Урок "Как люди мечтали летать"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Грачева Оксана Борисовна

Урок по окружающему миру разработан по программе "Начальная школа XXI века" для учащихся 3 класса. Тема "Как люди научились летать". В основе урока лежитдеятельностный подход и исследовательский метод.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 3 классе

по программе «Начальная школа XXI века»

 (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

по теме: «Как люди мечтали летать»

Учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №867

Грачевой О.Б.

Москва

2013

«Как люди мечтали летать»

Окружающий мир 3 класс

Цель: сформировать у детей представление о научных открытиях в области летательных аппаратов и самолетов в 19-20 веках.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний об открытиях, совершенных людьми в 19-20 веках;

- содействовать осознанию ценности изучаемого материала, через раскрытие значения науки для развития человечества;

- создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути ее решения;

- способствовать обогащению словаря учащихся;

- развивать у детей потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая их индивидуальные способности;

- воспитывать чувство гордости за наших предков;

- развивать коммуникативные качества через работу в группах;

- воспитывать уважение к точке зрения товарища, чувство взаимовыручки.

  Оборудование:

- учебник «Окружающий мир» 3 класс;

- толковые словари – 5 шт.;

- 6 конвертов с заданиями для групп;

- презентация;

- воздушные шарики (по количеству детей);

- карточки со словами: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан;

- иллюстрации летательных аппаратов: аэростат, дирижабль, самолет, планер, аэроплан;

- видеоролик «Взлет ракеты»;

- видеоролик «Две половинки» - физминутка.

   План

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка цели
  4. Изучение новой темы
  5. Рассказ учителя об Икаре
  6. Работа в группах
  7. Изучение нового материала
  8. Физминутка
  9. Работа по учебнику
  10.  Закрепление изученного материала
  11. Эксперимент с воздушным шаром
  12. Подведение итогов
  13. Домашнее задание
  14. Рефлексия

«Как люди мечтали летать»

  1. Орг. момент

     - Доброе утро! Мы начинаем урок окружающего мира. Вы, наверное, догадались, как мы будем работать? (в группах)

    - Какой совет Вы можете дать друг другу при данном виде работы? (проявлять уважение, прислушиваться друг к другу, вместе решать все вопросы).

    - Итак, вы готовы?

            2. Актуализация знаний

     - Прочитайте народную мудрость «Дерево ценят по корням, а человека по делам».

                                                                                                                    (записано на доске)

     - Как Вы понимаете эту пословицу?

     - Кто догадался, почему эти слова прозвучали в начале урока? (изучаем раздел «Открытия человека в 19-20вв.»)                                                                Слайд №1

     - С какими открытиями мы уже знакомы? (изобретение парохода и  автомобиля)

                                                                                                                       Слайд №2

          3. Постановка цели урока

     - Посмотрите на экран. О чем мечтал человек, когда смотрел на этих животных?

                                                                                                                       Слайд №3

     - Сформулируйте тему сегодняшнего урока… («Как человек мечтал летать») *

         4. Переход к изучению новой темы

     - Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы. С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать. Вы знаете такие? (ступа, ковер-самолет…)

        5. Рассказ учителя об Икаре

    - Мысль о полетах манила человека с древности, о его желании подняться в воздух свидетельствуют мифы и легенды.

    - Знаете ли Вы, кто это? (Икар)                                                                     Слайд №4 *

    – Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу воск расплавился, Икар упал и погиб. Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям.

   - Поднимите руки, кто из Вас стремится к знаниям?

   - Что на этом уроке мы должны узнать?

   - Чему должны научиться?

       6. Работа в группах

      - На этом уроке Вы сами будете искать ответы, и делать свои открытия.

А) Конверт №1

    - Откройте конверт №1 и, отгадав ребус, сообщите нам, с каким изобретением Ваша группа будет работать.

     

     №1.  Э Р А С Т О Т А

              2  3 1  5  8  4 6  7    (аэростат)

     №2.  П А Р А Э Н О Л

              5  1  3 7  2  8  4  6   (аэроплан)

 

     №3. Ж  И  Л И  Д  Ь  Б  А  Р

              5   2  8   4  1   9  7   6  3 (дирижабль)

     №4.  Т О С  Е Л А М

              7  4  1  6  5  2  3  (самолет)

     №5.  Р А П Л  Е  Н

              6  3  1  2  5  4  (планер)

              (на крыле доски (спрятаны от глаз детей) висят карточки с названием авиационного             изобретения, отгадав, дети ищут и вывешивают)

Б) Конструирование самолетов

   - Сейчас я попрошу от каждой группы выбрать 2 человека, которые должны будут до конца урока суметь сконструировать самолет, пользуясь схемой.

