Разработка урока "Как люди мечтали летать"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Грачева Оксана Борисовна

Разработка урока по окружающему миру  "Как люди мечтали летать"  (3 класс) по программе "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе

по программе «Начальная школа XXI века»

 (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

по теме: «Как люди мечтали летать»

Учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №867

Грачевой О.Б.

Москва

2013

«Как люди мечтали летать»

Окружающий мир 3 класс

Цель: сформировать у детей представление о научных открытиях в области летательных аппаратов и самолетов в 19-20 веках.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний об открытиях, совершенных людьми в 19-20 веках;

- содействовать осознанию ценности изучаемого материала, через раскрытие значения науки для развития человечества;

- создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути ее решения;

- способствовать обогащению словаря учащихся;

- развивать у детей потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая их индивидуальные способности;

- воспитывать чувство гордости за наших предков;

- развивать коммуникативные качества через работу в группах;

- воспитывать уважение к точке зрения товарища, чувство взаимовыручки.

  Оборудование:

- учебник «Окружающий мир» 3 класс;

- толковые словари – 5 шт.;

- 6 конвертов с заданиями для групп;

- презентация;

- воздушные шарики (по количеству детей);

- карточки со словами: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан;

- иллюстрации летательных аппаратов: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан;

- видеоролик «Взлет ракеты»;

- видеоролик «Две половинки» - физминутка.

   План

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка цели
  4. Изучение новой темы
  5. Рассказ учителя об Икаре
  6. Работа в группах
  7. Изучение нового материала
  8. Физминутка
  9. Работа по учебнику
  10.  Закрепление изученного материала
  11. Эксперимент с воздушным шаром
  12. Подведение итогов
  13. Домашнее задание
  14. Рефлексия

«Как люди мечтали летать»

  1. Орг. момент

     - Доброе утро! Мы начинаем урок окружающего мира. Вы, наверное, догадались, как мы будем работать? (в группах)

    - Какой совет Вы можете дать друг другу при данном виде работы? (проявлять уважение, прислушиваться друг к другу, вместе решать все вопросы).

    - Итак, вы готовы?

            2. Актуализация знаний

     - Прочитайте народную мудрость «Дерево ценят по корням, а человека по делам».

                                                                                                                    (записано на доске)

     - Как Вы понимаете эту пословицу?

     - Кто догадался, почему эти слова прозвучали в начале урока? (изучаем раздел «Открытия человека в 19-20вв.»)                                                                Слайд №1

     - С какими открытиями мы уже знакомы? (изобретение парохода и  автомобиля)

                                                                                                                       Слайд №2

          3. Постановка цели урока

     - Посмотрите на экран. О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?

                                                                                                                       Слайд №3

     - Сформулируйте тему сегодняшнего урока… («Как человек мечтал летать») *

         4. Переход к изучению новой темы

     - Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы. С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать. Вы знаете такие? (ступа, ковер-самолет…)

        5. Рассказ учителя об Икаре

    - Мысль о полетах манила человека с древности, о его желании подняться в воздух свидетельствуют мифы и легенды.

    - Знаете ли Вы, кто это? (Икар)                                                                     Слайд №4 *

    – Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу воск расплавился, Икар упал и погиб. Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям.

   - Поднимите руки, кто из Вас стремится к знаниям?

   - Что на этом уроке мы должны узнать?

   - Чему должны научиться?

       6. Работа в группах

      - На этом уроке Вы сами будете искать ответы, и делать свои открытия.

А) Конверт №1

    - Откройте конверт №1 и, отгадав ребус, сообщите нам, с каким изобретением Ваша группа будет работать.

     

     №1.  Э Р А С Т О Т А

              2  3 1  5  8  4 6  7    (аэростат)

     №2.  П А Р А Э Н О Л

              5  1  3 7  2  8  4  6   (аэроплан)

 

     №3. Ж  И  Л И  Д  Ь  Б  А  Р

              5   2  8   4  1   9  7   6  3 (дирижабль)

     №4.  Т О С  Е Л А М

              7  4  1  6  5  2  3  (самолет)

     №5.  Р А П Л  Е  Н

              6  3  1  2  5  4  (планер)

              (на крыле доски (спрятаны от глаз детей) висят карточки с названием авиационного             изобретения, отгадав, дети ищут и вывешивают)

Б) Конструирование самолетов

   - Сейчас я попрошу от каждой группы выбрать 2 человека, которые должны будут до конца урока суметь сконструировать самолет, пользуясь схемой.

  - Возьмите конверт №5 и начинайте работу. По ее окончанию сложите самолеты в конверт и продолжайте работать вместе со своей группой.

