Л.В. Федорова. – СПб. : ООО «Миралл», 2006 – 200с. : ил

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии c федеральным базисным учебным планом и примерной программой по окружающему миру предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа
в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 ч, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2,3,4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
 Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков,
но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты по  окружающему миру

У обучающегося 3 класса будут сформированы

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию окружающего мира;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
  • принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства
    с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
    к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • реализации основ гражданской идентичности в поступках;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на нагляднобразном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала
    в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами,  моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию
    из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
    по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

        Обучающийся получит возможность научиться:        

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя
    с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
    по самостоятельно выделенным основаниям (критериям,);
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию;
  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
  • контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя
    в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.
    не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
    в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи
    в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
  • использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов
    на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов
    на физической карте России;
  • проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного
    из сообществ);
  • оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
  • сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
  • сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
  • выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
  • выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
  • узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
  • соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе

у водоема;

  • узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • оформлять результаты исследовательской работы (« Человек и природа»)

с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

  • моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
  • планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 Человек и общество

Обучающийся научится:

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся
    к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта

в разные эпохи, в разных природных зонах;

  • выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
  • оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество»)

с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

  • осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
  • наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правша, участвовать в коллективной коммуникативой деятельности;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать:

  • о древнейшей истории человека, о первых государствах;
  • об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
  • об особенностях быта, труда, духов-но-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский," связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
  • об истории и выдающихся людях родного края

VI. Содержание учебного предмета

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования:

раздел

Название разделов

количество часов

1

Природные условия Земли

      12 часов

2

Человек в далёком прошлом

 9 часов

3

Земли восточных славян

      15  часов

4

Образование древнерусского государства

7 часов

 5

Московское государство

      12 часов

6

Путь от Руси к России

      13 часов

Всего:

68 час

VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Природные условия Земли

Цель: ознакомление с масштабом; с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах; формирование представления о понятии климат, климатические пояса; об истории образования почв.  

Знать:

  • единицы времени, понятия век, эра;
  •  распространенные народные приметы о погоде;
  • основные климатические пояса;
  • материки;
  • имя выдающегося ученого-почвоведа В. В. Докучаева.

Уметь:

  • называть характерные признаки сезонов года родного края;
  •  видеть и показывать материки на географической карте;
  • состав почв и их образование;
  • записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности;
  • использовать знания в повседневной жизни:  определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование.

Дата

Тема учебного занятия

Вид учебного занятия

Приглашение к путешествию.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Различать времена года
по признакам.

Называть характерные признаки сезонов года родного края.

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние.

Сравнивать погоду и климат.

Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роль живых организмов в образовании почвы.

Выращивать растения в группе
(из семян, побегов, листьев).

Масштаб. Лента времени.

Что такое погода. Практическая работа «Нахождение
на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов»

Народные приметы погоды.

Климат.

Осенняя экскурсия.

Почва. Состав почвы. Практическая работа «Состав почвы»

Образование почв.

Охрана почв.

Природные зоны суши Земли.

Природные условия Земли.

Обобщение знаний по теме «Природные условия Земли» Проверочная работа по теме «Природные условия Земли». 

Практическое задание к разделу: выполнить задание в тетради № 27.

Человек в далеком прошлом

Цель: ознакомление с версиями происхождения человека; об образе жизни и занятиях, расселении древних людей; формирование интереса к изучению истории прошлого человечества.

Обучающиеся должны:

Знать:

  • что общего и чем отличаются люди и животные;
  • гипотезы появления человека;  
  • понятие термина «государство»;
  • о наследии Древнего мира – письменности, технике, искусстве.

Уметь:

  • ориентироваться на исторической карте;
  • ориентироваться на физической карте
  • находить дополнительную информацию.

Иметь представление:

  • об истории человека в древние времена;
  • об особенностях Юго-Восточной Африки;
  • об особенностях жизни человека в древние времена;
  • о древних государствах.

13.

Особенности Африки.

Объяснять значение природных условий Африки, растительности и животного мира в развитии человека, причины, оказавшие влияние на эволюцию человеческого организма.