  - Возьмите конверт №5 и начинайте работу. По ее окончанию сложите самолеты в конверт и продолжайте работать вместе со своей группой.

В) Работа с толковыми словарями

    - Посмотрите, какие сложные слова! Можете Вы мне назвать их лексические значения? А что нам поможет это сделать? (толковый словарь)

Аэростат – воздухоплавательный аппарат, то же, что воздушный шар (Д.Н.Ушаков толковый словарь, стр.56)

Аэроплан – самая первая модель самолета (Толковый словарь русского языка, стр. 18)

Дирижабль –  управляемый воздушный шар (аэростат) (Словарь иностранных слов, стр. 167)

Самолет – летательный аппарат, тяжелее воздуха с двигателем и неподвижными крыльями (детский иллюстрированный толковый словарь, стр.178)

Планер – безмоторный летательный аппарат, тяжелее воздуха для планирующего или парящего паллета. (С.И.Ожегов Толковый словарь, стр. 521)

    -  Познакомьте нас с лексическим значением отгаданного Вами слова и прикрепите иллюстрацию своего летательного аппарата к слову, обозначающему его название.

         (на крыле доски висят иллюстрации этих изобретений)

     7. Изучение нового материала

- Словарь – это очень хорошо! А хватит ли нам, ученым, делающим открытия этой информации?

В) Конверт №2

 - Перед Вами текст, пожалуйста, ознакомьтесь с ним.

Аэростат

       Первый воздушный шар появился в конце 18 века. Его изобретение принадлежит братьям  Монгольфье. На фабрике своего отца они изготовили большой бумажный шар и заполнили его дымом. Шар диаметром около 4 метров поднялся в небо на высоту 300 метров и находился в полете минут десять. На нем отправились в путешествие петух и баран.
     Большой вклад в развитие  аэростатов внес парижский ученый Жак-Александр Шарль. В качестве оболочки он использовал легкую шелковую ткань и разработал  способы управления воздушным шаром, догадался о необходимости брать с собой груз для увеличения дальности полета и якорь для посадки. С тех пор и до наших дней форма воздушного шара осталась практически неизменной.

Дирижабль

      После возникновения аэростата, изобретатели стали думать, как сделать шар управляемым. В 1852 году это удалось французскому изобретателю Жиффару. Он дал своему аппарату французское имя «дирижабль», что значит «управляемый». Дирижабль Жиффара имел пропеллер.

       В начале прошлого века дирижабль стал металлическим, с двигателем вроде автомобильного. На дирижаблях перевозили пассажиров и грузы через океан, летали к Северному полюсу. Дирижабли часто использовали и в военных целях – для охраны неба над важными объектами.

Аэроплан

      В начале 19 века братья Райт построили и испытали  аэроплан, показав невероятные в те времена результаты. Аэроплан мог продержаться в воздухе 38 минут и пролетал 39км.

        19 век был веком развития аэропланов. В то время французский ученый Фарман совершил полет на своем аэроплане через часть Атлантического океана. Этот аэроплан был очень надежным и послушным в управлении. На нем тысячи пилотов с разных стран прошли курс обучения. Он был первым аэропланом, который начал выпускаться в больших количествах.

            Самолет

В середине 19 века, русский изобретатель Александр Федорович Можайский первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца.  

Можайский изучил труды своих предшественников, дополнил их, своими познаниями и опытом. Он сумел завершить постройки первого в мире самолета. Это был  подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.

Планер

        Первые полеты человека на летательном аппарате тяжелее воздуха были на планерах. Эти летательные аппараты не имели даже кабины летчика. Первым в полет на планере отправили 10летнего мальчика, по мнению конструкторов – это замечательный возраст, в котором прекрасно сочетается невысокий вес и умение управлять планером.  На некоторых планерах  летчик лежал на платформе, на других висел на руках и управлял полетом движениями своего тела.

         После Первой мировой войны учебные планеры оборудовали рулями высоты и направления. Но все же, летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Несколько позже появились лобовые стекла. Сейчас, планеризм рассматривается как вид занятия спортом.

- А теперь, возьмите простой карандаш и выделите самое главное. Подготовьтесь в краткой форме нам рассказать об изобретении, которое Вы для себя раскрываете так, чтобы информация была нам понятна.

(на  доске  висят иллюстрации авиационного изобретения, выходя, дети ищут и вывешивают)

     8. Физминутка (музыкальная)

     9. Работа по учебнику «Картинная галерея»                                     Слайд №5

- Откройте учебники на стр. 45.

– Какая картина представлена в рубрике? (Александр Александрович Дейнека «Никитка – первый русский летун»)

- Я Вам прочитаю один отрывок, к которому и была написана картина. А Вы внимательно ее рассмотрите и оцените поступок мальчика.

