РАбочая программа по окружающему миру, 1 класс ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  окружающему миру   в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения и  обеспечена  УМК «Планета Знаний» под общей редакцией  И. А. Петровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

Окружающий мир

1-й класс

Пояснительная записка

       Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  окружающему миру   в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения и  обеспечена  УМК «Планета Знаний» под общей редакцией  И. А. Петровой.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшие задачи образования в начальной школе  реализуются в процессе обучения

всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

                Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В рамках  данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Предмет «Окружающий мир использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Основные содержательные линии:

  • Человек и природа
  • Человек и общество
  • Правила безопасной жизни ( реализуется через изучение тем предыдущих разделов)

Цели    обучения:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Место предмета в базисном учебном плане

       Согласно  базисному учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир»  в 1 классе  отводится  66 часов  (2 часа  в неделю, 33 учебных недели).

Общеучебные  умения,  навыки  и  способы  деятельности  учащихся

       В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:

  • наблюдать объекты окружающего мира,   устно   их описывать;
  • рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
  • уметь работать в паре, группе, индивидуально;
  • уметь оценить себя, товарища.

Результаты обучения

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
  • понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;
  • понимания своей сопричастности к жизни страны;
  • внимательного отношения к красоте окружающего мира, природы своей Родины.

Метапредметные

     Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • определять последовательность изучения  материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

            Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, к своей семье, здоровому образу жизни;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся могут научиться:

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
  • различать и называть основные части тела человека;
  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека ;
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей);
  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой  и неживой природой; взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных; (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • рассказывать о способах движения и питания животных;
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • рассказывать, как развивается растение из семени;
  • выращивать растение одним из изученных способов.
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

                                                                                     

Человек и общество

 Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами  личной гигиены;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей;
  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию,   на карте   России   —   Москву,   свой  регион   и   его главный город;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;
  • воспроизводить гимн России. осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги)
  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение
  • виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
  • о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
  • о профессиях родителей и работников школы;
  • о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах
  • свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес
  • название страны, её столицу
  • герб и флаг России
  • виды транспорта (наземный, воздушный, водный)
  • названия частей растений
  • отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений
  • названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3—4 представителя)
  • о значении домашних животных в жизни человека
  • наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных)
  • названия месяцев в году и дней в неделе
  • некоторые охраняемые растения и животные

Учащиеся должны уметь:

  • различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг)
  • выполнять элементарные правила личной гигиены
  • выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и общественных местах
  • различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод)
  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных
  • ухаживать за комнатными растениями
  • правильно вести себя в природе

Учащиеся могут знать:

  • названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек)
  • о самонаблюдении и самоконтроле
  • о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней
  • некоторые отличительные признаки основных групп  животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей)
  • условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода воздух, почва
  • как развивается растение
  • о разнообразии способов движения и питания животных
  • гимн России

 Учащиеся могут уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
  • рассказывать о разнообразии труда людей;
  • устанавливать родственные связи   пользоваться схемами.

 Материально – техничекое  обеспечение  образовательного  процесса.

Литература для учащихся

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. «Окружающий мир». 1 класс. Учебник. - М., АСТ, Астрель – 2011;  

2.   Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. «Окружающий мир». 1 класс. Рабочая тетрадь № 1, № 2. М., АСТ,  Астрель – 2011

3. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир» Методическое пособие. - М., АСТ, Астрель – 2011;  

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Энциклопедия  Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь», Интернет сайты:
- www solnet. ru
- www festival. ru
- www kulichiki. ru    и др.

   Для учителя

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир», рабочая погпрограмма, методические рекомендации, тематическое планирование.

Наглядные пособия:

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель «Торс человека» с внутренними органами.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.

Технические средства обучения (ТСО)

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплейер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор (эпидиаскоп).

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Содержание учебного материала по классам

Содержание курса

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Человек и природа

108

27 + 11 резерв

15 +21 резерв

32 +12 резерв

34

Человек и общество

108

21 +7 резерв

29+ 3 резерв

24

34

Резерв

54

18

24

12

-

Человек и природа (38часов)

                        Природа это, то,  что нас окружает, но не создано руками человека. Природные объекты, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, рассеет, закат, ветер, дождь, гроза. Вода, состояние воды. Распространение воды в природе. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Растение, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к растениям. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных ( воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, птицы, рыбы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Общее представление о строении тела человека.

Человек и общество (28 часов)

             Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив, совместные учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласие, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

             Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня: личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание  игры на воздухе, как условие сохранения и  укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах, правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов , пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время года.

Наша родина Россия, российская Федерация. Государственная символика России: Государственный Гимн России. Правила поведения при прослушивании Гимна.  Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношение семьи и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота  о детях, престарелых – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.

Учебно- тематический план по предмету «Окружающий мир».

Класс:  1 «А»

Категория слушателей: обучающиеся 1 класса.

Срок обучения-33 недели (66 часов).

Режим занятий-2 часа в неделю.

Используемый УМК – «Планета знаний»

Тема.

Кол-во ч.

Резерв.

1

Человек и природа

1

2

Человек и общество

11

3

Человек и природа

7

4

Человек и общество

2

5

Человек и природа

27

6

Человек и общество

10

7

Человек и природа

1

8

Человек и общество

5

9

Человек и природа

2

Итого:

66 часов.

Контрольно-измерительные материалы

В качестве форм промежуточного  и итогового контроля  используются устные опросы, тестирование,  творческие задания, практические задания, а также проверочные работы, защита исследовательских проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...