Понимать роль и значение путешественников древнего мира; роль наследия Древнего мира в жизни человека

Участвовать в практической работе
с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий).

Готовить небольшие рассказы
по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории.

Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе. Находить дополнительную информацию
о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежды, вооружения различных эпох. Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки; высказывать свое мотивированное отношение.

14.

Природные зоны Африки. Практическая работа по теме
«Природные зоны Африки»

15.

Родина человечества. Тест
по теме «Природные условия Земли»

16.

Как появился человек. Особенности жизни древних людей.

17.

Древние государства

18.

Античность.

19.

Расширение знаний о Европе.

20.

Расширение знаний об Азии. Практическая работа по теме «Азия»

21.

Наследие Древнего мира. Заочная экскурсия (ролевая игра).

Практическое задание к разделу: выполнить задание № 48.

Земли восточных славян

Цель: ознакомление с местонахождением степей на территории нашей страны,
с особенностями быта, занятий людей в степях, с понятием «ярусность», «расселение народа», с верованиями древних славян, «религия», «боги», «религия», «христианство», «православие; формирование представления  о растительности, об особенностях животного мира степной зоны, умения работать с картой; о расселении славян в лесах и жизни восточных славян.

Знать:

  • об истории человека, гипотезы о происхождении восточных славян;
  • об особенностях лесной зоны;
  • животных лесной зоны;
  • о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе;
  • ядовитые растения, опасные для человека;
  • о занятиях, образе жизни предков;
  • причины обожествления природы предками.

Уметь:

  • ориентироваться на карте природных зон России;
  • ориентироваться на карте природных зон;
  • использовать знания для объяснения образа жизни предков;
  • рассказывать о первых русских князьях.

Иметь представление:

  • о единстве почв, растительности и животном мире степи

22.

Восточно-Европейская равнина. Практическая работа по теме «Восточно-Европейская равнина»

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей

Устанавливать причинно-следственные связи между климатом, географическим положением, природными условиями

Применять знания о лесной зоне при выполнении практических работ

Объяснять причины сезонных изменений в лесу, применять правила поведения в лесу

Находить и представлять дополнительную информацию по теме

Понимать и объяснять причины событий

Показать связь между язычеством и современным укладом жизни

23.

Природная зона степи. Растительность

24.

Животный мир.

25.

Население степей. Земледельцы и кочевники

26.

Обобщающий урок по теме «Степи». Проверочная работа по теме «Степи»

27.

Лесостепь. Лесная зона

28.

Смешанные леса. Растительность и животный мир

29.

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу

30.

Ядовитые растения леса. Знание ядовитых растений и грибов.

31.

Контрольная работа за I полугодие по теме «Человек
в далеком прошлом»

32.

Сезонные изменения в лесу.

33.

Как жили наши далекие предки. Расселение славян в лесах.

34.

Торговые связи с соседями

35.

Обожествление природы

36.

Наш край. Экскурсия в «Дом природы».

Практическое задание к разделу: выполнить задание №72

Образование древнерусского государства

Цель: ознакомление со временем образования  Древнерусского государства, с «военной историей» Древнерусского государства; с первыми русскими князями, с эпизодами защиты Родины от иноземных захватчиков, раскрыть полководческий талант князя Александра Невского.

Знать:

  • имена первых русских князей
  • имена выдающихся русских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России.
  • об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полководческом таланте князя Александра Невского
  • о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами.

Уметь:

  • рассказывать о первых русских князьях;
  • устанавливать хронологическую последовательность исторических событий
    в России.

37.

Первые русские князья.

Понимать роль и значение первых русских князей в становлении и развитии Отечества

Устанавливать хронологическую последовательность исторических событий в России.

Размещать на ленте времени
по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

38.

Принятие Русью христианства.

39.

Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры.

40.

Древнерусская культура. Экскурсия в музей археологии.

41.

Устное народное творчество. Как учили школьников на Руси

42.

Ордынское нашествие.

43.

