Окружающий мир 2 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

урок на тему "Невидимые нити в зимнем лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_2_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Невидимые нити

в зимнем лесу

(окружающий мир)

Подготовила  открытый урок

для учителей начальных классов

МБОУ «Старо-турьинская НОШ»

Андреева О.Г. учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

2013

Тема раздела: Зима

Тема урока: Невидимые нити в зимнем лесу.

Цели урока:  познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи.

Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока: комбинированный урок.

Оснащение урока: компьютер,  проектор, экран, презентация урока на тему: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Ход урока

1. Организационный момент.

 - Добрый день!  Начинаем наш урок!

 Я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а

 какое это время года, Вы узнаете из загадки:

Слайд 1.

       Снег на полях,

       Лед на реках,

       Вьюга гуляет.

       Когда это бывает?                                                                      

 - Зимой.

Слайд 3.

  - Все кругом бело-синее,                                                        

    Все в тонком кружеве теней.

    А лес укрыт пушистым инеем,                                                    

    Уснул до первых вешних дней.

- Как вы думаете, когда наступает зима?

 Слайд 4.  - По каким признакам мы узнаем приход зимы?

  • холодно, температура  воздуха ниже нуля                                            
  • реки  покрылись льдом, а земля - снегом,
  • часто идет снег,
  • день короткий,
  • птиц не слышно,
  • морозы

- Все правильно! По календарю зима 1 декабря. Ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а  день самый короткий

в году.

2. Проверка домашнего задания.

Слайд 5. - А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?

- Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные – стоят   зелёные.

- Как зимуют кустарники и травы?

- Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.

- Какие травы уходят под снег зелёными?                                        

- Зелёными уходят под снег земляника, копытень, а также озимая пшеница, рожь.

- Почему они не замерзают?

- Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче  растениям перенести зимние морозы.

- Здесь мы видим связь живой природы и неживой.

- Как зимуют звери?

Слайд 6.

3. Введение в тему.

- Заяц - ночной  житель. День проводит в укромных местах: под поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной. Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток, более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву.                                      

- Лисица ловит зайцев, но главная её пища – грызуны, прежде всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.

Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах – где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее. Хорошо видно всё, что происходит вокруг.

- Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно пресле-

довать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

- Лось – лесной великан. Все его достигает до 400 кг. Такому зверю нужно много еды. Медленно бредёт лось среди кустов и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. Весь этот корм малопитательный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек! Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег.  А потом снова за еду.

- Самый заметный зверёк в лесу – белка. В лесу, где много дуплистых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит гнёздо. Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Подсчи-

тано: чтобы насытиться зверёк должен за день опустошить двадцать восемь еловых шишек или 380 сосновых. Белка ещё отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жёлуди, лесные орехи, грибы.

- Как зимуют птицы?

Слайд 7. - Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень, дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни.        Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

- Какие птицы прилетают к нам зимовать с севера?

- Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лекарство. Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек подкармливает их.

Слайд 8. - Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

-Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда   корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц.

(Обобщая ответы детей, учитель открывает на доске  схему)

Слайд 9.

 Как животные готовятся к зиме

                                                                    

                                                               

                        

                                                                                                                                                    

Слайд 10.

4.  Физкультминутка

Солнце землю греет слабо,

        (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

        (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

        (Руки на пояс, поворот вокруг себя)                               

Побелел морковный нос.

        (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

        (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

        (Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

        (Имитируют движение руками)

Слайд 11.

5.  Отгадай загадки

                        Среди леса

Кузнецы куют.

                                (Дятлы)

Шуба серая для лета,

                        Для зимы другого цвета.

                                                (Заяц)

Без крыльев,

А быстрее птицы                                                                                          

С дерева на дерево перелетает.

                                                (Белка)

Какая птица зимой птенцов выводит?

                                                (Клёст)

                        Что за девица?

                               Не швея, не мастерица.

                                Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                                                          (Ель)

- Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?

- Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.

- Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

6. Работа по теме урока.

 «Невидимые нити в зимнем лесу»

- Что мы называем невидимыми нитями?

- Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду.

Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные.

- Сегодня мы посмотрим эту связь.

Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

Слайд 12. - Рассмотрите рисунок.

Как связана жизнь животных с елью?

- Животные питаются семенами ели.                                        

- Прячутся среди ветвей ели, под ними.

- Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.

- Но существует также и связь между животными – «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё  только часть семян, а затем её бросает. Бро-

шенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом  шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях. Вот  так интересна жизнь  зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

        

На примере только одной ёлочки мы убедились, что она служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.

        

- Кто дружит с елью?

Белка.                              Клесты.

Заяц.                                Ласка.

Глухарь.                           Мыши.

- Почему они дружат с елью?  

- Ель даёт животным еду, укрывает их от непогоды.

- Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.

-В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.

-Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, брошенные клестом шишки?

 -  Белка - это облегчит ей поиск пищи.

  Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.

-Подумайте, почему можно назвать их друзьями ели?

- Они связаны цепью питания , разносят семена.)

-Как вы думаете, если бы у ели не было таких друзей, смогли бы семена попасть в землю?

Оказывается шишки ели раскрываются сами, как только февральское или мартовское солнце начнет их пригревать , и из них высыпаются легкие крылатые семена, которые подхватывает ветер и разносит в разные стороны.

-Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

-Какому празднику посвящена эта страничка?    

Слайд 13. 

-Как вы думаете, почему елочка не любит этот праздник?

 - По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Нового года сотни, тысячи елочек. Человек, стремясь украсить    свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.

   -Что это за собой влечет?

-Какой сделаем вывод?

- Надо подумать над тем, стоит ли приобретать настоящую елочку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной?

-Берегите ели!

Вырубая ели, мы лишаем животных дома, крова, корма.

Слайд 14.

7. Повторение о пищевых цепочках.

Выполнение задания в рабочих тетрадях с. 54

Напишите в клеточках названия животных, которые                                    

кортятся семенами ели

8.  Итог.

-Что мы называем невидимыми нитями,                                                          

-Существуют ли они в зимнем лесу?

9. Домашнее задание.

1. Составить пищевую цепочку, начиная с семян ели.

2. Изготовить плакат в защиту елочки от вырубки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир2 на тему "Зона арктических пустынь"4 класс

Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" на тему "Зона арктических пустынь" 4 класс...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...