       «Однажды в зимний пасмурный день толпы гуляющих наблюдали, как с церковной звонницы прыгнул человек с крыльями за спиной. Это был слуга боярина – Никитка. За происходящим наблюдал и царь Иван Грозный. Не понравилась ему затея Никитки. Царский приказ гласил: «Человек не птица и крыльев не имеет. А если кто приставит себе крылья, то против естества творит. За такое содружество с нечистой силой отрубать выдумщику голову».

      Хоть и умным был Иван Грозный, но не понимал мечты человека подняться, как птица, в небо. Петр I был первым, кто заметил: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, как птицы!»

- Дайте оценку поступку мальчика.

- Он заслуживает уважения? – А осуждения? – Может он кого-нибудь удивляет?

- Хорошо, что среди нас есть такие Никитки?

Вывод: все открытия часто основываются на риске, а иногда заканчиваются трагически.

      10. Закрепление изученного материала

   - Чтобы понять, на сколько мы сегодня постарались, откройте конверт №3.

  - Разгадайте кроссворд

1. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках (ковер-самолет)

2. Имя мальчика, прыгнувшего с церковной звонницы (Никитка)

3. Имя мифического героя, спалившего крылья о солнце (Икар)

4. На борту какого сооружения при первом полете находился 10летний мальчик? (планер)

5. Летательный аппарат, которым управляла Баба-Яга? (ступа)

     Составь из букв в выделенных квадратах название изобретения человека, которое будет отгадкой к загадке: 

«Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд».

3.

И


5.

Н

К

4.

П

И

А

Л

С

К

О

В

Ё

Р

-

С

А

М

О

Л

Ё

Т

И

Н

У

Т

Е

П

К

Р

А

А

       

                2.

                 1.
                                                                                                         

- Какое слово у Вас получилось? (Это РАКЕТА)

11. Эксперимент с воздушным шариком

-  Так совпало, что наш урок прошел накануне Дня… (космонавтики).  Слайд №6

О полетах в космос мы поговорим во вторник. А сегодня я хочу, чтобы каждый из Вас почувствовал себя настоящим первооткрывателем. Мальчики, за счет чего ракета поднимается в воздух?                                                                   Слайд №7

- Перед полетом баки заполняются горючим. Достаньте баки (воздушные шарики) из конверта №4, заполните их горючим (надуть шарики).

- По команде «зажигание» горючие вспыхивает, превращаясь в газ. Газ вырывается в узкое отверстие «сопло» - струя газа летит вниз, а ракета вверх       (видео)

- Когда я произнесу зажигание, Вы отпустите шарик …

- Шарик улетел по тому же принципу, что и ракета, а как управляют этой струей газов, мы узнаем позже.

12. Подведение итогов

- Посмотрите на доску, перед Вами 5 авиационных открытий. Расположите их в порядке появления.

(1.- аэростат, 2.- дирижабль, 3.- планер, 4.- аэроплан, 5.- самолет)

- Продолжите фразу, помещенную в конверт №6  (одно высказывание от группы)

№1. На сегодняшнем уроке мы узнали…

№2. На сегодняшнем уроке мы удивились…

№3. На сегодняшнем уроке мы огорчились…

№4. На сегодняшнем уроке мы научились…

№5. На сегодняшнем уроке мы смогли…

13. Задание на дом

                                                                                                            Слайд №8

- Человек изобрел разные виды летательных аппаратов, но нет предела совершенству. Перед Вами проекты аппаратов будущего. Попробуйте дома нарисовать совершенно новый летательный аппарат.

14. Рефлексия

- Из конверта№5, возьмите по самолетику и если у Вас хорошее настроение после урока, по моей команде запустите его, а если плохое, оставьте в руках.

- Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

К 50-летию со полета в космос  Ю.А. Гагарина. Окружающий мир (3 кл.) Программа «Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой) Тема урока: «Как люди мечтали летать» Задачи уро...

Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Труд людей летом и осенью".

Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...

Разработка урока "Как люди мечтали летать"

Разработка урока по окружающему миру  "Как люди мечтали летать"  (3 класс) по программе "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой....

Внеурочная деятельность:"Знаменитые люди России"конспект занятия ,мини-проект "Дом моей мечты"

Полный конспект занятия по внеурочной деятельности с презентацией и дополнительными материалами для детей.Цель: воспитание ценностного отношения к семье; формирование позитивного опыта семейных отноше...

Конспект урока "Как люди научились летать. Буква Э, звук "э"

Урок изучения нового, на котором учащиеся должны усвоить, что  буква э обозначает звук "э", а воздушный транспорт имеет свою историю развития, которая ещё не окончена.   К кон...

Разговоры о важном по теме: «Мечтаю летать»

Конспект занятия  содержит региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу...

Мечтаю летать...

Знаете ли вы, кто сделал первый реальный шаг к полётам в космос?...