Ледовое побоище. Проверочная работа по теме «Образование древнерусского государства»

 Практическое задание к разделу: выполнить задание №77

Московское государство

Цель: ознакомление с понятием «природное сообщество», «законы лесной жизни»,

с разнообразием сообществ, с животными растительного мира леса, луга, озера и поля, о представлении жизни славян под игом Орды и с основными моментами Куликовской битвы; формирование представления о видах леса и ярусности в них, об озерах нашей Родины, об Иване III.

Знать:

  • названия основных сообществ (лес, луг);
  • наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России;
  •  правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме;
  • об озерах нашей Родины, о естественных и искусственных водоемах;
  • об экологических проблемах водоемов;
  • о природном сообществе «Поле», о животном и растительном мире полей;
  • исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы;
  • основные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском;
  • особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон;
  •  о занятиях, образе жизни предков.

Уметь:

  • ориентироваться на карте природных зон;
  • ориентироваться по исторической карте;
  • сравнивать и делать выводы;
  • пересказывать изучаемый материал.

Иметь представление:

  • о луге как о природном сообществе;
  • о причинах возвышения Москвы.

44.

Залесская земля. Тест по теме «Московское государство»

Размещать на ленте времени
по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках  родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания . Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом .  

45.

Природное сообщество. Законы лесной жизни

46.

Экологические проблемы леса.

47.

Природное сообщество луг. Человек и сообщество луг. Практическая работа по теме «Луг»

48.

Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему.

49.

Животные, обитающие в озере и
по его берегам. Правила поведения у водоема.
Практическая работа 
по теме «Озеро»

50.

Сообщество поле.

51.

Возвышение Москвы.

52.

Освобождение Руси от монгольского ига.

53.

Создание Московского государства.

54.

Русская культура. Проверочная работа по теме «Московское государство»

55.

Праздник народного творчества. «Русские посиделки»

Практическое задание к разделу: выполнить № 91

Путь от Руси к России

Цель: ознакомление с экологическими проблемами леса  и болот, которые произошли по вине человека; формирование представления о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика, Уссурийский край, о коренном населении Сибири и Севера, ее растительном и животном мире; о занятиях образе жизни предков; об исторических событиях в России.

Знать:

  • о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.
  • о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Население Сибири

Уметь:

  • ориентироваться на физической карте;
  • ориентироваться по исторической карте
  • пересказывать изученный материал

Иметь представление

  • о борьбе русского народа против иноземных захватчиков XVII века
  • об А. Никитине, его путешествии в Индию.

56.

Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

Понимать особенности, следственные связи между основными понятиями курса по теме: природы севера: тундра, Арктика.

Использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу.

Понимать причины исторических событий

в России XVII века

Показывать причинно-следственные связи между основными понятиями курса.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

57.

Азия. Тест по теме «Природное сообщество»

58.

Тайга. Практическая работа по теме «Тайга»

59.

Экологические проблемы тайги

60.

Сообщество болото.  Практическая работа по теме «Болото»

61.

Природа Индии

62.

Россия в XVII веке. Смутное время.

К. Минин и Д. Пожарский

63.

Сквозь сибирские дебри

64

Природа тундры. Экскурсия в «Дом природы»

65.

Люди в тундре.

66.

Арктическая пустыня.

67

Россия накануне реформ. Обобщение по разделу по теме «Россия в XVII веке»

68

Итоговая контрольная работа по изученному материалу в 3 классе.

Практическое задание к разделу: выполнить № 116

 

 

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение                                         

Программа по  окружающему миру обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.

  • Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 класса / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007 г.
  • Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: рабочая тетрадь. 3 класс / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
  • Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. Сост. С.Г. Яковлева – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005 г;
  • Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 - 4 классы. – Самара: корпорация «Федоров», 2007. 

1. Дополнительная литература.

1. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2005.

2. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От неба до земли». М.: Просвещение        2007

3. Трафимова, Г. В. Секреты и диковинки окружающего мира: книга для чтения по курсу «Мы и окружающий мир» / Г. В. Трафимова. – Самара: Корпорация «Федоров», 2003.

4. Трафимова, Г. В. Тайны далекие и близкие: книга для чтения по курсу «Мы и окружающий мир» / Г. В. Трафимова. – Самара: Корпорация «Федоров», 2002.