В) Работа с толковыми словарями

    - Посмотрите, какие сложные слова! Можете Вы мне назвать их лексические значения? А что нам поможет это сделать? (толковый словарь)

Аэростат – воздухоплавательный аппарат, то же, что воздушный шар (Д.Н.Ушаков толковый словарь, стр.56)

Аэроплан – самая первая модель самолета (Толковый словарь русского языка, стр. 18)

Дирижабль –  управляемый воздушный шар (аэростат) (Словарь иностранных слов, стр. 167)

Самолет – летательный аппарат, тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями (детский иллюстрированный толковый словарь, стр.178)

Планер – безмоторный летательный аппарат, тяжелее воздуха для планирующего или парящего паллета. (С.И.Ожегов Толковый словарь, стр. 521)

    -  Познакомьте нас с лексическим значением отгаданного Вами слова и прикрепите иллюстрацию своего летательного аппарата к слову, обозначающему его название.

         (на крыле доски висят иллюстрации этих изобретений)

     7. Изучение нового материала

- Словарь – это очень хорошо! А хватит ли нам, ученым, делающим открытия этой информации?

В) Конверт №2

 - Перед Вами текст, пожалуйста, ознакомьтесь с ним.

Аэростат

       Первый воздушный шар появился в конце 18 века. Его изобретение принадлежит братьям  Монгольфье. На фабрике своего отца они изготовили большой бумажный шар и заполнили его дымом. Шар диаметром около 4 метров поднялся в небо на высоту 300 метров и находился в полете минут десять. На нем отправились в путешествие петух и баран.
     Большой вклад в развитие  аэростатов внес парижский ученый Жак-Александр Шарль. В качестве оболочки он использовал легкую шелковую ткань и разработал  способы управления воздушным шаром, догадался о необходимости брать с собой груз для увеличения дальности полета и якорь для посадки. С тех пор и до наших дней форма воздушного шара осталась практически неизменной.

Дирижабль

      После возникновения аэростата, изобретатели стали думать, как сделать шар управляемым. В 1852 году это удалось французскому изобретателю Жиффару. Он дал своему аппарату французское имя «дирижабль», что значит «управляемый». Дирижабль Жиффара имел пропеллер.

       В начале прошлого века дирижабль стал металлическим, с двигателем вроде автомобильного. На дирижаблях перевозили пассажиров и грузы через океан, летали к Северному полюсу. Дирижабли часто использовали и в военных целях – для охраны неба над важными объектами.

Аэроплан

      В начале 19 века братья Райт построили и испытали  аэроплан, показав невероятные в те времена результаты. Аэроплан мог продержаться в воздухе 38 минут и пролетал 39км.

        19 век был веком развития аэропланов. В то время французский ученый Фарман совершил полет на своем аэроплане через часть Атлантического океана. Этот аэроплан был очень надежным и послушным в управлении. На нем тысячи пилотов с разных стран прошли курс обучения. Он был первым аэропланом, который начал выпускаться в больших количествах.

            Самолет

В середине 19 века, русский изобретатель Александр Федорович Можайский первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца.  

Можайский изучил труды своих предшественников, дополнил их, своими познаниями и опытом. Он сумел завершить постройки первого в мире самолета. Это был  подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Планер

        Первые полеты человека на летательном аппарате тяжелее воздуха были на планерах. Эти летательные аппараты не имели даже кабины летчика. Первым в полет на планере отправили 10летнего мальчика, по мнению конструкторов – это замечательный возраст, в котором прекрасно сочетается невысокий вес и умение управлять планером.  На некоторых планерах  летчик лежал на платформе, на других висел на руках и управлял полетом движениями своего тела.

         После Первой мировой войны учебные планеры оборудовали рулями высоты и направления. Но все же, летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Несколько позже появились лобовые стекла. Сейчас, планеризм рассматривается как вид занятия спортом.

- А теперь, возьмите простой карандаш и выделите самое главное. Подготовьтесь в краткой форме нам рассказать об изобретении, которое Вы для себя раскрываете так, чтобы информация была нам понятна.

(на  доске  висят иллюстрации авиационного изобретения, выходя, дети ищут и вывешивают)

     8. Физминутка (музыкальная)

     9. Работа по учебнику «Картинная галерея»                                     Слайд №5

- Откройте учебники на стр. 45.

– Какая картина представлена в рубрике? (Александр Александрович Дейнека «Никитка – первый русский летун»)

- Я Вам прочитаю один отрывок, к которому и была написана картина. А Вы внимательно ее рассмотрите и оцените поступок мальчика.