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». Режим доступа :
http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

3. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

4. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа: http://zankov.ru

5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

7. Путеводитель в мире науки для школьников. – Режим доступа: http://www.wc.ssu.-samara.ru/~nauka

8. Википедия, свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

9. Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы». – Режим доступа: http://biodiversity.ru

10. Всероссийское общество охраны природы (ВООП) общероссийская общественная организация. – Режим доступа: http://www.voop.su

11.Красная книга Российской Федерации. – Режим доступа:
http://www.sevin.ru/redbook

12. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.zapoved.ru

13. Природа России – национальный портал. – Режим доступа: http://priroda.ru

14. Союз охраны птиц России. – Режим доступа: http://www.rbcu.ru/union

15. Greenpeace России. – Режим доступа: http://www.greenpeace.ru 

16. FOREST.RU! Интернет-сайт о лесах. – Режим доступа: http://www.forest.ru 

3. Наглядные пособия.

1. Натуральные: гербарии (лекарственные растения), чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего.

2. Муляжи плодов, животных и отдельных органов человека.

3. Таблицы: «Строение клетки», «Разновидности клетки», «Строение черепа», «Мышцы-сгибатели», «Мышцы-разгибатели», «Строение кожи», «Нервная система человека», «Кровеносная система человека», «Группы растений и животных», «Значение полезных ископаемых».

4. Карты: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Физическая карта России», «Физическая карта мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира».

5. Физический глобус Земли.

6. Атлас для начальных классов.

7. Компас.

8. Микроскоп

9. Набор готовых микропрепаратов и предметных стекол

10. Школьное пособие «Фенологические наблюдения

11. Модель – аппликация «Природные зоны»

12. Модель – аппликация «Здоровье человека»

13. Набор карточек «Птицы»

14. Набор карточек «Домашние животные»

15. Коробка для изучения насекомых с лупой  

16. Лупа ручная

17. Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.        

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Окружающий мир. 3–4 классы: поурочные планы по системе Л. В. Занкова / И. Г. Смирнова, С. В. Николаева, Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2010. –1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Энциклопедия о животных Мир животных» (DVD).

3.  «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире» (CD).

4. «Мир животных. Африканская саванна» (DVD).

5. «Мир животных. Белые медведи. Серые волки» (DVD).

6. «Мир животных. Малыши» (DVD).

7. «Мир животных. Мелкие хищники» (DVD).

8. «Мир животных. Обезьяны» (DVD).

9. «Мир животных. Охотники звериного царства» (DVD).

10. «Мир животных. Пустыни и тропики» (DVD).

11. «Мир животных. Сухопутные гиганты» (DVD).

12. «Мир животных. Хищные птицы» (DVD).

13. «Мир животных. Ящерицы, змеи. Динозавры» (DVD).

14. «Детская энциклопедия о животных» (CD).

15. «Природа и человек» естествознание для начальной школы(CD).

16. Интерактивная энциклопедия науки и техники «Как устроены вещи» (CD).

17. Интерактивное путешествие в мир знаний «Большая детская энциклопедия» (CD).

18. «Природа России» (CD).

19. Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы» Для использования

с интерактивными досками(CD).

5. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие  Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

11.

Гарнитура

1

12.

Веб - камера

1

13.

Фотоаппарат

1

14.

Документ – камера

1

6. Учебно-практическое оборудование.

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса "Окружающий мир"

Рабочая учебная программа по курсу "Окружающий мир". УМК "Шола 2100". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая учебная программа по математике по образовательной системе «Школа 2100»

Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и на основе авторских программ Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких....

Рабочая учебная программа по окружающему миру по образовательной системе «Школа 2100»

Программа составлена в соответствии с основными требованиями ФГОС начального общего образования и авторских программ А.А. Вахрушего, А.С. Раутиана (1 час в неделю)....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Л. В. Занков)

Рабочая программа учебного предмета «литературное чтение » для 3 класса  составленана основе примерной программы по литературному чтению, авторской программы Н.А. Чураковой «Литературное чт...

Рабочая учебная программа по окружающему миру 4 класс Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образо...