       «Однажды в зимний пасмурный день толпы гуляющих наблюдали, как с церковной звонницы прыгнул человек с крыльями за спиной. Это был слуга боярина – Никитка. За происходящим наблюдал и царь Иван Грозный. Не понравилась ему затея Никитки. Царский приказ гласил: «Человек не птица и крыльев не имеет. А если кто приставит себе крылья, то против естества творит. За такое содружество с нечистой силой отрубать выдумщику голову».

      Хоть и умным был Иван Грозный, но не понимал мечты человека подняться, как птица, в небо. Петр I был первым, кто заметил: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, как птицы!»

- Дайте оценку поступку мальчика.

- Он заслуживает уважения? – А осуждения? – Может он кого-нибудь удивляет?

- Хорошо, что среди нас есть такие Никитки?

Вывод: все открытия часто основываются на риске, а иногда заканчиваются трагически.

      10. Закрепление изученного материала

   - Чтобы понять, на сколько мы сегодня постарались, откройте конверт №3.

  - Разгадайте кроссворд

1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках (ковер-самолет)

2. Имя мальчика, прыгнувшего с церковной звонницы (Никитка)

3. Имя мифического героя, спалившего крылья о солнце (Икар)

4. На борту какого сооружения при первом полете находился 10летний мальчик? (планер)

5. Летательный аппарат, которым управляла Баба-Яга? (ступа)

     Составь из букв в выделенных квадратах название изобретения человека, которое будет отгадкой к загадке: 

«Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд».

3.

И


5.

Н

К

4.

П

И

А

Л

С

К

О

В

Ё

Р

-

С

А

М

О

Л

Ё

Т

И

Н

У

Т

Е

П

К

Р

А

А

       

                2.

                 1.
                                                                                                         

- Какое слово у Вас получилось? (Это РАКЕТА)

11. Эксперимент с воздушным шариком

-  Так совпало, что наш урок прошел накануне Дня… (космонавтики).  Слайд №6

О полетах в космос мы поговорим во вторник. А сегодня я хочу, чтобы каждый из Вас почувствовал себя настоящим первооткрывателем. Мальчики, за счет чего ракета поднимается в воздух?                                                                   Слайд №7

- Перед полетом баки заполняются горючим. Достаньте баки (воздушные шарики) из конверта №4, заполните их горючим (надуть шарики).

- По команде «зажигание» горючие вспыхивает, превращаясь в газ. Газ вырывается в узкое отверстие «сопло» - струя газа летит вниз, а ракета вверх       (видео)

- Когда я произнесу зажигание, Вы отпустите шарик …

- Шарик улетел по тому же принципу, что и ракета, а как управляют этой струей газов, мы узнаем позже.

12. Подведение итогов

- Посмотрите на доску, перед Вами 5 авиационных открытий. Расположите их в порядке появления.

(1.- аэростат, 2.- дирижабль, 3.- планер, 4.- аэроплан, 5.- самолет)

- Продолжите фразу, помещенную в конверт №6  (одно высказывание от группы)

№1. На сегодняшнем уроке мы узнали…

№2. На сегодняшнем уроке мы удивились…

№3. На сегодняшнем уроке мы огорчились…

№4. На сегодняшнем уроке мы научились…

№5. На сегодняшнем уроке мы смогли…

13. Задание на дом

                                                                                                            Слайд №8

- Человек изобрел разные виды летательных аппаратов, но нет предела совершенству. Перед Вами проекты аппаратов будущего. Попробуйте дома нарисовать совершенно новый летательный аппарат.

14. Рефлексия

- Из конверта№5, возьмите по самолетику и если у Вас хорошее настроение после урока, по моей команде запустите его, а если плохое, оставьте в руках.

- Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...

Урок "Как люди мечтали летать"

Урок по окружающему миру разработан по программе "Начальная школа XXI века" для учащихся 3 класса. Тема "Как люди научились летать". В основе урока лежитдеятельностный подход и исследовательский метод...

Конспект урока "Как люди научились летать. Буква Э, звук "э"

Урок изучения нового, на котором учащиеся должны усвоить, что  буква э обозначает звук "э", а воздушный транспорт имеет свою историю развития, которая ещё не окончена.   К кон...

Разговоры о важном по теме: «Мечтаю летать»

Конспект занятия  содержит региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу...

Мечтаю летать...

Знаете ли вы, кто сделал первый реальный шаг к полётам в космос?...

методическая разработка: "Знаменитые люди России"

методическая разработка о знаменитых людях России, состоящая из цикла занятий, для детей старшей и средней школы....

методическая разработка: "Знаменитые люди России"

методическая разработка о знаменитых людях России, состоящая из цикла занятий, для детей старшей и средней школы....